Как резина влияет на езду

Опубликовано: 26.04.2024

Как шины влияют на управляемость транспортного средства

Как шины влияют на управляемость транспортного средства

Управляемость транспортного средства зависит не только от его конструктивных особенностей и опыта водителя, но и от множества других факторов. Одним из них являются шины. В зависимости от характеристик резины меняется и маневренность автомобиля; какое же влияние они оказывают?

Основные факторы

В первую очередь нужно обратить внимание на размеры шин. Широкие изделия имеют большее пятно контакта с дорожной поверхностью. Это положительно сказывается на сцепных качествах как легковых, так и грузовых шин: так, например, повышается устойчивость транспортного средства при совершении поворотов и отсутствует пробуксовка во время начала движения. Чем уже шина, тем хуже автомобиль слушается руля.

Также следует принимать во внимание высоту боковин. Чем они больше, тем сильнее гнутся при выполнении поворотов. Из-за этого заметно снижается уровень сцепления с дорожным покрытием, а также повышается риск заноса транспортного средства. В случае использования шин с невысокой боковиной таких проблем не наблюдается.

Важное значение имеет и тип резины. Использование шин в неподходящий сезон оказывает заметное влияние на управляемость транспортного средства. Летняя резина при отрицательной температуре становится менее эластичной, что приводит к снижению сцепления с дорожным покрытием. Проблемы могут возникнуть и при использовании зимних шин в жаркую погоду. Они изготовлены из менее жесткой резины, чем летние, а высокая температура делает их еще более мягкими. Из-за этого возможно значительное увеличение тормозного пути.

Следует правильно подбирать и диаметр резины. Использование как слишком больших, так и маленьких шин ухудшает плавность хода транспортного средства. Кроме того, это сильно нагружает ходовую часть и приводит к преждевременному износу ее элементов.

При желании приобрести подходящую резину вы сможете в нашей компании. Мы предлагаем шины от Michelin, Sava, Yokohama и множества других известных производителей. Кроме того, мы реализуем гусеницы и диски.

Предлагаем разобраться насколько сильно зависят повадки машины от установленной на ней резины.

как шины влияют на управляемость машины

Узнайте о 5 факторах, при которых резина влияет на управляемость автомобиля

Для того, чтобы обеспечить надежные и предсказуемые реакции при маневрировании, оптимизировать расход топлива и иметь приемлемый тормозной путь, нужно внимательно следить за состоянием шин, а также регулярно проверять их степень износа . В противном случае, от изношенных или поврежденных покрышек можно ожидать:

  • Увеличение тормозного пути и блокировки колес.
  • Сносы или заносы при прохождении поворотов.
  • Пробуксовка ведущих колес при старте.
  • Некорректная работа системы ABS и курсовой устойчивости ESP. Электроника начнет перестраховываться и заблаговременно подтормаживать колеса.

Ниже будут подробней приведен ряд факторов, влияющих на поведение машины на дороге. Именно от них зависят основные параметры авто.

Покрышки бывают разной размерности, причем сюда следующие параметры шины:

  • Ширина (пример: 205/55. 205 − ширина покрышки). Здесь все просто: чем шире покрышка − тем больше пятно контакта с дорогой. Пятно контакта − это площадь соприкосновения шины с полотном. Соответственно, большая площадь соприкосновения увеличивает сцепление с дорогой и улучшает сцепные свойства резины − повышается устойчивость в поворотах, реакции на руль становятся более острыми, отсутствует пробуксовка при старте и разгоне. Из этого следует простой вывод: чем уже шина − тем хуже поведение машины на дороге.
  • Высота боковина (пример: 205/55. 55 − высота боковины покрышки). Высокая боковина сильнее относительно небольшой гнется в поворотах, что может привести к снижению сцепления с дорогой и возникновению сносов. Также она делает реакции на рулевом колесе менее чувствительными и резкими.

У каждой шины существует свой предел износостойкости. Он выражается в виде индикатора, установленного в канавке протектора. Если протектор сравнивается с индикатором (по правилам, менять летнюю резину нужно при высоте менее 1,6 мм, а зимнюю − 4 мм), то покрышка становится непригодной к эксплуатации по причине потери большей части своих эксплуатационных свойств. «Лысая» резина существенно ухудшает сцепление автомобиля с дорогой, что отражается в возникновении сносов/заносов, пробуксовке и увеличении тормозного пути. Некоторые автолюбители с целью экономии меняют изношенную (или близкую к износу) часть покрышек (одна ось) на новую. Например, для улучшения зацепа при старте ведущих колес. Однако, зачастую такая конфигурация создает новые проблемы − возникает дисбаланс сцепления, что чревато недостаточной (задний привод) либо избыточный (передний привод) поворачиваемостью.

Колеса с разной степенью сцепления на осях либо сторонах автомобиля опасны, в первую очередь, непредсказуемостью поведения машины. При разгоне ее может уводить в сторону (если сцепление на одной стороне колес больше другой) при ускорении или торможении. А при езде по прямой и в поворотах появляется рыскание, требующее незамедлительного подруливания. Поэтому, столь опасная конфигурация запрещена правилами дорожного движения и облагается строгим штрафом.

Если температурный диапазон такой резину не соответствует рекомендуемому заводом-изготовителем, то шина теряет часть своих свойств. Низкие температуры (эксплуатация зимой) делают резину жесткой и неэластичной − это ухудшает управляемость и сцепление с дорогой. Высокие (долгая езда в жаркую погоду/перегрев), наоборот, делают покрышку очень податливой и мягкой. Ее боковина начинает гнуться в поворотах, а при торможении может возникать блокировка колес и увод в сторону. К тому же, на высоких скоростях перегретое колеса может взорваться.

Существуют любители эксплуатации зимних колес в летний период. Такие недобросовестные автомобилисты подвергают свою жизнь и жизнь окружающих большой опасности, ибо мягкий состав резины изначально не предназначен для высоких температур. Такая покрышка существенно ухудшает управляемость и увеличивает тормозной путь (особенно, если колес шипованные), и может взорваться на высокой скорости из-за перегрева. При низких температурах на управляемость может повлиять только износ и наличие шипов. Если большей части шипов на колесе не имеется, сцепление с обледенелым/снежным покрытием становится ниже.

Является ли 17-дюймовая шина более комфортной, чем 18-я? Правда, что 19-е колесо шумное и больше подходит для спортивной езды? Давайте разбираться.

Чтобы все было честно, возьмем одну машину (Volkswagen Golf GTI) и три версии одной шины (Goodyear Eagle F1 Asymmetric 3) с размерностями 225/45 R17, 225/40 R18 и 225/35 R19. Тестировать покрышки будем на автодроме: замерим тормозной путь на сухом и влажном покрытии, проедем трассу на время, а также проверим каждую резину в условиях аквапланирования. Ах да, конечно же, обязательно обратим внимание на уровень шума, вибраций и плавность хода. Поехали!

Торможение и аквапланирование

Сколько ни старались, на сухом и влажном покрытии разница тормозного пути между 17-, 18- и 19-дюймовыми колесами оказалась в пределах всего одного процента. Похожие параметры были получены и после испытания на аквапланирование: шины практически на одной и той же скорости начинали терять сцепление с дорогой. Так что особой разницы нет. Может размерность сильнее повлияет на скорость и поведение машины в поворотах?

Скорость

Вот тут интересней. Как и ожидалось, по сухой трассе самой медленной оказалась 17-дюймовая шина, на втором месте - 18-я с выигрышем в одну секунду, а быстрейшей стала 19-дюймовая. Но как только трек полили водой, ситуация изменилась в обратную сторону: 19-дюймовая покрышка показала худшее время, затем 18-я и 17-я. Такой результат связан с тем, что 17-дюймовая шина при активной езде более подвижная. Поэтому каналы ее протектора сильнее расширяются и пропускают больше воды, обеспечивая дополнительный зацеп с асфальтом и выигрыш в скорости. Но, опять же, в гражданских условиях этого различия вы точно не почувствуете. Поэтому полученные данные, в принципе, можно приравнять.

Управляемость

Поскольку объективные данные очень близки, пришлось обратиться к субъективной оценке шин, чтобы найти хоть какие-то реальные различия. И, если между поведением 18-й и 19-й шины по факту разницы нет, то между 17-м и 19-м диаметром она очень ощутима. Там, где 17-дюймовая шина выглядела мягкой и слегка размазывала обратную связь, 19-я оказалась плотной и давала больше информации на поворот руля. Хоть, конечно, иногда и слишком нервно реагировала на “рулежку”. Именно поэтому и есть компромисс в роли 18-го колеса.

А что с комфортом?

Тут без особых сюрпризов. Машина с 17-дюймовыми шинами оказалась самой комфортной, а с приходом 18-х и 19-х колес на кочках автомобиль стал больше подпрыгивать и принимать на кузов дополнительные удары и неприятные вибрации. Особенно это чувствуется в задней части машины.

А вот результаты замеров уровня шума в салоне удивили. Автомобиль на 18-х колесах оказался тише, чем на 17-й размерности. А 19-е шины, кстати говоря, были не очень шумными, но все же в салоне от них явно больше гула, чем от младших братьев.

В итоге можно смело сказать, что посадочный диаметр шины не так сильно влияет на ездовые характеристики автомобиля. Просто тот, кто любит комфорт, выберет 17-е, любитель покрасоваться перед друзьями - 19-е, а 18-е положены тем, кто во всем ищет золотую середину.

Добрый день, сегодня мы узнаем, что называется изношенной автомобильной шиной, чем опасны такие покрышки на дороге, а также, когда производить их замену на новые. Кроме того, расскажем про то, какие факторы влияют на износ покрышек, как ведут себя изношенные шины на сухом и влажном дорожном покрытии, а также, сколько в среднем составляет срок службы данных расходных элементов ходовой того или иного транспортного средства. В заключении мы поговорим о том, на что в первую очередь влияют изношенные покрышки при движении на автомобиле, а также, что называется аквапланированием и почему этому процессу наиболее подвержены покрышки с отработанным протектором.

Один из самых распространенных вопросов многих автовладельцев: "Чем опасны изношенные шины на сухой и влажной дороге?", волнует водителей уже не один десяток лет. Стоит понимать, что шутить с отработавшими свой срок службы покрышками лучше не стоит, так как изношенные шины влияют на самое главное при движении автомобиля - на его управляемость и тормозной путь.

Вот поэтому стоит четко для себя понимать, когда нужно менять старые покрышки на новые? А чтобы знать, когда менять шины, мы должны правильно устанавливать их износ. Данные вопросы мы и разберем в нашем рассказе, чтобы обезопасить многих водителей с пассажирами не только от попадания в аварию, но и от необходимости уплаты штрафа. Отметим, что самое главное в этом деле - это вовремя применить на практике свои знания и при достижении критического износа покрышек немедленно их заменить на новые.

Справочно заметим, что средний срок службы покрышки составляет в среднем от 5 до 8 лет, в зависимости от того или иного производителя. Определенное количество изготовителей определяют срок эксплуатации шин в 10-12 лет, но как правило, в реальности замена покрышкам требуется уже после 4-5 лет эксплуатации. Отметим, что есть такие шины, которые действительно способны отходить 10 лет, то только в том случае, если они изготовлены из высококачественного материала, а также, если автомобиль эксплуатируется не постоянно и по хорошему дорожному полотну, при этом водитель внимательно следит за состоянием колес. В реальной жизни содержать транспортное средство в идеальном состоянии очень сложно. В большинстве случаев многие автовладельцы при покупке машины начинают эксплуатировать ее по максимуму, поэтому шины в первую очередь получают высокую нагрузку.

1. Что называется изношенной шиной? Факторы, влияющие на износ

Изношенная шина - это своего рода показатель, который характеризует не только состояние дорожного полотна, но и навыки вождения водителя. Шины водителя, который любит поездить на высокой скорости выйдут из строя намного раньше, чем у спокойного, а также опытного автовладельца. Дорога оказывает самое большее влияние на состояние шин. Как правило, отличное дорожное покрытие остается чем-то из области фантастики, особенно это касается наших отечественных малых городов. Неровности дороги, ямы и ухабы ничего хорошего не дают протектору шины, а наоборот только ухудшают его состояние.

Отметим, что при постоянных проверках состояния автомобиля, а также при внимательном отношении к его обслуживанию и диагностике, это позволит нам значительно увеличить срок службы покрышек. Не стоит экономить на качестве материалов из которых изготавливают шины, так как это в первую очередь может сказаться, как на безопасности при движении, а также потребовать значительно раньше срока произвести замену старой шины на новую, чем требуется обычно. Кроме того, нельзя забывать про то, что неисправности элементов подвески также сказываются на состоянии колес, причем не лучшим образом.

Всем водителям автомобилей стоит помнить, что максимально допустимый показатель истирания летней покрышки составляет до 1,6 миллиметра по всей поверхности протектора. Что касается зимней шины, то этот показатель равен до 4 миллиметров. Относительно грузовых автомобилей с массой более 3 тонн, максимально допустимый показатель истирания покрышки равен до 2 миллиметров. Данные показатели не взяты с головы, они четко прописаны в правилах дорожного движения и в законодательных актах. Если рассматривать этот вопрос с позиции безопасности, то рекомендуется производить замену резины еще раньше, не дожидаясь вышеописанных параметров, к примеру, если уровень истираемости находится на 1-3 миллиметра меньше.

2. Как ведет себя изношенная шина на сухой дороге?

Для того, чтобы понять, как ведет себя изношенная шина на сухом дорожном полотне, ее нужно сравнивать с новой покрышкой. В том случае, когда глубина протектора достигает 3,5-4 миллиметров, то такая покрышка будет называется изношенной. Справочно заметим, что в среднем протектор новых шин имеет глубину равную 9-11 миллиметрам. Таким образом, когда протектор находится на вышеописанном уровне в 3,5-4 миллиметра можно считать, что шины износились примерно наполовину. Шины с таким остатком и проверяются на эксплуатационные качества на сухой дороге.

Автомобиль любого типа – грузовая Газель, цельнометаллический фургон Mercedes-Benz Sprinter, пикап УАЗ Патриот или другой – это весьма «чувствительное» создание. Он отзывается на любое управляющее движение водителя. Более того, состояние каждого элемента значительно влияет на его характеристики и поведение на дороге.

Например, шины. От того, какую резину применили на MCV, сильно зависят его «повадки» на дороге. Чтобы при каждом маневре реакция «лошадки» была предсказуемой, надо ставить «правильные» покрышки и следить за их состоянием. Особенно – проверять износ. В последнем случае, недосмотр грозит такими неприятностями, как:

  • Повышение длины тормозного пути, а также продолжительности блокировки колес.
  • Пробуксовка при резком трогании с места.
  • Заносы на поворотах.
  • Некорректная работа ESP (курсовая устойчивость) и ABS (антиблокировка). Электроника «перестраховывается» и колеса раньше времени начинают подтормаживать.

Ниже перечислены основные моменты, касающиеся влияния на поведение машины поставленного на нее комплекта автопокрышек.

значимость шин

Размер

В маркировке любой шины указан ее размер. Расшифровывается он следующим образом. Например, 205/70R15:

  • 205 – ширина протектора (в миллиметрах).
  • 70 – высота профиля. Указывается в процентах от ширины протектора (а не в миллиметрах, как думают многие).
  • R – тип шины, ставится на радиальных покрышках. Диагональные идут без обозначения.
  • 15 – диаметр обода (в дюймах). Один дюйм = 25,4 мм.

Как известно, на автомобиле можно произвести замену имеющихся дисков на модели более крупного диаметра. Шины при этом также меняются, чтобы сохранить рекомендованный производителем размер колеса. После такой операции, машина становится более устойчивой на прямолинейных участках и лучше проходит повороты. С другой стороны, нагрузка на покрышки и на подвеску увеличивается, что не желательно, особенно при частой езде по плохим дорогам.

Относительно ширины протектора – чем больше данный параметр, тем больше площадь соприкосновения с дорожным покрытием. А значит, лучше сцепление с асфальтом. Следовательно, машина лучше себя ведет на поворотах, более чутко отзывается на движения руля, не буксует при разгоне либо трогании с места. И наоборот, чем уже ширина протектора, тем хуже авто ведет себя на дороге.

По высоте профиля шины (боковины) справедливо следующее. Чем больше эта характеристика (чем выше покрышка), тем сильнее она гнется на поворотах. Это отрицательно влияет на сцепление с дорогой, из-за чего возможны сносы. Такая шина хуже реагирует на движения рулевого колеса.

Износ протектора

Поскольку каждое колесо едет по асфальту с микроскопическим проскальзыванием (это, не считая откровенной пробуксовки при резком ускорении), то протектор даже самой лучшей шины постепенно изнашивается. Существуют общегосударственные стандарты, принятые для остаточного рисунка:

  • Грузовики и прицепы (до 3,5 тн) – до 1,0 мм.
  • Легковые автомобили – до 1,6 мм (летняя), до 4,0 мм (зимняя).
  • Автобусы – до 2,0 мм.

Чтобы шоферу проще было определить, не стерлась ли резина выше положенного, в канавках устанавливают индикаторы. Их высота соответствует нормативным значениям. Поэтому, если индикатор сравнятся с протектором, то это значит, что ездить на данной покрышке больше нельзя.

«Лысые» шины в значительной мере теряют свои эксплуатационные качества. Прежде всего, сцепление с дорогой становится намного слабее. Из-за этого машина буксует при ускорении, на поворотах ее чаще и сильнее заносит, тормозной путь становится намного больше.

С тем, что изношенные покрышки надо менять, никто не спорит. Но иногда водители, для экономии, ставят новые шины только на одну ось. На низкоскоростных грузовиках и автобусах от этого большой беды не будет. Зато на высокоскоростных фургонах, пикапах и LCV подобная конфигурация и связанный с ней дисбаланс сцепления может стать причиной ухудшения управления машиной. В зависимости от типа привода, реакция ТС окажется избыточной (передние колеса ведущие) либо недостаточной (задние).

Разные шины

Высота протектора и его рисунок непосредственно влияют на сцепление шины с дорожным покрытием. Например, если он стерся на 30%, то скорость движения на таких шинах должна быть на 10% ниже, чем на новых, если водитель желает, чтобы сцепление оставалось таким же надежным. Поэтому, в идеале, все шины на авто должны быть одинаковыми. Если же на сторонах или осях они разные, то последствия могут быть непредсказуемыми (особенно плохим является первый вариант). Не только на поворотах, но даже на прямой, машина будет рыскать так, что придется все время подруливать. А при торможении либо ускорении – уходить в сторону.

Несоответствие температурному режиму

Летние шины

При эксплуатации летней резины в холодную погоду, она теряет эластичность и становится жесткой. Из-за этого, ухудшается сцепление с дорожным покрытием, а также управляемость техники.

Зимние шины

Покрышки зимнего типа слишком мягкие для теплого времени года. Машина, «обутая» в такую резину, будет намного хуже управляться. И тормозной путь ее увеличится, особенно, если шины с шипами. На большой скорости, из-за значительного перегрева, такое колесо может вообще взорваться.

Можно ли на переднеприводный автомобиль ставить зимние шины на одну лишь переднюю ось? Нет! Если такие покрышки будут только на ведущих колесах, то на заснеженной дороге машина легко войдет в крутой поворот, потому что «правильная» резина обеспечит ей хорошую управляемость. Но на задний мост в данных условиях тоже будет большая нагрузка, поэтому, для сохранения достаточной устойчивости, и здесь должны стоять зимние шины. В противном случае, один «передок» не спасет ситуацию. Вполне возможно, что, при прохождении поворота, задняя часть потеряет сцепление с дорогой. Автомобиль развернется на 180 градусов – и это еще в лучшем случае.

Заключение

Все сказанное выше убеждает в том, что шины являются важнейшим элементом любого автомобиля. Обеспечивая контакт машины с дорожным полотном, они в значительной степени влияют на управляемость техники. От них во многом зависит то, насколько безопасной будет поездка. Поэтому к требованиям по эксплуатации автошин надо относиться со всей серьезностью.

Читайте также: