Как отличить лысую резину от нормальной

Опубликовано: 28.04.2024

В статье поговорим про изношенные шины — чем они опасны и как их поведение на сухой и мокрой дороге влияет на управляемость и тормозной путь автомобиля. Когда стоит менять старые покрышки на новые?

ПОВЕДЕНИЕ НА СУХОЙ ДОРОГЕ

Оговоримся, что будем оценивать изношенные шины по сравнению с новыми, когда глубина протектора достигает 3,7-4,0 мм. Протектор новых покрышек имеет глубину около 8-10 мм, т.е. шины износились примерно наполовину. Сначала проверим, как изменяться эксплуатационные качества шин на сухой дороге.

Если сравнивать с новыми, то изношенные шины не потеряли ни в динамике, ни в торможении. Разница измерений достигает всего 1-2 процента, что можно списать на погрешность измерений. Если измерить управляемость на изношенных шинах, то на некоторых моделях она лучше, чем на новых. Т.е. изношенные покрышки лучше управляются на сухом асфальте.

Почему так происходит? Это можно объяснить, что протектор изношенных покрышек уменьшился, по своим свойствам они больше походят на гоночные «слики». Но опять же, разница по сравнению с новыми шинами — минимальна, и почувствовать её обычный автолюбитель не сможет. А значит говорить об лучшей управляемости не стоит.

С другой стороны — при резком торможении, максимальном разгоне или в повороте на сухой дороге между шиной и асфальтом появляются продукты износа. А так как протектор минимален, то канавок для их отвода нет, сцепление покрышки с дорогой падает. Особенно при эксплуатации шины в предельных режимах и на высокой скорости.

ПОВЕДЕНИЕ НА МОКРОЙ ДОРОГЕ

Тут многих автолюбителей ждёт сюрприз. Например, новые шины при «аквапланировании» всплывают при скорости автомобиля 74-76 км/ч. А изношенные — при 66 км/ч! Т.е. разница существенна. Это происходит по тому, что уменьшенный протектор хуже справляется с большим отводом воды из пятна контакта шины с дорогой. При езде в дождь это можно почувствовать лично — когда машина начинает раньше всплывать при проезде луж и хуже управляться.

Что такое «аквапланирование»? Это когда автомобиль на скорости попал в большую лужу и на время потерял сцепление с дорогой, т.е. он становится полностью неуправляемым.
Если говорить о торможении на мокрой дороге, то разница между новыми и б/у шинами не столь существенна. На результаты влияет не только рисунок и глубина протектора, но и состав резиновой смеси. На практике, разница в торможении со скорости 80 км/ч на изношенных покрышках может достигать 4 метров! Это много. Это объясняется, что старые шины должны пробить миллиметровой слой воды при торможении на мокрой дороге, а новый протектор с большим числом канавок и отводов лучше выполняет эту работу.

Если говорить про управляемость, то разница между новыми и изношенными шинами достигает всего 3%. Например, при торможении на мокрой дороге разница может достигать 10 процентов. Это в теории, а на практике ситуация другая. Когда едешь на новых покрышках, то мелкие лужи почти не заметны, эффекта «аквапланирования» не чувствуется. На изношенных шинах заметно всплывание машины на лужах, особенно если их глубина немаленькая. Т.е. получается — на новых, неизношенных шинах управлять автомобилем лучше и безопаснее.

Эксплуатация автомобиля с изношенными шинами может преподнести неожиданные сюрпризы для автолюбителей. Это надо учитывать, особенно при вождении в дождь. И чем меньше протектор шины — тем критичней может «обернуться» ситуация. Так что, эксплуатация «лысых» покрышек опасна.

Когда менять старые покрышки на новые? В Правилах Дорожного Движения указан предельно допустимый износ протектора шины. И для его измерения нужен прибор по типу линейки, который измеряет глубину протектора. На практике, при наличии индикатора износа на шине — руководствоваться нужно именно им.

шины

Многим водителям прекрасно известно, что езда на «лысой» резине — это плохо. Но начинающий водитель, как правило, не осознаёт, насколько это может быть критично, и имеет весьма смутные представления о том, какие факторы влияют на износ шин. В статье постараемся рассказать об этих факторах, а также поговорим о том, можно ли самостоятельно определить степень износа покрышек.

Почему на таких покрышках ездить нельзя

Что такое автомобильная шина? В сущности, это расходный материал. Резину автовладелец меняет дважды в год — зимой и летом. Но со временем протектор на шинах стирается настолько, что колесо становится «лысым». Ездить на такой резине опасно в любое время года и по любой дороге. Есть мнение, что шины с качественным протектором, которые буквально вгрызаются в дорожное покрытие, актуальны только зимой. Но это не так. Они нужны и летом.

Если рисунок на протекторе полностью стёрся, у шины не будет нормального сцепления даже с ровным и совершенно сухим асфальтом. О поездке по мокрой дороге и говорить не приходится: начнётся так называемое аквапланирование, при котором сцепление с дорогой утрачивают все колёса, и машину буквально несёт потоком воды. В такой ситуации все попытки управлять машиной обречены на провал.

А если машина с лысыми покрышками попадает на дорогу, покрытую шугой (это каша изо льда и грязи, появляющаяся после оттепели), она перестаёт ехать и начинает скользить. У этого явления даже есть название — «слэшпленнинг». А происходит всё это потому, что лысая покрышка не в состоянии отвести избыток воды из пятна контакта. В результате пятно контакта покрышки с дорожным покрытием уменьшается в несколько раз, что неизбежно сказывается на управляемости. Машина может слететь в кювет, ударить автомобили, идущие впереди, её может сильно занести буквально на ровном месте. Это далеко не полный перечень неприятностей, которые могут произойти с любителем «донашивать» лысую резину. И это ещё не всё. Остатки протектора на лысой шине могут в любой момент отслоиться полностью, после чего шина взорвётся прямо на ходу. Наконец, если протекторы на разных колёсах стёрты по-разному, это тоже опасно: неожиданные заносы такому автомобилю практически гарантированы.

Факторы, влияющие на «облысение» шин

Есть масса факторов, ускоряющих износ шин. Перечислим самые распространённые:

  • Небрежное вождение машины, особенно резкое торможение и старт с места с пробуксовкой. Сюда же относятся наезды на препятствия при движении на большой скорости, ситуации, когда боковины шин задевают за бордюры и т. д.
  • Редкое техобслуживание и ремонт покрышек. Если должный объём технических работ не выполняется в положенные сроки, это ведёт к тому, что посторонние предметы, застрявшие в рисунке протектора, вовремя не обнаруживаются и не извлекаются. В результате они проникают глубже в шину, что ведёт к ещё большим повреждениям.
  • Правила монтажа при установке и снятии шины были нарушены. Шины могут быть из разных комплектов, они могут быть разных размеров. Шину могут поставить на ржавый или повреждённый обод и т. д.
  • Колёса не сбалансированы должным образом. Если в колёсах нет должного равновесия, то при езде на высокой скорости в одном из колёс возникает динамический дисбаланс, который приводит к биению шины либо в радиальном, либо в боковом направлении. Это может привести как к преждевременному износу, так и к самопроизвольному разбортированию колеса.
  • Неверно отрегулированные развал и схождение ведут к износу как одного, так и двух передних колёс.
  • Выработавшийся тормозной барабан может стать овальным, в результате торможение идёт неравномерно, и на протекторе шины изнашиваются только отдельные участки. При этом барабан ещё и перегревается, а температура шины увеличивается, что тоже способствует преждевременному износу.
  • Наличие ощутимого люфта в системе рулевого управления и погнутые рулевые тяги, выступающие или изогнутые элементы рессор, провисшие из-за поломок крылья.
  • Масло, подтекающее из двигателя прямо на протектор.

Виды износа резины

Теперь разберёмся с видами износа автомобильных шин. Сразу следует оговориться, что принципиальной разницы между износом шин грузовых и легковых автомобилей нет. В обоих случаях на покрышки действует один и тот же набор факторов из числа тех, что перечислены выше. Здесь же следует упомянуть о зимних и летних шинах. Схема их износа примерно одинакова, разница лишь в том, что зимние шины, как правило, изнашиваются немного медленнее летних. Переходим к видам износа.

  • Нормальный. Название говорит само за себя. Поверхность протекторов на всех четырёх колёсах изношена одинаково. При осмотре никаких существенных дефектов не выявляется.
  • Износ передних и задних колёс. Он может быть разным. Это связано с тем, что передние и задние колёса могут нести различную нагрузку. Если это так, тогда на передних покрышках сильно изнашиваются боковые поверхности, в то время как на задних больше страдает середина протектора. Это правило не распространяется на автомобили с ведущими передними колёсами. Как правило, у таких автомобилей передние покрышки бывают изношены как сбоку, так и посредине.
  • Износ односторонний. Самая распространённая разновидность шинного износа. Причина — нарушения в подвеске, прежде всего, проблемы с развалом и схождением. Если износ наблюдается на внешней стороне покрышки, значит, имеет место излишнее положительное схождение. Изношена внутренняя сторона — значит, налицо отрицательный развал.
  • Износ пятнистый. В этом случае небольшие изношенные участки наблюдаются по всей площади протектора. Причина — износ тормозного барабана и неравномерное торможение, о чём уже говорилось выше.
  • Износ пиловидный. Это частный случай пятнистого износа. Чаще всего встречается на передних ведущих колёсах машин, протектор которых имеет блочный рисунок. Из-за своей геометрии эти блоки при контакте с дорогой вдавливаются глубоко в шину, а затем протаскиваются по дороге. Это длится доли секунды, но этого хватает для того, чтобы передняя кромка протекторного блока износилась сильнее задней, и протектор стал похож на пилу.

Пилообразный износ

Хорошо видны изношенные передние края протекторных блоков

Когда менять шины по износу (летние/зимние, легковые/грузовые)

Следует понимать, что долговечность покрышек может варьироваться в очень широких пределах. Ключевую роль тут играет не назначение резины (летняя она или зимняя), а её производитель. Если фирма хорошая (к примеру, Michelin), то шины можно менять после 40–50 тыс. км пробега. Если качество шин оставляет желать лучшего, то переобуваться придётся каждые 10–20 тыс. км. Вообще, есть универсальное для всех автомобилей правило: если износ шины достиг критической величины, при которой глубина протектора стала меньше 1.6 мм, то шину надо срочно менять.

Способы определения уровня изношенности резины

  • Осмотр. Самый простой способ. Если шины работают уже давно, их износ будет виден невооружённым глазом. Всё, что для этого нужно, это по очереди поддомкратить колёса и внимательно к ним присмотреться, вращая их вручную. Внутренние боковины покрышек удобнее всего осматривать из ямы, освещая их фонариком.
  • Использование индикаторов износа. Индикатор представляет собой блок произвольного сечения высотой 1.6 мм. Находится такой блок в самой широкой протекторной канавке. Если протектор сносился настолько, что по высоте сравнялся с индикаторным блоком, значит, покрышку пора менять.
  • Цифровые индикаторы. По сути, это канавки разной глубины, прорезанные в протекторе. Каждая такая канавка образует цифру. По мере того как шина изнашивается, цифры исчезают одна за другой. Эти индикаторы очень популярны у фирм Matador и Nokian.

Цифровые индикаторы износа

Их используют многие фирмы

Простой измеритель глубины канавок протектора

Продаётся в каждом автомагазине

Определение износа с помощью монеты

Для этого используется монета достоинством в 2 рубля

Итак, износ шин необходимо контролировать, причём делать это надо как можно чаще. Несмотря на то, что их принято считать расходным материалом, экономия на этом материале ни к чему хорошему не ведёт. В лучшем случае это проблемы с управлением, в худшем — авария.

Автолюбители зачастую полагаются на свой опыт и ощущения от езды при замене старой лысой резины на колесах машины на новую. Делают это от случая к случаю, а не когда положено. Кто-то меняет колеса ежегодно, а кто-то от раза к разу. Езда на лысой резине не новость, скорее типичная ситуация, потому что определить на глаз степень износа протектора на колесе практически не возможно. Многие водители меняют резину зачастую, когда совсем прижало или колесо нельзя эксплуатировать далее ввиду непригодности и явных дефектов в виде шишек, истертостей.

Лысая резина - один из весомых факторов повышенной аварийности, особенно в регионах с теплым климатом, где старые леса лопаются и взрываются с печальными последствиями, поэтому не нужно пренебрегать собственной безопасностью на дороге в угоду экономии.

Как самому определить, что пришло время менять резину на колесах?

Согласно требованиям производителей колес и нормативам ГОСТ действующих в плане техосмотра легковых автомобилей минимально допустимая величина высоты протектора должна составлять 1,6 мм. Измерить эту величину точно и самостоятельно не представляется возможным, только на пункте техобслуживания. Однако есть более простой и достоверный способ оценки состояния резины, который доступен бесплатно каждому автолюбителю, даже неопытному.

Для этого нужно обратить внимание на боковую поверхность шины и найти там значок с аббревиатурой TWI, которая указывает на находящийся рядом индикатор износа шин. Значок чаще всего представляет собой треугольник или цветную надпись, поэтому обнаружить его не составит труда, если внимательно присмотреться. После обнаружения значка ищем индикатор износа. Он представляет собой цветную линию или резиновый уступ, который располагается внутри канавки протектора. Показателем высокого износа служит истирание этого уступа или маркировочной краски внутри протектора.

Несмотря на простоту и очевидность проверки износа шин подобным способом он является на сегодня наилучшим вариантом с точки зрения информативности и удобства применения. Варианты оценки износа резины на шине авто с помощью пробега, гарантированного и рекомендуемого сроков эксплуатации, периода пользования, субъективны и не способны дать достоверную оценку, так как стиль вождения, условия эксплуатации резины сильно варьируют от случая к случаю, поэтому и периоды замены лысых шин тоже разные. Осмотр колеса не занимает более нескольких минут, поэтому не стоит пренебрегать собственной безопасностью на дороге и своевременно заменять старую резину на новую.

Смотрим Покрышки для холодного времени года отличаются резным и глубоким рисунком протектора, который может иметь вид привычной «елочки» или хаотичных углублений. Ламели или зигзагообразные прорезы на протекторе – это достоинство зимней резины.21 мая 2015 г.

Как понять что шины пора менять?

При наличии сильных повреждений рекомендация та же: поздно лечить – пора менять. При повреждении бортовой зоны (прилегающей к ободу диска) – меняйте шины. Иначе они не будут держать нужное давление.

Где находится индикатор износа шин?

Индикатор износа (DSI, Driving Safety Indicator) на центральном ребре шины показывает остаточную глубину канавки протектора в миллиметрах.

Что значит жрет резину?

Что считается лысой резиной?

Как маркируются шины?

Когда лучше всего покупать зимнюю резину?

Однако советуем не затягивать до сугробов: в таком случае оптимальное время для покупки зимней резины – конец сентября. В это время ассортимент магазинов уже обновлен к зиме, однако спрос еще не велик – многие водители вспоминают о том, что пора «переобуваться», только с первым снегом.

Как определить резина липучка или нет?

А выяснить это можно безошибочно, просто взглянув на поверхность одной и второй. Автопокрышки-«липучки» имеют множество мелких канавок на своей поверхности, так же поверхность протектора сделана из резины обладающей большим количеством микропор, что обеспечивает отвод влаги из пятна контакта.

Как проверить глубину протектора шин?

Чем можно измерить глубину рисунка протектора шины

Когда нужно менять шины?

Формально, следуя букве закона, менять зимнюю резину на летнюю обязаны владельцы только ошипованных шин и только с наступлением ИЮНЯ. Однако, учитывая повышенный износ зимних шин при положительных температурах, больший расход топлива и посредственные тормозные качества, переобуть «зиму» на «лето» лучше своевременно.

Как определить износ летней резины?

Это небольшой выступ, который расположен перпендикулярно оси вращения в канавке между протекторами, и если размер протектора сравняется с высотой выступа, шину необходимо заменить. В месте расположения индикатора износа нанесено обозначение «TWI», которое обычно размещают на боковой стороне покрышки.

Как определить износ шин Michelin?

Все шины имеют индикаторы износа рисунка протектора в виде перемычки на 1,6 мм высоты протектора. Если в любом из мест по окружности шины протектор стерся до остаточной высоты 1,6 мм и сравнялся с индикатором износа, шина изношена, и ее необходимо заменить.

Как рассчитать Treadwear?

С учетом поправки на условия эксплуатации по трассе износостойкость шины ресурс рассчитывается так: Реальный пробег = (Treadwear * 483)/k, где k = эксплуатационный коэффициент износа.

Как измерить глубину протектора монетой?

Проверить глубину протектора можно с помощью двухрублевой монеты, которая найдется у каждого. Поместите ее в рисунок протектора и посмотрите, на какую глубину она ушла. Если монета вошла до начала венка на рисунке, значит протектор составляет 0,2 сантиметра, а если до слова «рубля», он равен 0,4 сантиметра.

Износ резины

Советы

Езда на изношенной резине по дорогам России карается штрафом. Почему? Дело в том, что владелец сильно изношенных покрышек создаёт опасность на дороге не только для себя, но и для остальных участников движения. Да и комфорта самому водителю сильный износ шин явно не добавит.

Почему опасно ездить на изношенной резине

Изношенные покрышки (автовладельцы называют их «лысыми») снижают управляемость автомобиля. Машина хуже поворачивает, увеличивается тормозной путь. Всё это сильно уменьшает качество вождения и увеличивает риск ДТП.

Многие водители считают, что летом можно обойтись и старой, «лысой» резиной. Это не так. Согласно требованиям ПДД, летние шины надо менять, если остаточная глубина рисунка протектора составляет 1,6 мм, если имеются повреждения (трещины, порезы), а также в том случае, если отдельные компоненты протектора отслоились.

Почему это важно? Езда летом на изношенной резине приводит к ухудшению динамических характеристик на мокром асфальте. Если канавки протектора недостаточно глубоки, вода из них не будет эффективно удаляться. Возрастает риск аквапланирования, причём оно начинается намного раньше, чем обычно.

Помните, что если пробег покрышек составляет свыше 20 000 км, их нужно постоянно осматривать, измеряя глубину протектора. От этого зависит ваша безопасность!

Почему и как изнашивается резина на автомобиле

Износ происходит по разным причинам.

  • Скорость. Чем быстрее вы ездите, тем быстрее заканчивается ресурс покрышки. Одним из главных факторов является стиль вождения. Если регулярно резко тормозить или сильно ускоряться, материал будет изнашиваться намного скорее, чем при спокойном движении.
  • Нагрузка на ведущие и управляемые колёса. На характер износа напрямую влияет тип привода машины и, соответственно, тяговая сила. Управляемые колёса быстрей изнашиваются по боковым частям, поскольку именно на них возлагается наиболее сильная часть воздействия при прохождении поворотов. В ведущих колёсах, например, задних, чаще всего возникают проблемы с центральной частью шин, поскольку она соприкасается с асфальтом наиболее плотно. В авто с передним приводом износ будет одинаковым по всей шине.
  • Экстренное торможение с блокировкой колеса. Такие действия могут привести к тяжёлым последствиям для шин — например, появлению довольно крупного пятна износа на перегруженной части покрышки. В этом случае колесо теряет способность к нормальному вращению, так что покрышку нужно будет срочно менять.

Типы износа шин

Износ шин при неправильной эксплуатации авто
  • Длительное пребывание автомобиля в неподвижном состоянии. Если машина будет долго стоять на одном месте, на шинах могут возникнуть плоские участки износа. Езда с такими покрышками приводит к «биению» колёс. Если вы планируете оставить машину на стоянке на долгий срок, обязательно нарастите давление в покрышках.
  • Торможение после вождения в спортивном стиле. При интенсивной езде покрышки разогреваются и при остановке меняют форму в месте контакта с дорогой. Правда, при разогреве возвращается их исходная форма.
  • Недостаточное или избыточное давление. Если давление слишком низкое, шина будет быстрей изнашиваться по краям. Слишком высокое — наоборот, посередине.
  • Старение материала. Каучук не может существовать вечно — со временем его герметичность нарушается. Внутрь проникает влага, вызывающая разрывы и другие дефекты. Не рекомендуется использовать покрышки, которым уже исполнилось 10 лет.

График влияния скорости автообиля на износ шин

Чем быстрей вы ездите, тем быстрее изнашиваются шины

Виды износа автомобильных покрышек

  • Пиловидный. Чаще всего возникает на шинах, которые расположены на ведомом мосту. Проблема нередко появляется при слишком медленной езде, особенно с низким уровнем давления в покрышках. При пиловидном износе автомобиль сильнее шумит при езде.
  • Односторонний, неравномерный. Часто вызывается проблемами с подвеской. Если вы обнаружили, что шины сильней изнашиваются с одной стороны, обязательно проверьте развал-схождение. Плохое состояние внешней стороны покрышки означает чрезмерно высокий показатель положительного развала или схождения. Если износилась внутренняя часть, имеют место отрицательные схождение и развал. Нулевые развал и схождение также ускоряют износ, что следует учитывать при расчётах скорости износа.
  • Повторяющиеся участки износа по всей окружности покрышки. Такая проблема свойственна автомобилям с плохим состоянием подвески — например, если неисправны рычаги и пружины. Устранив проблему, замените шину, поскольку она уже не сможет выполнять своей задачи.
  • В грузовых авто шины изнашиваются по причине сильных заносов, протаскивания или волочения, а также из-за особенностей материала покрышек. Так, при резком разгоне, торможении или крутом повороте появляется гребенчатый продольный износ, трескаются блоки протектора. Часто избежать движения в тяжёлых условиях невозможно, так что владельцам грузовиков обязательно нужно периодически осматривать состояние покрышек им время от времени переставлять их.

Как понять, что пора менять шины: нормы и стандарты

На внешнем слое резины покрышки находится рисунок, причём на зимних и летних моделях он разный. В летнем варианте рисунок используется для быстрого отведения воды, в зимних — для улучшения сцепления со скользкой поверхностью. Главным параметром рисунка является высота и глубина составляющих его канавок. У современных шин глубина начинается с 5 мм. В летних вариантах она составляет около 7 мм, в зимних — от 8 до 10. Во внедорожных покрышках показатель может достигать 20 мм.

Именно глубина канавок страдает при износе шин и по ней можно узнать состояние резины. Если на летней высота протектора опустится ниже 1,6 мм, сильно уменьшится устойчивость к аквапланированию. В зимних покрышках минимально допустимый показатель составляет 4 мм. Нужно периодически измерять этот параметр и менять покрышку по достижению предельных величин.

Какие способы могут использоваться для определения износа

  • Самый простой вариант — обратить внимание на состояние индикатор износа, который обычно находится в продольной канавке покрышки. Если он имеет одну высоту с протектором — шину нужно менять, поскольку она уже износилась. Дальнейшая эксплуатация запрещена законодательством. Рядом с блоком для определения износа часто находятся логотип изготовителя, знак в виде треугольника или буквы TWI. В покрышках Michelin используется изображение Бибендума — человечка, сделанного из шин.
  • Цифровой индикатор. Интересный вариант, который используют компании Nokian и Matador. На таких шинах находятся цифры, обозначающие глубину резины. Определять параметры покрышек этого типа проще, чем в обычном случае. Со временем индекс стирается, и, например, цифра 8 превращается в 6. Это говорит о необходимости смены.

Индикатор цифрового износа на покрышках Matador

Так выглядит цифровой индикатор износа
  • Измеритель профиля. Небольшое приспособление, которое можно недорого купить практически в любом автоцентре. С его помощью можно в считанные секунды измерить глубину канавок.
  • Шатнгенциркуль или линейка с глубинометром. Тут всё просто: устанавливаете прибор в канавку и меряете её высоту.
  • Монета. Если нет никаких инструментов, определить степень изношенности поможет монета номиналом в 10 копеек. Поставьте её в канавку. Если слово «копеек» скрылось, значит, с шиной всё в порядке. Зимнюю шину надо менять, если глубины хватает только на скрытие орнамента. Летнюю — если скрывается только обод.

Измерение глубины профиля монетой

Справа — новая шина. Слева — изношенная

Помните, что езда на «лысой» резине опасна для жизни. При использовании изношенных покрышек даже самый обычный поворот превращается в серьёзное испытание скорости рефлексов. Не забывайте измерять глубину канавок протектора и своевременно менять покрышки, чтобы внезапная авария из-за лысых шин не привела к более дорогостоящему ремонту.

Читайте также: