Как одеть кевларовую покрышку

Опубликовано: 15.05.2024

Когда обычная эволюция исчерпывает свои возможности и замирает, дальнейшее движение возможно только революционным путём. Наверное, вы подумали, что это цитата из шестого тома полного собрания сочинений Владимира Ильича Ленина. Вовсе нет! Так, или примерно так, рассуждали создатели шин Goodyear, когда усиливали боковину своей покрышки кевларом. Что поделать, для выхода на новый уровень шинной промышленности тоже требуются радикальные решения и приёмы. Тем более что эта лёгкая и непробиваемая броня сегодня применяется везде, где нужно получить максимум прочности при минимуме веса. Есть у кевлара и ещё одно положительное свойство — его эластичность…

Дальше просто — засунули в боковину несколько слоёв кевларового полотна, добавили силики к резиновой смеси для большей пластичности и рецепт вездеходных шин Wrangler MT/R готов. Так что же получили в результате? Очень выносливую шину, способную спокойно переносить езду даже при давлении 0,3 Атм и не боящуюся наездов спущенной боковиной на острые камни. Разуть такое колесо практически невозможно! Кроме того, при низком давлении начинает полноценно работать часть протектора, расположенная на боковой поверхности, добавляя ему вездеходности. А в накачанном состоянии на асфальте шины остаются достаточно тихими, не мешая слушать радио или разговаривать между собой.

Хотя шины позиционируются как летние, они, по причине всё той же мягкости, неплохо справляются
со снегом. Крупно нарезанный протектор отлично отводит грязь, плотный снег и снежную кашу и уверенно цепляется за твёрдую поверхность. Аккуратность надо проявлять лишь на льду, где скорее пригодятся не свойства боковины, а обычные шипы. Эластичность положительно повлияла и на ресурс — колёса изнашиваются примерно вдвое медленнее предшественников даже при агрессивном движении по бездорожью. Одним словом, кевлар в составе шины — решение, полезное со всех точек зрения, особенно для тех, кто регулярно и много ездит по плохим покрытиям, включая тяжёлое бездорожье.

У ж е с ам о по себе слово «кевлар» непрозрачно намекает на заложенную в изделии прочность. И это действительно так: шины с кевларовым кордом демонстрируют чудеса живучести, но начнём мы не с описания их особенностей, а с вопроса о том, что такое кевлар, чем он так хорош и зачем вообще нужен?

Это синтетическое волокно химики называют полипарафенилен-терефталамид (некоторые компании используют термин «арамид»), и придумано оно было фирмой DuPont ещё в 1965 году. Начиная с 1970-го кевлар для армирования колёс производится в промышленных масштабах. Кроме того, он используется в лёгких бронежилетах, специальных сверхпрочных канатах, внешней оплётке оптоволоконных кабелей и даже тормозных колодках. Его главный плюс — необыкновенная прочность на разрыв (от 280 до 550 кг/мм) при малом весе и незаурядной эластичности. При равных условиях кевлар прочнее стали в пять раз. Как видите, для постройки каркаса шин этот материал почти идеален!

Можно долго говорить о положительных и отрицательных сторонах покрышек, но гораздо ценнее услышать мнение эксперта, лично проверившего их характеристики и заявленную универсальность. В нашем случае в этом качестве выступит давний поклонник моделей Goodyear Wrangler, основатель тверского клуба «Лебёдушка» Евгений Павлов, впечатления которого в значительной степени и легли в основу материала.

Для начала уточним позиции, которые занимают модели Goodyear Wrangler MT/R и All-Terrain Adventure с кевларом на нашем рынке. Важно отметить, что в модельной линейке компании нет точного соответствия привычным в нашей стране стандартам А/Т и M/T. Стандарты Goodyear как бы немного расширены. И, например, Wrangler Аll-Тerrain — по сути, хорошая дорожная резина с характерными признаками А/Т, а не менее универсальная Wrangler Duratrac занимает позицию между А/Т и М/Т.

ПРЕИМУЩЕСТВО НА БЕЗДОРОЖЬЕ, КОМФОРТ НА ДОРОГЕ

Используют кевлар и при постройке грязевых шин. Но, конечно, первое, что бросается в глаза при знакомстве с Wrangler MT/R, — уникальный асимметричный рисунок протектора, в котором нет привычной «ёлки», точнее, от неё осталась только половина. Другая часть протектора сформирована более мелкими шашками, непрерывная череда которых не только снижает шум, но и очень хорошо работает при выезде из колеи. И когда сторона шины с косыми ламелями работает так же, как у стандартной «ёлки», выступ за выступом цепляясь за кромку колеи, другая часть с менее развитым поперечным, но лучшим продольным зацепом не даёт колесу сползти обратно в канаву. В сумме это даёт уникальные свойства по выползанию из колеи, чему есть подтверждения и от водителей, обувших внедорожники в эти покрышки, и от нашего эксперта, который дополнительно отметил удачную форму боковины, препятствующую повреждению диска.

Разгрызая неподатливый край препятствия, шина, особенно спущенная до низкого давления, норовит лечь боковиной на грунт, отчего возрастает опасность бокового прокола. Но конструкторы Wrangler MT/R предусмотрели такую опасность и защитили боковину кевларом. Шина, получившая кевларовый пояс, имеет на 35 % большую стойкость к проколам. С такими колёсами можно даже говорить о ненужности запаски: боковые порезы у кевларовых колёс — чрезвычайная редкость. Этот тезис подтверждают и поклонники тяжёлого бездорожья, использующие модель MT/R и имеющие опыт многомесячных рискованных поездок вообще без запасок.

Надо заметить, что, помимо достижений в области каркаса, у шин есть ноу-хау и по части материала и формы протектора. В отличие от своего предшественника, MT/R c кевларом более эффективно выводит грязь из канавок протектора. Особенно хорошо покрышка самоочищается на повышенных оборотах, если дать газ. Кроме того, они лучше переносят длительную эксплуатацию при низком давлении и запредельных отрицательных температурах, что очень важно, например, на Крайнем Севере при пересечении торосов. Даже после длительной стоянки на морозе при низком давлении колесо не становится квадратным, оставаясь эластичным и готовым встречать удары судьбы в виде острых ледяных кромок.

БАЛАНС КАЧЕСТВ

Плюсы кевларового каркаса можно рассмотреть и на примере модели Wrangler All-Terrain Adventure. В стандартном исполнении шины имеют брекерный пояс из кевлара компании DuPont (а размеры с индексом LT — двойной кевларовый пояс). Эти покрышки обеспечивают баланс качеств на большинстве существующих покрытий. Открытые канавки и выступающие блоки плечевой зоны протектора All-Terrain Adventure помогают выводить воду и грязь из пятна контакта. Результат очевиден — это безопасное движение и по дороге в любую погоду, и по самому неблагоприятному бездорожью. Выступы на плечевой зоне протектора формируют дополнительные кромки зацепления, благодаря чему при движении в глубокой грязи и снегу сцепление сохраняется на высоком уровне. Многочисленные ламели и специальный состав резиновой смеси обеспечивают высокий уровень характеристик шины в зимнее время. Значок «снежинка» (3PSF) на моделях с индексом LT подтверждает успешное испытание в условиях низких температур. Разумеется, нельзя говорить об этой покрышке как о настоящей зимней. Но при аккуратном вождении сцепления в большинстве случаев хватит.

Шина All-Terrain Adventure выпускается во всех популярных размерностях, к моделям американских, европейских и японских автомобильных брендов. Линейка включает 32 стандартных и предназначенных для тюнинга размера в диапазоне посадочных диаметров от 15 до 20 дюймов.

В этой статье вы найдете важную для себя информацию по подбору покрышек и их разновидностях. Узнаете на что стоит обратить внимание при покупке шин. Какие велошины подойдут для вашего любимого вида езды. И кратко рассмотрим особенности их строения.

Анатомия велосипедной покрышки

Велошина состоит из четырех основных компонентов:

  • Протектор. Верхний слой покрышки, от физических параметров которого зависит накат. Материал из которого изготавливают – это обычно или компаунд (полимерные соединения) или каучук(сырец теперь в редкость, используют все чаще синтетический с добавлением пластификаторов, и прошедший через процесс вулканизации). Что бы определить, что у вас: каучук или компаунд, проведите рукой по шине. Если материал потянется в направлении движения – это резина, если нет – полимер.

Играет роль так же и рисунок на протекторе, от него зависит сцепляемость колеса с поверхностью, то-есть возможность проезжать определенные типы дороги максимально комфортно и без травматизма. Об этом отдельно ниже по тексту.

  • Корд. Каркас велосипедной покрышки, который плетется из металлических или кевларовых нитей с добавлением синтетических примесей. От плотности плетения нитей зависит качество покрышки, ее устойчивость перед проколами, жесткость и цена. Чем толще плетение, тем будет дороже стоить покрышка для велосипеда. Кевларовые корды легче по весу, чем металлические. Плотность вязки определяется по показателю TPi (количество рядов нити в 1дюйме). Если у вас на шине просвечивается корд, то вам не помешало бы сменить резину.
  • Бортировочный трос. Фрейм, который удерживает покрышку на колесе. Изготавливается из стальной крученой проволоки или кевлара. Еще одно преимущество кевлара, то что такие велошины можно скручивать и транспортировать даже в рюкзаке при меньшем занятом объеме.От качества тросов зависит сила прилегания покрышки к ободу.
  • Борта. Боковые стенки шины. Бывают двух видов: гамволы(GumWALL) и скинволы(SkinWALL). Первые используются на более дешёвых велопокрышках – больше резины, меньше кордового плетения. Такие боковины устойчивы в условиях городской езды. А вторые – подходят для велоспорта. Плетение толще, резины меньше, толщиной в несколько миллиметров.

От взаимодействия всех этих параметров и будет зависеть функциональность и износостойкость велопокрышки, и ее цена.

Виды велосипедных покрышек

Основные виды велошин обычно классифицируют по рисунку на протекторе. От наличия или отсутствия шипов зависит место их применения и тип езды, для которой они предназначены.

Армировать покрышки необходимо, чтобы резина была способна выдерживать давление камеры изнутри. Сегодня в качестве армирующего компонента покрышек велосипеда используют главным образом два типа материалов: сталь и кевлар (арамидное волокно). В этой статье мы разберемся в преимуществах и недостатках покрышек каждого типа.

Велопокрышки сталь или кевлар?

На бюджетных велосипедах преимущественно устанавливаются покрышки со стальным армированием. Они отличаются небольшим диапазоном рабочего давления. Это все потому, что сталь имеет гораздо меньшую прочность на растяжение, чем арамидное волокно. Накачивание таких покрышек допускается не выше 2 атмосфер. Минимальное давление не должно быть меньше 1 атмосферы. Если продолжительное время кататься на низком давлении, то стальная проволока протрет резину, и на боковинах будут появляться «грыжи». Кевларовые покрышки способны выдерживать давление до 5 атмосфер, а резина низкого давления для фэтбайков предусматривает эксплуатацию даже при давлении 0.2 атмосферы!
Кроме этого, стальная проволока в боковинах покрышки не позволяет транспортировать и хранить такую резину в сложенном виде. Кевларовые покрышки можно складывать до очень компактного состояния, это очень удобно, если у вас два комплекта покрышек: для гор и для равнин.

Велопокрышки сталь или кевлар?

Пример сложенной кевларовой покрышки

По сравнению со сталью, кевлар практически ничего не весит. Из этих нитей даже изготавливают очень легкие шлемы и бронежилеты для спецподразделений. Именно поэтому кевларовые покрышки в среднем легче на 40%. На колесах это ощущается особенно остро. С тяжелой резиной на больших скоростях возникающий момент инерции будет лишать велосипед маневренности, но вместе с тем обеспечит высокую устойчивость. А переход со стальной резины на кевларовую поможет снизить вес велосипеда и добавить ему маневренности.

Велопокрышки сталь или кевлар?

Вес кевларовых покрышек. Такие же, но стальные весили бы около 1 килограмма

Стальные покрышки существенно жестче кевларовых. Из-за этого, шиномонтаж такой резины также усложняется. Но что еще более важно, такая резина будет хуже обрабатывать неровности. Ввиду своей жесткости, покрышка будет испытывать меньшую деформацию, при наезде на неровность, а значит энергия удара максимально полно передастся на раму, и далее к велосипедисту.

Велопокрышки сталь или кевлар?

Так работает кевларовая покрышка

Применение кевлара в армировании покрышек позволило устанавливать их на обода бескамерно. Благодаря высокой прочности кевлара такие покрышки очень плотно сажаются на обода со специальными «замками», не допуская при этом утечек воздуха.

Велопокрышки сталь или кевлар?

Герметик без камеры обеспечивает покрышки антипрокольные свойства

Отличить стальную покрышку от кевларовой, когда она установлена на велосипеде довольно непросто. Самый надежный способ, это снятие покрыщки с обода. Если в снятом состоянии она практически не держит форму, и гнется, словно бумажная, значит в ней используется кевлар. Но при выборе нового велосипеда, никто не позволит вам проводить с ним подобные операции. Поэтому для начала необходимо изучить описание от производителя. Даже если в нем не будет афишироваться информация о типе покрышки, то необходимо обратить внимание на число нитей в дюйме покрышки. Это выражается как 30 tpi, так вот если это значение меньше 60, то это 100% сталь. Также визуально можно заметить на боковинах кевларовой покрышки, часто расположенные друг к другу тонкие нити.

Велопокрышки сталь или кевлар?

Кевларовое волокно образует сетку на боковинах покрышки

Подводя итог, стоит отметить, что практически по всем характеристикам кевларовые покрышки превосходят своих стальных собратьев. Это не удивительно, ведь в них применяются более современные технологии и материалы. Однако за такую технологичность придется заплатить большую цену

Когда обычная эволюция исчерпывает свои возможности и замирает, дальнейшее движение возможно только революционным путём. Наверное, вы подумали, что это цитата из шестого тома полного собрания сочинений Владимира Ильича Ленина. Вовсе нет! Так, или примерно так, рассуждали создатели шин Goodyear, когда усиливали боковину своей покрышки кевларом. Что поделать, для выхода на новый уровень шинной промышленности тоже требуются радикальные решения и приёмы. Тем более что эта лёгкая и непробиваемая броня сегодня применяется везде, где нужно получить максимум прочности при минимуме веса. Есть у кевлара и ещё одно положительное свойство — его эластичность…

Дальше просто — засунули в боковину несколько слоёв кевларового полотна, добавили силики к резиновой смеси для большей пластичности и рецепт вездеходных шин Wrangler MT/R готов. Так что же получили в результате? Очень выносливую шину, способную спокойно переносить езду даже при давлении 0,3 Атм и не боящуюся наездов спущенной боковиной на острые камни. Разуть такое колесо практически невозможно! Кроме того, при низком давлении начинает полноценно работать часть протектора, расположенная на боковой поверхности, добавляя ему вездеходности. А в накачанном состоянии на асфальте шины остаются достаточно тихими, не мешая слушать радио или разговаривать между собой.

Хотя шины позиционируются как летние, они, по причине всё той же мягкости, неплохо справляются
со снегом. Крупно нарезанный протектор отлично отводит грязь, плотный снег и снежную кашу и уверенно цепляется за твёрдую поверхность. Аккуратность надо проявлять лишь на льду, где скорее пригодятся не свойства боковины, а обычные шипы. Эластичность положительно повлияла и на ресурс — колёса изнашиваются примерно вдвое медленнее предшественников даже при агрессивном движении по бездорожью. Одним словом, кевлар в составе шины — решение, полезное со всех точек зрения, особенно для тех, кто регулярно и много ездит по плохим покрытиям, включая тяжёлое бездорожье.

Читайте также: