Какие шины называются липучки

Опубликовано: 05.05.2024

Зимние шины имеют несколько разновидностей, которые различаются по способу исполнения и некоторым техническим характеристикам. Обычно автошины делят на фрикционные и шипованные. Сейчас все больше можно встретить фрикционные шины (липучки), на первый взгляд они отличаются только отсутствием шипов. Но, на самом деле тут используется другой протектор, а также применяется другая резиновая смесь, обеспечивающая нормальное «прилипание» ската к дороге.

Разновидности зимних шин липучек

Скандинавские

Выбирая нешипуемые шины для зимней эксплуатации, имеет смысл подобрать скандинавский тип протектора. Особенно, если часто приходится ездить по снегу. На практике такая резина не сильно уступает шиповке.

Крупные протекторные блоки имеют большое количество ламелей, обеспечивающих достаточно эффективное сцепление со льдом и снегом. Многие модели имеют зубчатые кромки блоков, что тоже значительно упрощает эксплуатацию на заснеженной дороге. Отлично ведут себя при большом морозе.

Резина для такой покрышки используется мягкая. В результате при эксплуатации на голом асфальте нешипованные зимние шины скандинавского типа выходят из строя намного быстрее. Зато не возникнет проблем с проездом льда, снежных переметов. Стоит помнить, что подобные покрышки не сильно хорошо удерживают автомобиль в поворотах.

Европейские

Зимние фрикционные шины во многом противоположны описанному выше типу. В первую очередь протектор у них менее агрессивный, рисунок ближе к дождевому. В результате такая автошина хорошо ведет себя на слякоти, мокром асфальте. Зачастую используется в регионах с мягкими зимами, характеризующимися большим количество оттепелей.

Ламели тут также присутствуют, но блоки более мелкие, на них нет зубчатых краев. Обязательно есть выраженные центральные канавки, а также хорошо зачастую есть водотводные канавки. Плечевые блоки достаточно большие.

Такая резина хорошо ведет себя на мокрой дороге, влажном гололеде. При поездках по заснеженным местам нужно быть аккуратным.

Особенности резиновой смеси фрикционной зимней резины

Рассматривая зимние шины липучки имеет смысл разобраться в особенностях характерных именно для этой резины. В первую очередь речь идет об особенностях состава, так как именно он обеспечивает эффективность.

Перечислим основные нюансы.

  • Мягкость. Путем добавления смол и масел, удается получить мягкую резину. Она противостоит большому морозу, сохраняя достаточную эластичность. Это позволяет более эффективно работать при отрицательных температурах.
  • Микропоры. Протектор делается по особой технологии, которая обеспечивает покрытие поверхности микропорами. Они дают возможность получить эффект прилипания. В результате шины-липучки фактически цепляются за дорогу, даже если она покрыта льдом.
  • Производители учитывают особенности зимней эксплуатации, боковины делаются более усиленными. Минимизируется риск возникновения повреждений.
  • Резина протектора позволяет делать ламели определенной формы. Для этого применяются специальные пластификаторы.

Ламели

Важным компонентом фрикционной резины являются ламели. От этого компонента во многом зависят сцепные свойства шины. Выполняют они следующие задачи.

  • Очищают протектор от снега и воды. Это повышает качество сцепления на снегу, льду, мокром асфальте. Когда протектор начинает давить на поверхность, внутри ламеля образуется разряжение, которое и затягивает внутрь воду, снег, грязь. Шина же практически прилипает к подсушенной поверхности, получая увеличенное сцепление. Такие элементы называются ламели-насосы.
  • Уменьшается тормозной путь. Шашка протектора, при взаимодействии с дорогой, трется о нее. На частях блока, разрезанного ламелью, получаются задиры. Это называется эффект затачивания или «микрокогти». Трение увеличивается, особенно это заметно при торможении.
  • Ламель стабилизирует части протектора в поперечном и продольном направлении. Это повышает управляемость. Во время изменения направления, все элементы блока, которые разделены ламелью, соединяются в один блок, который становится довольно жестким. В итоге управляемость становится более высокой.

Ламели бывают самых разных типов. Подбираются они производителем с учетом особенностей конкретной задачи, стоящей перед покрышкой.

Типоразмеры

Чтобы правильно выбрать авторезину, требуется учесть типоразмер. Указывается он на боковой поверхности шины. Консультант при покупке вас проконсультирует, но самому требуется понимать, что обозначает каждый элемент маркировки.

Для примера возьмем довольно распространенный вариант маркировки 195/55R16 91V. Разберем его по элементам.

  • 195 — ширина профиля указывается в миллиметрах. Выбор этого параметра зависит от особенностей эксплуатации. Если будете часто ездить по снегу, лучше взять узкие покрышки, для асфальта лучше широкие шины.
  • 55 — высота профиля в процентах по отношению к ширине. Зимняя резина не должна иметь низкий профиль, связано это с необходимостью хоть изредка ездить по снегу.
  • R — указатель типа конструкции каркаса. В нашем случае — радиальная конструкция. На практике диагональные шины (D) для легковых автомобилей сейчас практически не встречаются.
  • 16 — внутренний диаметр шины, еще называют посадочным. По традиции указывается в дюймах.
  • 91 — индекс максимально разрешенной нагрузки. В нашем случае на одно колесо не должно приходиться более 615 килограмм.
  • V — индекс скорости. Наибольшая скорость для автошины в нашем примере — 240 километров/час.

Также на боковине размещается маркировка, обозначающая зимнюю резину, это снежинка или M+S. Зачастую водители предпочитают приобретать «снежинку», шины маркированные таким образом. На самом деле способ маркировки не имеет отношения к ходовым качествам.

Автолюбителям интересно, как выбрать зимнюю резину по типоразмеру. На самом деле тут нужно в первую очередь ориентироваться на рекомендации производителя автомобиля. Если есть возможность выбора, стоит выбирать шины с высоким профилем, узким скатом. Они обеспечат хорошие ходовые качества.

Индекс скорости

При выборе авторезины стоит учитывать индекс скорости. Он указывается в типоразмере. Всегда имеет вид латинской буквы. Для расшифровки используют специальную таблицу, где смотрят на соответствие максимальной скорости и буквенного индекса.

Если вы самостоятельно подбираете авторезину, учитывайте, что правила регламентируют подбирать шины, с учетом максимальной скорости вашего транспортного средства. То есть, если машина может разгоняться до скорости в 240 километров/час, автошина должна иметь индекс не менее V.

Стоит отметить, что современные покрышки для зимней дороги имеют хороший скоростной запас. Практически не встречаются модели, имеющие индекс менее U (200 км/ч). Исключение составляет резина для бездорожья, она предназначена, чтобы преодолевать снег и лед, но имеет ограничение по скорости Q–S (160–180 километров/час).

Индекс нагрузки

Не менее важен индекс нагрузки. Он указывается в виде цифрового кода в типоразмере. Посмотреть какие бывают индексы можно посмотреть в таблице, где выполнен перевод в килограммы.

Максимальная нагрузка показывает, какую нагрузку может выдержать покрышка без повреждений. Невозможно сказать какие лучше шины приобрести, подбор происходит исходя из особенностей конкретного автомобиля. Разберем пример расчета.

  1. Смотрим в документации к транспортному средству максимальную снаряженную массу. Допустим у нас это 3200 килограмм.
  2. Делим массу на четыре, получаем нагрузку 800 килограмм/колесо.
  3. Прибавляем к полученной цифре 25%. Этот запас необходим для нештатных ситуаций, например, при наезде на бордюр, масса автомобиля может перераспределиться на одно колесо. Получаем 1000 килограмм.
  4. Ищем в таблице, какой индекс соответствует массе одна тонна. Индекс — 108. Получается, что покупаемая покрышка должна иметь или такой показатель, или больше.

Правила обкатки зимней резины

Любую шину необходимо обкатывать. Особенно это относится к зимней резине. Фрикционные покрышки обкатываются в режиме среднем между легковой покрышкой и шиповкой.

Для липучки достаточно обкатки в объеме 150–250 километров. За это время ламели прикатаются, начнут максимально эффективно выполнять свои задачи. Во время обкатки необходимо обеспечить плавное, аккуратное вождение, избегать резких маневров. Скорость должна быть в пределе 60–70 километров/час.

Срок службы зимней резины

Срок службы авторезины 5 лет, после этого производитель не гарантирует безопасность эксплуатации. Также стоит учитывать пробег, в зависимости от типоразмера и особенностей резиновой смеси современные шины-липучки ходят 50–70 тысяч километров.

При проверке работоспособности автошин лучше всего ориентироваться на визуальные признаки. Покрышка не должна иметь видимых повреждений. Также смотрят на протектор, его остаточная глубина для зимней резины не должна быть меньше 4 миллиметров. Проверяют все колеса, а также в нескольких точках.

Как сэкономить при покупке зимней резины?

Если имеется потребность в экономии денег при покупке зимней авторезины, делать это следует очень аккуратно. Оптимальное решение — покупка шины с меньшим типоразмером, но в пределах допустимых заводом изготовителем автомобиля. Это поможет немного снизить расходы.

Покупать бывшие в употреблении шины крайне опасно. Выявить скрытые дефекты практически невозможно. Такая покрышка может быть небезопасна.

Зимние фрикционные шины хорошее решение для любого автомобиля, особенно если вам не нужно штурмовать глубокие сугробы. Хотя современные шины зачастую не уступают по характеристикам шиповке. При правильном подборе можно купить качественную резину, которая будет комфортна и безопасна.

Основные отличия фрикционных шин и шипованной авторезины

rezina lipuchka

Фрикционная автопокрышка

Рекомендуем посмотреть видео о том, как работает резина – «липучка»

Сравнение фрикционных и шипованных покрышек

rezina lipuchka

Шина – «липучка» и шипованная резина соответственно

Определить какие автопокрышки лучше, можно сравнив их основные характеристики:

Исходя из всего вышеизложенного, шипованную авторезину стоит использовать в условиях суровых зим с большим количеством осадков, а фрикционные покрышки применять в условиях мягкой зимы, с умеренными осадками. Первый тип резины подойдет для езды по бездорожью, а второй лучше использовать в городских условиях.

Достоинства и недостатки

rezina lipuchka

Авторезина, имеющая шипы

Какой тип зимних шин лучше использовать, можно однозначно определиться, уточнив преимущества и недостатки шипованных и фрикционных автопокрышек.

Преимущества резины – «липучки»:

  1. Хорошее сцепление и курсовая устойчивость на мокрой асфальтированной поверхности.
  2. Отсутствие шума.
  3. Ламели не наносят вред дорожному покрытию.
  4. При посещении на собственной машине одной из европейских стран может оказаться, что на территории страны разрешены только ламели и недопустимо применение шипов.
  5. При отрицательных температурах указанные автошины обладают достаточной эластичностью, обеспечивающей комфортность и безопасность вождения.
  6. Способствуют снижению расхода топливной смеси, потребление горючего немного меньше, чем при использовании шипованной авторезины, но больше, чем на летних автопокрышках.
  7. Отсутствие вибраций руля.
  8. Эксплуатационный период больше, чем у авторезины, имеющей шипы.

Недостатки фрикционных автопокрышек:

  1. Плохое сцепление со льдом либо оледененной поверхностью.
  2. Большой тормозной путь на льду.
  3. Проходимость на снегу ниже, чем у шипованных изделий.

Преимущества шипованных автопокрышек:

  1. Хорошее сцепление при езде по льду и снегу.
  2. Быстрое торможение на обледенной поверхности либо на льду.
  3. Отличная проходимость машины на глубоком снегу.
  4. Управляемость и курсовая устойчивость автомобиля при езде по укатанному снегу значительно лучше, чем у «липучки».
  1. Шипы увеличивают шумность изделий: комфортность вождения снижается.
  2. Шипованные шины способны повредить сухую поверхность асфальта.
  3. Характеризуются бОльшим потреблением горючего, чем фрикционные автошины.
  4. Меньший эксплуатационный период, чем у оппонента.
  5. Присутствие легкой вибрации руля из-за высокого протекторного слоя и шипов.
  6. Шипы способны истираться и вылетать.
  7. При слишком высоких минусовых температурах (более 20 0 С) снижается сцепление покрышек со льдом, шип царапает лед, но не может его пробить. При этом устойчивость и управляемость автомобиля уменьшаются.

Заключение

Стоит брать шипы либо лучше применить резину – «липучку» зависит от условий эксплуатации автомобиля. Если вы проживаете в городе, где зимой очень мало снега (его заливают специальными реагентами, усиленно чистят), то лучше применять «липучку», она обеспечит комфортное и безопасное вождение, а также прослужит значительно дольше, чем шины, имеющие шипы.

В условиях сельской местности либо частой езды по проселочным дорогам, где снег практически не убирают, образуется наледь, нужно отдать предпочтение шиповке. Она обеспечит устойчивость машины при езде по обледененной поверхности либо укатанному снегу, гарантирует хорошую проходимость авто. Шипованные шины незаменимы в условиях проселочных дорог.

Выезжая за границу на собственном автомобиле, уточните: допустимо ли применять шипы на территории интересующей вас страны. Во многих европейских странах недопустимо применение шиповки из-за возможности разрушения дорожного покрытия.

Как отличить липучку от других шин

Деление на липучки и не липучки скорее условное, а сама же покрышка не имеет такой маркировки. Вот некоторые особенности, которые отличают фрикционную шину нордического типа от европейки.

  • Много глубоких ламелей. В сравнении с европейками и шиповками, у липучки много ламелей, прорезанных почти на всю глубину протектора. За счет этого блоки протектора хорошо раскрываются и имитируют прилипание покрышки к поверхности.
  • Более мягкий состав резины. Шины-липучки имеют мягкий состав резиновой смеси, что позволяет им сохранять эластичность при сильных морозах.
  • Низкий скоростной индекс (обычноS,QилиR). Из-за глубокого протектора, плотной нарезки ламелей и мягкого состава резиновой смеси, шина-липучка менее устойчива на высоких скоростях. Поэтому, обычно она имеет ограничение по скоростному режиму от 160 до 190 км/ч.
  • Отсутствует шип/дырка под шип.

Преимущества и недостатки шин-липучек

Зимняя резина подбирается в зависимости от условий эксплуатации. Одна хорошо ведут себя в суровых условиях на скользких поверхностях, другая больше предназначена для высоких скоростей и теплых зим.

  • Хорошо работают и сохраняют эластичность при отрицательных температурах.
  • На льду и снегу тормозят лучше шин европейского типа, но хуже шиповок.
  • На сухом и мокром асфальте тормозят хуже европеек, а в сравнении с шиповками ведут себя немного лучше.
  • Тише и экономичнее в ходу, чем шипованные покрышки.
  • Изнашиваются быстрее шин европейского типа.
  • Не гарантируют хорошей проходимости в снегу.

Конечно, все очень сильно зависит от конкретной модели шины.

Подробнее о поведении липучек на льду, снегу и асфальте читайте в статье что лучше, шип или липучка?

Примеры шин-липучек

Яркими примерами являются следующие модели шин:

Заключение

Липучкой называют фрикционные шины нордического типа. Они являются средним вариантом между шиповками и европейками и обеспечивают сбалансированные средние результаты на любой зимней дорожной поверхности.

Лучше всего подойдут для городской эксплуатации и регионов, где снег выпадает часто, но лежит недолго.

Что такое покрышки «липучка»

Липучка — это зимние нешипованные шины в разговорной речи. Правильно говорить — фрикционные (от англ. friction — трение).

Фрикционные шины, как и шипованные, рассчитаны на езду при минусовых температурах по заснеженной или мокрой земле.

Первое отличие шин-липучек, которое бросается в глаза, — это отсутствие шипов. Различается еще и материал: более мягкая резиновая смесь и много поперечных ламелей.

Резина у них эластичная и мягкая. Поэтому на морозе она не дубеет и хорошо сцепляется с землей — машину не заносит, тормозной путь не увеличивается.



На протекторе автошины много ламелей, которые образуют канавки. В месте, где колесо соприкасается с дорогой, канавки расширяются, впитывают воду, грязь, снег. Потом, при движении, канавки сужаются и все выталкивают. За счет такой вакуумной системы отведения загрязнений колеса лучше прилипают и сцепляются с дорогой.

В некоторые модели фрикционной резины производители добавляют микроскопические шипы — маленькие твердые частицы. Они помогают колесам еще больше цепляться за асфальт.

Благодаря тому что колесо как бы «прилипает» к дороге, и получила шина прозвище «липучка».

Когда использовать фрикционную резину

Как мы уже сказали, фрикционные покрышки предназначены для зимы. Регулярно проводятся тесты и эксперименты с шинами. Они показывают, что нешипованные модели справляются со своей задачей даже при температуре −25 градусов по Цельсию и ниже.

Многие берегут шипованные покрышки, пока дороги не будут завалены снегом, а фрикционные шины используют:

  • когда ночью заморозки, а днем температура поднимается выше нуля;
  • на мокром асфальте, например, когда растаял лед или идет дождь со снегом;
  • на асфальтированной дороге с небольшой примесью снега, грязи;
  • на сухой дороге зимой, ведь по закону нужно передвигаться на зимней авторезине, а фрикционная на сухой дороге пострадает меньше, чем шипованная.

Из этого можно сделать следующий вывод: если вы ездите преимущественно по городу, где чистят дороги от снега, а во время гололеда обрабатывают асфальт химическими реагентами, вам подойдет для езды липучка. Если вы живете в регионе, где зима относительно теплая и редко бывают метели, тоже подойдет липучка.

Еще обратите внимание, что на обледенелой дороге или на укатанном снеге тормозной путь у фрикционных колес длиннее, чем у шипованных.

Мы не сравнивали липучку с всесезонкой по простой причине: авторезина all season изначально разрабатывалась для стран с мягким климатом, где и летом, и зимой примерно одинаковая температура, а снег и гололед — редкое событие. Таким образом, для российских зим всесезонка — плохой вариант, поэтому его даже не стоит рассматривать.

Преимущества и недостатки фрикционных покрышек

Чтобы вы еще лучше понимали, когда использовать нешипованные покрышки, рассмотрим их плюсы и минусы.

Преимущества нешипованных колес:

1. Высокие сцепные свойства. Благодаря этому управлять автомобилем легче, он сохраняет курсовую устойчивость.

2. Фрикционные колеса не вредят дорожному покрытию.

3. На липучках можно передвигаться по любой стране. В некоторых государствах запрещено ездить на шипованных покрышках, так как они сильно разрушают дорогу. Уточняйте этот момент, если собираетесь поехать на авто в другую страну, а у вас стоят шипы.

4. Шины не затвердевают при минусовых температурах. Как мы уже сказали, даже при −25 градусах колеса сохранят эластичность и продолжат сцепляться с дорогой.

5. Расход топлива и горючего меньше, чем на шипованных покрышках, но выше, чем на летней авторезине.

6. Изнашиваются дольше, чем шиповка. Шипы выпадают, а покрышки быстрее стираются — такой проблемы у липучек нет. Однако если на них ездить круглый год, то и фрикционная автошина быстро придет в негодность.

7. От фрикционных покрышек руль не вибрирует.

8. Бесшумность. Когда шипы покрышки касаются сухого асфальта, их гул слышно чуть ли не на весь квартал. На фрикционных шинах этого не происходит, и автомобиль передвигается без лишнего шума.

1. Плохое сцепление, если дорога во льду.

2. Плохая проходимость по снегу.

3. Длинный тормозной путь на обледенелой дороге. Быстро затормозить в таком случае помогут только шипы.



Как видим, преимуществ у фрикционных колес гораздо больше. Но какую резину выбрать — решать вам. При выборе учитывайте погодные условия и местность, в которой вы живете: сельская или городская.

Виды фрикционных шин

Мы уже разобрались, когда выбирать фрикционную, а когда шипованную авторезину. Пора усложнить задачу и определиться с видом липучек. Они делятся на два типа. Есть скандинавская (арктическая) и европейская (центральноевропейская) нешипованная авторезина. Разберемся, чем они отличаются.

Из названия очевидно, что арктические шины предназначены для более снежных и холодных зим, чем европейские. Отсюда можно сделать вывод:

  • цель скандинавских шин — обеспечить максимальное сцепление с заснеженной или обледенелой дорогой;
  • цель европейских шин — обеспечить максимальное сцепление с дорогой, когда идет дождь или мокрый снег.

Первое физическое различие в покрышках — это рисунок протектора.

На протекторе скандинавских автошин более грубый рисунок и плотная нарезка ламелей. Благодаря этому элементы колеса лучше сцепляются с дорогой. Для этой же цели края блоков сделаны зигзагообразно, чтобы колесо сильнее вцеплялось в лед и снег.

Также ламели арктических шин различаются формой и глубиной. Протекторные блоки острые, с резкими краями. Между элементами сохраняется большое расстояние.

Глубина рисунка на покрышке — Благодаря этому колеса продавливают толстый верхний слой снега и льда, а затем очищаются от них.

Однако сцепные свойства скандинавских покрышек все же уступают шипованным моделям.

В европейских автошинах отличается боковой блок покрышки: профиль мягкий и закругленный, а у арктических моделей переход более резкий. Также в европейских липучках на протекторе есть симметричный рисунок и большое количество водоотводных каналов. Такая авторезина быстро очищается от воды и слякоти, которые выступают вечными спутниками зимы в регионах с мягким климатом.

В протекторе европейских шин мало ламелей, поэтому колеса будут бесполезны на льду. Зато во время дождя или мокрого снега снижается риск аквапланирования.

Второе отличие — состав резиновой смеси.

Арктические шины должны сохранять эластичность при минусовых температурах. Если они задубеют, то ламели перестанут работать, и сцепление с дорогой будет минимальным. То есть, чем мягче колесо, тем эффективнее оно в мороз.

Именно мягкостью колес и отличаются европейские и скандинавские фрикционные автопокрышки.

Так как европейские рассчитаны на более теплый климат, смесь должна быть жестче. Слишком мягкая смесь в теплую погоду (0 — +7 градусов по Цельсию) «расплывается» на дороге. Из-за этого растет потребление топлива, а покрышки быстрее истираются.

Если соблюдать правила эксплуатации, то:

  • скандинавские шины прослужат
  • европейские —

Выбирайте авторезину в зависимости от погодных условий, в которых вы живете. Обратите внимание, что большинство водителей в России отдают предпочтение скандинавским моделям.



Фрикционные шины летом

Напомним, что по закону нельзя передвигаться летом на шипованных колесах. Фрикционные не попадают под запрет, из-за этого многие не считают нужным переобуваться, поэтому ездят на липучках весь год. В этом нет ничего страшного, но нужно знать, что за этим может последовать, ведь неспроста для лета разработали специальные покрышки.

Все виды покрышек различаются между собой рисунком протектора, жесткостью и степенью износа на морозе и в теплую погоду.

Фрикционные автошины, как мы уже выяснили, более мягкие. Поэтому на морозе они не дубеют, но в тепле — «плывут». Из-за этого будьте готовы к быстрому износу покрышек.

Рисунок на летнем протекторе не такой глубокий, как на фрикционной покрышке, ведь летней шине не нужно цепляться за обледенелую дорогу.

То есть ни по узору протектора, ни по степени жесткости фрикционная авторезина не подходит для лета.

Если вас не пугает быстрый износ колес, то вот, что ожидает на дороге:

  1. Плохая сцепляемость с дорогой, особенно с мокрой. В минусовые температуры сцепляемость высокая. Но так как в тепле автошины «плывут», то ламели не выполняют свою функцию (не липнут к дороге), и машину может заносить.
  2. Расход топлива увеличивается в среднем на 2 литра. Из-за того, что авторезина теряет упругость, колесам сложнее проворачиваться, они создают дополнительную силу трения, поэтому автомобиль тратит больше энергии при движении.
  3. Плохая управляемость, особенно на высоких скоростях. Если вы ездите на липучках летом, особенно точно придерживайтесь правил ПДД. Превышение скорости в вашем случае может закончиться тем, что вы не справитесь с управлением.
  4. Увеличение тормозного пути. И снова из-за плохой сцепляемости с дорогой машина тормозит дольше. При движении по городу старайтесь держаться на расстоянии от впереди стоящих автомобилей.
  5. Свист при резком торможении. Не критично, но некоторых раздражает.

Еще один совет: объезжайте лужи и не выезжайте в дождь на фрикционных шинах, иначе не избежать аквапланирования.

Фрикционные шины появились намного позднее шипованных моделей, однако именно с появления «липучек» и начался закат эры «шипов», которые попали под запрет в большинстве европейских стран, Канаде и США.


Фрикционная шина — что это вообще такое?

Фрикционная модель — это зимняя или всесезонная разновидность автошины, лишенная шипов. В народе ее называют «липучкой». Это прозвище появилось в результате слухов о повышенной адгезии авторезины, которая якобы «прилипает» к любой поверхности. На самом деле липучка работает совсем по-другому.

Шипованная модель вгрызается в наст или лед металлическими вставками круглой или прямоугольной формы. Механизм работы такого колеса понятен каждому. Фрикционная модель устроена сложнее — она держится за дорогу, снег и лед за счет повышенного коэффициента трения. Причем повышенное значение силы трения обеспечивается тремя составляющими:

  • специальной резиной — она не твердеет на морозе, поэтому ее можно вдавить (весом авто) даже в микротрещины наледи;
  • обилием мелких канавок (ламелей) — они отводят воду, осушая пятно контакта, предотвращая аквапланирование;
  • особым рисунком протектора — отсутствие шипов компенсируется сложным рельефом с множеством граней, которые цепляются за лед, наст и дорогу не хуже металлических вставок.

Повышенное трение заменило шипы, используемые в зимних шинах с 30-х годов прошлого века. Эта замена предопределила основной вектор конструирования автошин для холодного климата, в результате чего на рынке появились не только щадящие асфальт зимние модели, но и всесезонные варианты, пригодные для катания в любое время года.


Чем «липучка» отличается от шипованных шин

В первую очередь отсутствием шипов. Но не все шипованные модели поставляются потребителю с инсталлированными вставками, кроме того металлические шипы могут выпасть из протектора. Как же в этом случае отличить липучку от шипованного варианта без вставок? Очень просто — обратите внимание на следующие моменты:

  • Индекс скорости — он не должен превышать S, Q или R. На липучках вообще не ездят со скоростью выше 160-180 км/час.
  • Рисунок протектора — в отличие от крупной шипованной шашечки на поверхности липучки нарезано множество V-образных узоров или мелких квадратиков. Фрикционная шина держится за дорогу гранями протектора, поэтому ее рисунок намного мельче, чем у шипованного конкурента.
  • Плотность расположения поперечных ламелей — если каждый квадрат или V-образный элемент протектора пересекают десятки неглубоких канавок, то перед вами 100% фрикционный вариант.

Контролируя эти моменты, вы отличите от шипованной модели любую разновидность липучек, и не купите под видом фрикционного варианта изношенное колесо с выпавшими шипами.


Разновидности фрикционных шин

Производители зимних колес готовы предложить покупателям всего две разновидности фрикционных моделей:

  1. Скандинавский вариант — у этих шин агрессивный рисунок протектора с большим количеством ламелей и четко очерченными плечами. Бока протектора выделяются настолько отчетливо, что профиль скандинавской модели похож на букву «П». Кроме того, для таких липучек подбирают максимально мягкую авторезину (50 единиц по Шору), а индекс скорости «скандинавки» равен Q или T.
  2. Европейские шины — протектор таких моделей не может похвастаться высокой плотностью ламелей и агрессивными боками. Плечи европейской модели более покаты. Кроме того, по составу твердости резины (до 67 единиц по Шору) этот вариант напоминает всесезонные покрышки. Индекс скорости «европейки» равен H или V (220 или 240 км/час).

Скандинавский вариант имеет второе название — арктические (или альпийские) шины. Причем некоторые модели из этой серии допускают временную инсталляцию шипов, а рисунок скандинавского протектора встречается и на шипованной резине некоторых производителей. Европейский вариант рассчитан на быструю езду по очищенным от снега улицам и автобанам. Такая покрышка близка скорее к всесезонным моделям, чем к классическим зимним шинам.


Преимущества и недостатки скандинавской резины-липучки

Скандинавские липучки рассчитаны на суровое бездорожье. Они преодолеют и обледенелое дорожное полотно, и снежную целину. Волнистые края «кубиков» и V-образных выступов арктического протектора готовы вцепиться в любую неровность, а мягкая резина буквально втекает в микротрещины под давлением колеса.

Тесты таких покрышек показывают прекрасные результаты на любом бездорожье, а при сильном морозе они готовы поспорить даже с шипованными вариантами. Арктическая резина сохраняет эластичность даже при -25 °C, поэтому ее тормозной путь не будет отличаться от результата шипованного протектора.

Читайте также: