Как подобрать эксцентрик для колеса велосипеда

Опубликовано: 08.05.2024

Велосипедный эксцентрик представляет собой зажимной крепежный механизм. Свое название он получил от слова «эксцентриситет», что в данном случае – несовпадение осей вращения вала и закрепленного на нем диска. Именно это позволяет преобразовать вращательное движение гайки в поступательное. Для создания силы затяжки на эксцентрик насажены пружины. Расположенный на противоположном конце рычаг прочно фиксирует положение гайки и сжатие пружин.

Такой тип крепления стал широко применяться на велосипедах последних выпусков. Стандартное использование детали – это крепление колес к дропаутам, соединение частей рамы на складной модели, крепление седла и регулировка его высоты. Эксцентриками снабжаются и хомуты для светоотражателей, выносы руля, дополнительные навесы.

Плюсы и минусы перед гайковыми креплениями

Большинство современных моделей перешли на эксцентрик, потому что это удобно. Именно простота обращения является основным качеством такого крепления. По силе затяжки он сравним со стандартными гайками. Разумеется, при 100%-ной исправности механизма.

Преимущества эксцентрика в пути:

  1. Легко демонтировать колесо, если пробита камера. Также колесо быстро одевается обратно.
  2. Удобная регулировка высоты седла. При закручивании гаек выравнивать его строго по центру проблематично.
  3. Не нужны гаечные ключи и вообще какие-либо инструменты.

Очевидно, что времени на зажим понадобится меньше, чем на двустороннюю затяжку гаек на осях колесных втулок.

  1. Пружина со временем ослабевает, из-за чего крепление становится ненадежным.
  2. Устойчивость рамы к ударам на складном велосипеде хуже.
  3. Колесо могут легко украсть на парковке.
  4. Если велик закреплен к парковочной трубе ободом, есть риск по возвращении обнаружить только его.

К велосипеду на улице нужно применять дополнительные меры безопасности, главное из которых – не оставлять его надолго. На колеса с эксцентриковым креплением можно поставить блокираторы, а раму пристегнуть отдельным замком. Когда эксцентрик плохо держит, его необходимо поменять. Колес это касается в первую очередь!

Виды эксцентриков

Для крепления втулки колеса велосипеда существует два типа зажимных механизмов: традиционный и регулируемый (Clix).

Обычная модель состоит из нескольких составных частей:

  1. Ось вала, закрепленная внутрь втулки.
  2. Диск.
  3. Гайка для затягивания и ослабления.
  4. Фиксирующий рычаг.

Схема эксцентрикового крепления


Схема обычного эксцентрикового крепления втулки колеса к дропаутам

Clix отличается от традиционного механизма наличием чашки, толкателя и кнопки блокировки поверх затяжной гайки. Эта более расширенная модель позволяет подстроиться под размеры вилки для закрепления переднего колеса и ширину между нижними перьями рамы при установке заднего.

Блокировочная кнопка нужна для жесткой фиксации ширины эксцентрика, толкатель и чашка выполняют функцию прижима. Перед установкой Clix на другой велосипед необходимо сначала отрегулировать его, иначе из-за разности размеров колесо не будет прочно держаться на раме.

Механизм Clix


Механизм Clix. Слева направо: толкатель, чаша, блокировочная кнопка. Остальные запчасти как на традиционном эксцентрике (наверху)

Велосипедный зажим эксцентрикового типа требует правильного обращения. Так он прослужит дольше, а деталь будет надежно закреплена к остову. Установка традиционного и clix-эксцентрика немного различается, поэтому рассмотрим оба способа крепления.

Как правильно установить колеса на эксцентрике

Для начала рычаг переводится в положение «Open». Колесо вставляется в дропауты так, чтобы ось соприкасалась с внутренними поверхностями гнезд (дропаутов). Установку колеса, будь то стандартное крепление или эксцентриковое, нужно в «лежачем» положении велосипеда – колесами вверх.

От рычага переходим к другому концу – регулировочной гайке. Вращаем ее до упора, затем немного ослабляем, чтобы дать свободный ход рычагу при фиксации. Далее переводим его в противоположное положение. Эксцентрик закрыт.

Ход рычага при закрытии крепления должен быть слегка затруднен. Если он движется легко, переводим его снова в «Open» и дотягиваем гайку. Наоборот, когда регулировочный винт затянут слишком сильно, фиксатор может не опуститься до конца. Тогда следует немного ослабить гайку.

Распространенная ошибка – это вращение рычага вместо гайки. Нужно лишь придерживать его, но ни в коем случае не крутить. И последний этап – проверка крепления. Делать это надо в дороге, когда колесо может ненароком отвалиться, а на стоянке: с силой ударить колесом об пол, а затем прокрутить его на высокой скорости. Если колебаний нет, все в порядке.

Как поставить и отрегулировать эксцентрик Clix.

  1. Выставить рычаг в положение «Открыть».
  2. Сжать чашку и вставить втулку в дропауты.
  3. Зажать рычаг в противоположное положение. Он должен идти с небольшим сопротивлением, как и в случае с традиционным эксцентриком.
  4. Проверить крепление: ударить по колесу и прокрутить его. Оно не должно колебаться и соскальзывать.

Не рекомендуется вращать рычаг одновременно с крепежной гайкой, также фиксатор не должен крутиться, когда эксцентрик уже закрыт.

Последовательность регулировки Clix:

  1. Открыть рычаг.
  2. Затянуть регулировочную гайку почти полностью. Метки на оси и фиксаторе должна совпадать.
  3. В таком положении рычаг переводится в «Close».
  4. Заблокировать ход гайки с помощью кнопки.

Теперь можно спокойно одевать колеса на раму.

Легкие, практичные и неприхотливые эксцентриковые крепления помогают значительно облегчить повседневную жизнь велолюбителя. Они очень просты в использовании, легко регулируются и относительно долговечны при правильном использовании.


Самые наблюдательные из вас, наверняка, обратили внимание, что осей для МТБ велосипедов много разных. Появляется некоторая путаница, в которой хочется разобраться. Ведь разновидностей этих самых осей на самом деле не так уже и много. Всего два основных вида: эксцентриковые и сквозные. Правда, потом начинаются Boost, Super Boost и Super Boost Plus. Давайте разбираться.

Причина такого разнообразия осей хорошо видна при изучении специфики их конструкции. Чем больше длина оси, тем больше расстояние между дропаутами велосипеда, на котором она применяется. Увеличенное расстояние между дропаутами позволяет разместить в них более широкую втулку. Широкая втулка позволяет размещать фланцы для спиц на большем расстоянии друг от друга, что напрямую сказывается на прочности колеса. Факторов увеличения прочности получается уже два. Во-первых расстояние между фланцами шире. Во-вторых, диаметр оси больше. Как результат, ось становится применимой для больших нагрузок. Всё это про переднее колесо.

Заднее колесо велосипеда более требовательно к себе и не допускает столько вольностей, как переднее. Причина кроется в том, что для расширения расстояния между дропаутами задней вилки придется расширять расстояние между дропаутами. Простите за каламбур. Обратите внимание на расстояние между шатунами и перьями задней вилки на своем велосипеде – оно небольшое, особенно, если велосипед карбоновый. Получается, что уже есть какое-то ограничение. Как минимум, вы будете постоянно цеплять пяткой или шатуном перья, если их раздвинуть немного шире.

Можно было бы раздвинуть шатуны пошире, но и здесь тоже начинаются ограничения. Ведь увеличивая этот параметр мы неизбежно повлияем на биомеханику своих движений не в лучшую сторону. Ширина каретки, угол отклонения шатуна от каретки (Q-фактор) – все эти параметры выверены до миллиметра. Некоторые регулировки, конечно, допускаются, но они весьма несущественны. Если этого мало, то напомню вам о понятии чейнлайн (chain line). Расширение втулки повлечет за собой смещение его наружу, что потребует корректировки ширины со стороны каретки и/или шатунов… В общем, замкнутый круг. Заменив одну деталь пересчитывать придется весь велосипед.

Таблица наиболее распространенных размеров осей

Передняя ось

Расст. между фланцами заднего колеса

100 мм × 15/20 мм

110 мм × 15/20 мм

Superboost (157 DH)

110 мм × 15/20 мм

110 мм × 15/20 мм

Эксцентриковые оси

(100 мм × 9 мм; 135 мм × 10 мм)


Данный тип осей появился на свет 1930-м году благодаря патенту компании Campagnolo. Допускаю, что устройство успешно себя зарекомендовало и до этого года, а вот до патента именно в этот момент добрались итальянцы. Предшественником эксцентриковых осей были обычные оси на гайках. От своих конкурентов они отличаются отсутствием отверстия в центре и большей длинной, чтобы иметь запас для закручивания гаек. Эксцентриковая ось содержит внутри отверстия специальную штангу диаметром 5 мм. На одном конце она оборудована регулировочной гайкой, а на другой зажимным рычагом со смещенным центром оси – эксцентриком. На выходе мы получаем быстросъемное колесо. Монтаж и демонтаж осуществляется голыми руками. Удобно, быстро, практично.



Вилка с дропаутами под эксцентрик

Дропауты под эксцентрики имеют характерные прорези, в которых ось и размещается. Между прочим, во времена, когда скорости переключали путем снятия и переворачивания колеса, появление эксцентрика существенно упростило жизнь гонщиков. Говорят, что Тулио Компаньоло пришел к такой конструкции после проигрыша перед самым финишем на подъеме. Тогда он сильно замерз и не мог быстро раскрутить гайки заднего колеса замерзшими пальцами. Да, сложно раньше все было.

К недостаткам эксцентриков относят низкую жесткость и неточность при позиционировании колеса с дисковым тормозом. Проблема жесткости эксцентриков особенно актуальна на бюджетных колесах, где термическая обработка стали проводилась не очень качественно. Пара выездов и ось изгибается. Часто даже новые велосипеды приходят с уже погнутыми осями. В запущенных случаях кривизна эта сильно мешает крутиться колесу. Небольшая кривизна крутиться не мешает, но на износ подшипников влияет не лучшим образом.

Позиционирование дискового тормоза с эксцентриком осложняется тем, что те же бюджетные колеса поставляются с нарезанной резьбой на осях для конусов подшипников. При первой установке колеса закаленная стальная резьба оси продавливает в дропаутах себе ложе. Вторая установка колеса уже не попадает на то же место, происходит небольшой перекос, которого хватает для возникновения проблем с тормозом. Можно покрутить ось и пробовать снова, часто это помогает. Частое снятие и установка таких осей на велосипед влечет за собой довольно существенный износ дропаутов. Колеса классом повыше, часто на промышленных подшипниках, резьбы на оси не имеют, а значит и дропауты остаются целыми. При такой конструкции демонтаж и последующий монтаж колеса проблем за собой не влечет.

Самый же существенный недостаток эксцентриков заключается в том, что они, порой, сами открываются. В дороге колесо, с высокой вероятностью, вас не покинет. Зато в дропаутах прогрызет новое место для неправильной посадки. Благо, далеко не все модели эксцентриков имеют свойство открываться в пути.

Сквозные оси

(100 мм × 15/20 мм; 142 мм × 12 мм)

Сквозные оси (thru axle) появились на рынке сравнительно недавно, однако все чаще устанавливаются производителями на велосипеды. Крепление таких осей подразумевает отсутствие классических прорезей в дропаутах. Вместо этого есть по одному отверстию в каждом дропауте, одно из них с резьбой. Получается, что ось вкручивается в раму велосипеда. Решение с увеличением длины и ширины оси наряду с применяемой технологией её закрепления, существенно увеличивает жесткость велосипеда и прочность колеса. Сами оси бывают со складным фиксирующим рычагом или с головкой под шестигранный ключ. Монтаж/демонтаж колеса требует больше времени, зато повышается гарантия прочности и уходит проблема с перекосом дисковых тормозов.



Вилка под ось

Негативный момент заключается в том, что от производителя к производителю диаметр, длина и шаг резьбы оси меняются. То есть, при желании осуществить замену придется хорошенько поискать нужный вариант. Применяется может практически на любых велосипедах.

Передние сквозные оси (100/110 мм х 15/20 мм)

Наиболее распространенным размером оси для МТБ ранее был 100х15 мм. Для более агрессивных дисциплин использовалась та же длина, но уже с диаметром 20 мм.

В настоящее время мировая индустрия перешла на оси, которые изготавливаются в тех же диаметрах, но с длинной 110 мм. Тенденций к дальнейшему росту не намечается, пока всем хватает.

Задние сквозные оси (135/142 мм х 12 мм)

Привычные 135 мм на эксцентрике со временем вытесняются осями на 142 мм, они же “сквозные”. Решение вполне оправдано, так как, повторюсь, происходит прибавка в жесткости заднего треугольника. Особенно хорошо должен ощущаться эффект на двухподвесах, где жесткость заднего треугольника вечная проблема.

Boost оси

Бустовые передние втулки, как уже отмечалось, поставляются с длинной 110 мм при даметрах 15 или 20 мм. Задние втулки подрастают до 148 мм при неизменном диаметре 12 мм, что смещает чейнлайн наружу и снижает риск зацепления покрышки цепью. И, да, такие колеса прочнее из-за большего расстояния между фланцами. Встречаются такие оси в агрессивных дисциплинах.

Super Boost и Super Boost Plus оси

Используются в даунхиле и дисциплинах со схожими нагрузками. Весят много, прочные до безобразия. В общем-то, если звучит слово даунхил, то автоматически подразумевается большой вес и прочность на самом высоком уровне. Увеличение длины до 157 мм при диаметре 12 мм в версии Sooper Boost дает определенные преференции по прочности и позволяет размещать покрышки пожирнее. Версия Sooper Boost Plus имеет те же 157 мм длины, но расстояние между фланцами увеличено за счет смещения одного из них ближе к тормозному ротору. Опять же, всё ради жесткости колеса. Оба стандарта оси широкое применение еще не нашли, но индустрия понемногу подтягивается к новым размерам. Sooper Boost втулки не настолько массовые, чтобы вкладывать много денег в разработку новых рам. В основном рамы под такие оси и втулки поступают на рынок от небольших нишевых компаний.

Для получения еще большей жесткости компания Cannondale внедрила технологию Asymmetric Integration (Ai). Любой стандартный велосипед оснащается симметричными задними перьями. За эту красоту приходится платить асимметричным задним колесом. То есть, обод размещается относительно реального центра втулки, но наличие кассеты требует смещения фланца внутрь колеса. Получается, что со стороны ротора и со стороны кассеты спицы приходят к ободу под разным углом, отсюда и асимметрия. Она присутствует на любом заднем колесе любого велосипеда, присмотритесь. Cannondale на своем Scalpel пришла к асимметричным перьям ради симметричного колеса, что повышает его жесткость на 60%. Чейнлайн ради жесткости колеса пришлось также сместить на 6 мм в сторону.

Эксцентрик или сквозная ось?


На сегодняшний день эксцентрики, есть смысл использовать только на шоссейных велосипедах с ободными тормозами. Если велосипед оборудован дисковыми тормозами, вопрос "эксцентрик или ось" не должен стоять: нужно обязательно выбирать модель на оси. А эксцентрики остаются только на самых дешевых или старых велосипедах.

Увлеченный велосипедист с 2014-го года. Терпеть не мог, когда велосипед в ходу издавал посторонние звуки, что заставляло его многократно все перебирать, перемазывать и обновлять. Любит вникать в тонкости, посему многочисленные переборки своего велосипеда вылились в дальнейшем в работу веломехаником. Прошёл тернистый путь от Shimano Acera на Comance Tomahawk через SLX до XTR на Specialized S Works, а потом просто пересел на бюджетный шоссейник на оборудовании Campagnolo Xenon 10. За плечами веломарафон (МТБ) Куяльник 2019-года, где на маршруте Light занял 5-е место. В настоящее время остается активным пользователем велосипеда и продолжает углублять свои знания в этой сфере.

Втулки на эксцентриках позволяют быстро снять колёса и не запариваться с наличием необходимого инструмента под рукой. И если вы думаете, что эксцентрики хлипкие и не стоят вашего внимания, то сегодня мы вас разубедим!

Ось QR

Для читателей нашего блога действует скидка 10% по промокоду blog-BB30
на все эксцентрики , представленные в нашем магазине

QR или Quick-release (от англ. Быстросъемный) – самый простой эксцентрик, который можно встретить на бюджетных велосипедах. Такие эксцентрики устанавливаются только на велосипедах с разрезными дропаутами. Из-за небольшого диаметра оси 9мм и 10мм соответственно для переднего и заднего колеса и диаметра самого эксцентрика 5мм жесткость у них соответствующая, однако для обычного катания это не критично. Своё предназначение такой эксцентрик выполняет на все 100% и позволяет быстро снимать и устанавливать колёса без проблем. Встречаются только в размерах 100мм и 135мм для переднего и заднего колеса соответственно.

Thru-axle

Задняя ось Thru-axle

Thru-axle (от англ. Через ось) – имеют высокую жесткость и используются в велосипедах для агрессивного катания. Для заднего колеса выпускаются с шириной 135, 142, 150 и 157мм и диаметром 12 мм. Сама ширина втулки регулируется при помощи проставок сбоку и 135 легко превращается в 157мм без замены самой втулки. Для переднего с диаметром 15мм и 20мм и шириной 100мм и 110мм соответственно.

Передняя ось Thru-axle

Такой эксцентрик вставляется в закрытый дропаут, что предотвращает возможность впадения колеса, пока эксцентрик закрыт. Хотя использования на раме с разрезными дропаутами не рекомендуется, но в отличие от вилки вы сможете физически установить такое колесо на раму.

Boost thru-axle

Ось Boost thru-axle

Недавно пришедший на рынок стандарт, заточенный исключительно под модное эндуро. Втулки выпускаются только в размерах 15*110мм и 12*148мм для переднего и заднего колеса. Как водится у нас в индустрии, задняя втулка вышла с новой линейкой шатунов, для более правильного чейнлайна, а добавление 10мм на передней втулке позволило сделать жесткость 27.5 колёс такой же, как и у 26. Во всяком случае так заверяют производители. На самих втулках выросло расстояние между фланцами, а не толщина боковых проставок.

Для читателей нашего блога действует скидка 10% по промокоду blog-BB30
на все эксцентрики , представленные в нашем магазине

Вот такие эксцентрики присутствуют на рынке сейчас, надеемся эта статья поможет вам не запутаться.

Для читателей нашего блога действует скидка 10% по промокоду blog-BB30 на все товары , представленные в нашем магазине


В последнее время эксцентрик для колеса велосипеда применяется в качестве крепежного механизма для новых моделей. Использовать для крепежа колес, регулировки высоты сиденья, руля. Устройство и установка эксцентриков достаточно просты. По сравнению со старыми крепежными механизмами, они имеют некоторые преимущества:

  • установка и замена велосипедного эксцентрика происходит быстро, без использования дополнительных инструментов. Это свойство очень полезно в тех случаях, когда во время передвижения требуется срочная замена камеры или колеса, либо локальный ремонт;
  • при ремонте и установке эксцентрика не требуется закручивание гаек, что помогает лучше отрегулировать высоту сиденья;
  • существенная экономия времени, затраченного на ремонт.

Но несмотря на положительные моменты использования эксцентрика, существуют и негативные стороны, они связаны с безопасностью велосипеда. Чтобы его не украли, необходимо будет предусмотреть дополнительные средства защиты транспортного средства от воров, без которых не оставлять его надолго. Также со временем крепления могут расшатываться, что неблагоприятно сказывается на техническом обслуживании велосипеда.

Обычная модель эксцентрика состоит из следующих деталей:

Обслуживание велосипеда с креплениями на эксцентриках, намного проще, чем в случае с традиционными креплениями. Велосипедный эксцентриковый зажим позволяет ускорить ремонтные работы. Чтобы снять переднее колесо эксцентриковым креплением, понадобится:

Если велосипед оснащен креплениями гаечного типа, то вам понадобятся ключи, с помощью которых вы будете раскручивать механизм.

Как правильно установить колеса на эксцентрике

Чтобы правильно установить колеса на эксцентриках, нужно придерживаться следующей последовательности действий:

Если вовремя установки, рычаг закрывается легко, гайки разумеется необходимо ещё подтянуть. Свободный ход рычага эксцентрика свидетельствует о том, что крепления не совсем надежно закреплены, в идеале, его ход должен быть немного затруднен. Установка переднего колеса на велосипед с эксцентриком, при необходимости, вполне может производиться самостоятельно в пути.

Эксцентрик для заднего колеса велосипеда может представлять разновидность крепления в виде узла под названием эксцентриковая каретка велосипеда. Она обеспечивает соединение рамы и вращательного механизма с помощью подшипников, запрессованный в стакан рамы.


Виды эксцентриков

Различают обычные (традиционные) эксцентрики и эксцентрики с регулировкой. Эксцентрик колеса велосипеда с регулировкой имеет в конструкции своего механизма блокировочную кнопку, чашку и толкатель. Подобное устройство позволяет не только закрепить, но и регулировать крепежный механизм. Кнопка надежно блокирует крепеж, а чашка и толкатель позволяют отрегулировать качество крепежа перед блокировкой.

Выравнивание обода

Обычный ремонт велосипеда состоит в замене велосипедных камер, покрышек, но иногда требуется более сложный ремонт в виде выравнивания обода. Особенно неприятно, вызывающие негативные эмоции проблема — это так называемая «восьмерка». «Восьмеркой» называется искривление колеса и потеря им идеально круглой формы. Подобный эффект может возникнуть в процессе эксплуатации или непредвиденных ситуаций. Для того, чтобы произвести качественный ремонт по выравниванию обода колеса, нужно подготовить инструменты, которые понадобятся вам во время ремонта. Прежде всего это специальный спицевой ключ. Универсальное подходит для всех марок велосипедов. Рекомендуется производить выравнивание обода колеса в следующей последовательности:

  • Определите зону искривления, путем вращения вала, раскручивая колесо; Освободите колесо от шины;
  • после того как зона искривления определенном можно применить силу для механического выравнивания всего обода или произвести спицевое выравнивание.


Чтобы правильно выровнять все спицы колеса, для начала нужно проверить прочность их крепления и по необходимости подтянуть. Но если все держится достаточно прочно, трогать их не надо. Нужно найти спицу, расположенную по центру восьмёрки и подтянуть, а соседние спицы ослабить. Если «восьмерка» большая, то подтягивание и ослабление спиц нужно чередовать. По окончанию работ протестировать качество выполнения, вращая колесо.

Простота и лёгкость в эксплуатации и обслуживании – одна из главных тенденций настоящего.­­­ Своё отражение это находит во многих сферах человеческой деятельности: в работе и отдыхе.

Велосипедный эксцентрик

Различные устройства и приспособления облегчают получение нужного результата без особых усилий.

Мир крепёжных соединений в веломире тоже не остался в стороне. Появился крепёж, который в силу своей конструкции может обойтись без специального инструмента – это эксцентрик.

Что такое велосипедный эксцентрик?

Что такое велосипедный эксцентрик?

Эксцентриковый тип крепления появился относительно недавно, но прочно занял своё место. Основное применение он нашёл в креплении велосипедных колёс, подседельных штырей и в конструкциях складных велорам.

Помимо своих основных обязанностей эксцентрики используют в креплении различных дополнительных велосипедных аксессуаров, там, где присутствуют хомуты.

Достоинства и недостатки эксцентриков

Главная причина появления этого крепежа – это удобство и простота использования. Для того чтобы демонтировать или закрепить то или иное оборудование, не нужны гаечные ключи, а по времени это займёт несколько секунд. По надёжности и силе затягивания эксцентрик не уступает традиционным гаечным крепежам.

Преимущества эксцентриков:

  • Их трудно недооценить в дороге, когда есть необходимость быстро демонтировать колесо для его починки.
  • При регулировке седла по высоте с одновременной центровкой относительно рамы велосипеда этот крепёж незаменим.
  • Не все любят возить с собой наборы гаечных ключей. Это не столь тяжело, сколь не эстетично: ездить с гремящими ключами в подсумке.

Минусы эксцентриковой конструкции:

  • В отличии от обычной гайки, эта конструкция более сложная, а значит и более подвержена амортизации.

При длительном использовании пружины эксцентрика ослабевают, и крепление становиться ненадёжным.

На практике колеса, конечно, никто не терял, но последствия не замедлят о себе заявить. Основное из которых – нарушение регулировки тормозов, в первую очередь, дисковых.

Выявить ослабление крепления можно по изменению хода колеса, — появляется люфт.

  • Легкость в обращении с крепежом облегчает жизнь не только хозяину велосипеда, но и у другим недобросовестным гражданам.

Придя на место парковки двухколесного «коня», можно обнаружить только пристёгнутую раму с рулём. Хорошие колёса и качественное седло с подседелом – отличный трофей у «нечистых» на руку коллег.

Виды эксцентриков

Виды эксцентриков

Разнообразие велосипедных эксцентриков поражает – их два:

  1. Традиционный.
  2. Регулируемый (Clix).

Принципиальная конструкция обоих видов схожа — это совокупность следущего:

  • Ось вала, вставляемая во втулку колеса.
  • Регулировочная гайка. Калибрует необходимую длину оси.
  • Прижимной диск. Рабочий узел, через который производится фиксация закрепляемого элемента (колеса, подседельного штыря).
  • Эксцентрик. Фиксирующий рычаг, оснащенный прижимным валом со смещенной осью.

Как закрутить эксцентрик?

Ввиду незначительного отличия конструкции традиционного и регулируемого эксцентрика, их установка отличается лишь в некоторых нюансах, но об этом позже.

В целом для установки эксцентрика по месту нужно:

  • Установить фиксирующий рычаг в положение «Open».
  • Регулирующей гайкой откалибровать длину оси вала. Закрутить её так, чтобы оставалось небольшой зазор.
  • Перевести в состояние регулировки, промежуточное положение между “Open” и “Close”. Установить закрепляемое оборудование в нужное положение.
  • Закрыть рычаг, т.е. переместить его в положение «Close».
  • Проверить надёжность фиксации, — в положение «Close» рычаг не должен крутиться.

Как правильно закрепить колеса на эксцентрике?

Установка колёс, в зависимости от способа крепления, выполняется разными способами. Методы крепления на традиционные и регулируемые эксцентрики во многом схожи, но будут рассмотрены отдельно.

Крепление колеса простым эксцентриком

  • Рычаг крепления переводится в открытое состояние «Open”.
  • Колесо устанавливается в дропауты так, чтобы втулка плотно прилегала к внутренней площади перьев велосипедной вилки.
  • Переводим рычаг эксцентрика в состояние регулировки: промежуточное между “Open” и “Close”.
  • Не плотно затягиваем регулировочную гайку, оставляем небольшой зазор.
  • Переводим эксцентрик в положение “Close”.
  • При манипуляции рычагом тактильно должно наблюдаться определённое сопротивление.
    • Если сопротивление непреодолимо, то необходимо открутить гайку регулировки на один оборот.
    • Если рычат закрывается без усилия, то гайку регулировки нужно подтянуть.

    Применяемая сила для закрытия эксцентрика не должна быть ниже 5-6 кг (54 Н) и выше 20 кг (200 Н).

    При закрытии эксцентрика, проследите, чтобы рычаги в закрытом состоянии не прикасались и не мешали другим элементам велосипеда (щитков, багажника и т.д.).

    После закрепления колеса необходимо выполнить диагностику:

    • Рычаг эксцентрика не должен вращаться вокруг своей оси.
    • Колесо должно крутиться строго в своей плоскости и быть надёжно зафиксировано.

    Для проверки фиксации следует приподнять велобайк и сверху по колесу ударить.

    Крепление колеса эксцентриком типа “Clix”

    В отличии от традиционного механизма, где силовой зажим необходимо регулировать при каждом демонтаже, система “Clix” с её конструкцией позволяет пользоваться однажды произведённой регулировкой всегда.

    Однако эта конструктивная особенность механизма не позволяет использовать однажды отрегулируемый эксцентрик на других велосипедных вилках или с другими колёсами.

    Порядок установки колеса способом “Clix”

    • Переводим эксцентрик в положение “Open”. Прижимаем чашку механизма с рычагом эксцентрика и плотно вставляем колесо в дропауты велосипеда.
    • Переводим эксцентрик в фиксирующее положение “Close”. При закрытии крепёжного механизма, рычаг эксцентрика вращать не допускается, поскольку это может привести к ухудшению качества крепления.

    Заблаговременно, т.е. до фиксации эксцентрика, установите рычаг в таком положение, чтобы после его закрытия он не мешал и не соприкасался с другими элементами велосипеда.

    Проведите проверку надёжности крепления колеса, так же, как и при креплении традиционным эксцентриком.

    Подводя итоги, следует упомянуть о том, что развитие велосипедных эксцентриков не окончено.

    В одних конструкциях для обеспечения безопасности вместо рычагов используют шестигранные ключи, а в других – фиксирующий рычаг оснащают секретами, например, открытие эксцентрика только в перевёрнутом положении (велосипед на руле и седле).

    Читайте также: