Какой диаметр отверстия в диске под бескамерный вентиль

Опубликовано: 08.05.2024

Последние два десятилетия производители шин используют исключительно бескамерную конструкцию своих изделий, потому что, как показала практика, при повреждении камеры на колёсах, когда борта покрышек не слишком плотно прилегают к диску, они практически моментально сдуваются, нередко с разрывом резины.

В случае же с бескамерными шинами спускание колеса происходит равномерно, что практически полностью исключает моментальную потерю устойчивости автомобиля на дороге. Конечно, вентиль для бескамерных шин имеет строение, отличное от своих устаревших предшественников.


Вентиль для колеса

Как устроен вентиль для бескамерных шин

В бескамерных шинах воздух, нагнетаемый через ниппель, равномерно распределяется между внутренней стороной покрышки и ободом колёсного диска, то есть надуто может быть только всё колесо в сборе. При этом вентили, расположенные на внутренней стороне обода, бывают нескольких видов.

Главное различие заключается во внешнем виде вентилей, которые бывают трёх типов:

  • Резиновые — втулка из нержавейки надёжно запаяна в полимерный эластичный корпус, в котором располагаются стержень, пружина, клапан и золотник, представляющие собой конструкцию разборного ниппеля для бескамерных шин. Головка устройства с наружной резьбой выступает из резины, и на неё накручивается полимерный колпачок.
  • Резинометаллические — основание втулки выполнено из металла, и на него надевается тонкое стальное кольцо для надёжной фиксации вентиля к ободу колёсного диска.
  • Металлические — резиновые детали отсутствуют, а из обода торчит лишь металлический резьбовой элемент, внутри которого спрятан тот же самый ниппель. Как правило, при такой конструкции на вентиль колеса также установлена прижимная гайка.

Все стандартные вентили имеют унифицированную длину, разнящуюся в зависимости от размера колеса и класса автомобиля, и размерность изделий бывает 33,0, 42,5, 48,5 или 60,5 мм, что соответствует определённому порядковому номеру на поверхности продукции. Другие длины бывают либо при кустарном исполнении вентиля, либо в эксклюзивных автомобилях.

Последнее, чем отличаются вентили для бескамерных шин, — это диаметр отверстия, которое предусмотрено производителем для установки данного изделия и надёжной его фиксации. Диаметр этого отверстия составляет 11,3 мм или 15,7 мм, что также зависит от размерности колеса и транспортного средства.


Резиново-металлический вентиль

Как правильно выбрать нужный вентиль

В жизни автолюбителей случаются ситуации, когда им необходимо самостоятельно приобрести вентиль на своё колесо. Чтобы сделать правильный выбор и изделие подошло и нормально функционировало, владельцу легкового автомобиля необходимо знать некоторые технологические тонкости:

  • Если автомобиль будет эксплуатироваться при экстремально низких температурах, ниже -20 градусов Цельсия, водитель должен выбрать вентиль не с пластиковым, а металлическим колпачком, защищающим резьбу ниппеля соска.
  • Резиновый ниппель в сборе с вентилем применяется при схожих погодных условиях, так как изделие не может нормально переносить слишком высокие и низкие температуры. Таким образом, если в регионе автолюбителя свирепствуют морозы или, наоборот, в летнее время температура воздуха превышает 40 градусов, ему стоит рассматривать только металлические изделия.
  • Резиновые изделия не рассчитаны на повышенное давление в шинах, максимальный предел, который они способны выдержать, составляет 4,5 бара. Если автолюбитель является владельцем микроавтобуса или полноразмерного внедорожника, то ему в любом случае потребуется только металлический вентиль колеса автомобиля.

Стальной вентиль

Когда необходима замена вентиля

Учитывая, что вентиль на диске колеса считается расходным материалом, меняется он достаточно часто, и при появлении первых признаков износа старое изделие необходимо срочно утилизировать, а на его место установить новый ниппель. Чтобы понять, когда именно истёк срок его эксплуатации, владелец авто должен обращать внимание на характерные признаки.

Если автолюбитель хотя бы один раз загружал автомобиль непредусмотренной для него нагрузкой, то вентиль может не выдержать, резиновый клапан в ниппеле порвётся, и воздух начнёт выходить наружу, что также свидетельствует о необходимости обновления изделия.

Последнее, что может привести в негодность вентиль на колесе, — это агрессивное воздействие окружающей среды. Активные ультрафиолетовые лучи, частые резкие перепады температур, наличие реагентов на основе солей в зимний период и прочие факторы способствуют разрушению полимерных частей и коррозии металлических компонентов изделия, после чего вентиль становится негодным к эксплуатации.

Таким образом, когда автомобиль эксплуатируется без нареканий более 5 лет, то ниппель нужно поменять вместе с покрышками хотя бы в профилактических целях.


Проверка исправности вентиля

Рекомендации по замене вентиля

Замена всего вентиля на бескамерных шинах в сборе невозможна без снятия резины с колеса, и эта процедура выполняется исключительно в стенах СТО, так как у частного лица практически никогда не бывает профессионального оборудования для проведения этой работы. Однако, когда экстремальные условия обязывают проделать весь процесс самому водителю, он должен руководствоваться следующей пошаговой инструкцией:

  1. Необходимо немного открутить каждую из гаек на колесе с дефектом ниппеля.
  2. Взять из багажника домкрат, собрать его, подставить под кузов автомобиля и вывесить его над землёй так, чтобы колесо свободно вращалось.
  3. Все гайки аккуратно откручиваются до конца, после чего колесо полностью снимается со ступицы.
  4. Снять колпачок с вентиля, нажать на золотник ниппеля и держать его до тех пор, пока весь воздух не выйдет наружу.
  5. Колесо разбирается при помощи фомки или длинной отвертки, когда водитель подцепляет его края по длине окружности диска. Здесь необходимо соблюдать осторожность, так как есть риск повреждения металлических или резиновых компонентов диска и покрышки острыми концами подручных средств.
  6. При помощи пассатижей вытаскивается старый вентиль, и, если на поверхности обода оказались прикипевшие куски резины, их нужно аккуратно удалить ножом с хорошим заточенным лезвием.
  7. Взять новое изделие и обработать его смазочным материалом для улучшения скольжения.
  8. Вентиль для шин вставляется исключительно со стороны внутренней части колёсного диска, а с противоположного конца надёжно фиксируется на нём при помощи тех же пассатижей.
  9. Шина одевается обратно на диск, колесо накачивается до достижения требуемого для данной модели авто давления при помощи насоса со специальным барометрическим датчиком, а впоследствии крепится на шпильки ступицы при помощи гаек. Здесь важно не затягивать их до конца, так как от большого усилия автомобиль может упасть с домкрата.
  10. Домкрат расслабляется, и автомобиль плавно опускается на землю, а затем с большим усилием нужно затянуть все гайки, не пропуская ни одной из них.

Замена ниппеля — достаточно ответственная процедура, которая может не только нанести вред колёсному диску и шине, но в итоге получиться неэффективной, так как, не зная всех тонкостей процедуры, автолюбитель может установить изделие с перекосом, недостаточно плотно прижать его к ободу или же совершить иные ошибки.

Таким образом, для достижения требуемого качества и долговечности в использовании изделия всё-таки следует обращаться к профессионалам на шиномонтаж, так как они имеют не только большой опыт в решении данных проблем, но и располагают необходимым оборудованием, что в итоге гарантирует качество и избавит владельца машины от лишних трат.

Ниппель является неотъемлемой частью автомобильного колеса. Он служит для накачки шины воздухом и удержание давления внутри ската. В процессе эксплуатации вентиль подвергается агрессивному воздействию окружающей среды. Это ведет к его повреждениям и ускоряет естественное старение. В результате для решения возникших проблем с утечкой воздуха соску может потребоваться замена. Выполнить ее в большинстве случаев можно без снятия шины, но иногда все же требуется разбортовка колеса.

Внешний вид и описание конструкции ниппеля

Виды ниппелей

Наиболее старым видом ниппелей является Dunlop. Он использовался на машинах лишь на заре автомобиле строения. На данный момент он практически нигде не встречается. Увидеть вентиль Dunlop можно лишь на ретро-автомобилях и велосипедах.

Крайне редко на автомобилях встречается ниппель Presta. Он перекочевал на велосипеды. Все же такой сосок можно увидеть на некоторых легковушках, выпускаемых в середине прошлого столетия. Также такой ниппель применяется на легких мопедах и скутерах.

Ниппели различных конструкций

Наибольшую популярность на машинах имеет ниппель Шредера. Его конструкция оказалась наиболее удобной и надежной. Поэтому вентилю удалось завоевать практически все автомобили.

Разновидности ниппелей

Используемые на автомобилях ниппели могут быть изготовлены из различных материалов. Наиболее популярные варианты рассмотрены в таблице ниже.

МатериалПримечание
РезиновыйКорпус полностью изготовлен из прочной резины. Внутренний механизм выполнен из цветного металла.
ЦельнометаллическийДля изготовления используется латунь либо хромированная сталь. Его замена невозможна без снятия шины, так как он фиксируется с помощью гайки.
РезинометаллическийСостоит из комбинации хромированной стали, латуни и резины.

Резинометаллический вентиль

Все вышеперечисленные вентили успешно применяются на автомобилях. Резиновый сосок используется на тихоходных легковых машинах. Он мало влияет на развесовку колеса. Одним из главных его преимуществ является низкая стоимость и простота монтажа без снятия шины.

Резиновый ниппель не выдерживает нагрузок, которые создает центробежная сила на высокой скорости. Его корпус покрывается трещинами и разрушается. Поэтому на большинстве бескамерных шин можно встретить резинометаллические вентили.

На динамичных машинах и грузовых транспортных средствах ниппели работают со значительным давлением в колесе и под существенным влиянием центробежной силы. Поэтому на таких автомобилях устанавливаются цельнометаллические вентили.

У автомобильных ниппелей существует разброс по размеру посадочных мест. Производители решили прийти к общему стандарту. Поэтому на большинстве современных машин гнездо под сосок имеет диаметр 8 мм.

Несмотря на унификацию посадочного места на некоторых машинах отверстия под вентиль имею диаметр 4, 6,11.3 или 15.7 мм. Все фирменные ниппели имеют маркировку, которая описывает размер посадочного гнезда.

Ремонт ниппеля

При выходе из строя ниппеля ему не всегда требуется замена, так как решить проблему иногда помогает установка нового золотника. Некоторые автомобили имеют металлические колпачки вентилей, с обратной стороны которых расположен специальный ключ. С его помощью можно легко выкручивать и закручивать золотник.

Металлический колпачок ниппеля с ключом для выкручивания золотника

Большинство современных автомобилей имеют пластмассовые колпачки, не позволяющие выкрутить золотник. В таком случае рекомендуется приобрести специальный ключ.

Опытные автовладельцы рекомендуют для выкручивания золотника воспользоваться подручными средствами. Для этих целей подходит пинцет или заостренная вилка. Изготовить спецключ можно и из прочной проволоки.

Самодельный ключ

Замена соска с разбортовкой

Замена ниппеля с разбортовкой требуется для камерных шин. В таком случае вентиль является составляющим элементом камеры и меняется исключительно вместе с ней.

Замена с разбортовкой может понадобиться и в случае бескамерных шин. Причиной этого является прочное прикипание старого вентиля или его цельнометаллическое изготовление. Для замены таким способом рекомендуется придерживаться инструкции, которая приведена ниже.

  • Зафиксировать автомобиль с помощью стояночного тормоза, если работы проводятся на передней оси.
  • Подложить противооткатные упоры для предотвращения произвольного движения автомобиля.
  • Ослабить крепления колеса, на котором выполняется замена ниппеля.
  • Поддомкратить автомобиль.
  • Подставить упор, предотвращающий падение машины, если домкрат поломается.
  • Открутить крепление колеса и демонтировать его.
  • Снять колпачок с ниппеля.
  • Спустить остатки воздуха. Для этого можно надавить отверткой на воздухопропускающий клапан или стравить излишки давления, например, используя манометр.
  • Разбортировать колесо.
  • Извлечь поврежденный ниппель. При необходимости открутить ео крепления.
  • Установить новый вентиль.
  • Собрать все в обратном порядке.
  • Накачать колесо до рекомендуемого давления.
  • Проконтролировать отсутствие утечек воздуха.

Набор для замены ниппеля без снятия шины

Опытные водители знают способ замены ниппеля без разбортовки ската. Для этого требуется нехитрый набор инструментов, которые можно сделать из подручных средств. Посмотреть на спецпринадлежности можно фотографии, которая приведена ниже.

Самодельные инструменты для замены вентиля

При нежелании возиться с изготовлением инструментов можно приобрести готовый набор для снятия ниппеля. Он имеет невысокую цену и позволяет без проблем изъять и вставить сосок. Пример такого набора приведен на изображении ниже.

Готовый набор для снятия и монтажа вентиля

В состав набора входят:

  • поддевочный крюк;
  • конусная трубка;
  • толкатель с резьбой.

Стандартный набор для замены соска

Замена ниппеля без снятия шины

Для замены ниппеля без снятия шины с колеса необходимо следовать пошаговой инструкции, которая приведена ниже.

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандар­тизации установлены ГОСТ 1.0—92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положе­ния» и ГОСТ 1.2—97 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, при­менения, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

ПОДГОТОВЛЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 97 «Шины пневматические для механических транспортных средств, их прицепов и авиационной техники», Обществом с ограниченной ответственностью «Научно-технический центр «Научно-исследовательский институт шинной промыш­ленности» на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4

ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (про­токол № 30 от 7 декабря 2006 г.)

За принятие стандарта проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004—97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004—97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

Федеральное агентство по техническому регулированию

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 4209-2:2001 «Шины и ободья для грузовых автомобилей и автобусов (метрические серии). Часть2. Ободья» (ISO 4209-2:2001 * Truck and bus lyres and rims (metric series) — Part 2: Rims*).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочного между­народного стандарта соответствующий ему международный стандарт, сведения о котором приведены а дополнительном приложении А

Приказом Федерального агентства ло техническому регулированию и метрологии от 22 мая 2007 г. Np 100-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ИСО 4209-2—2006 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2009 г.

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта лублику' втея в указателе «Национальные стандарты».

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе «Национальные стандарты», а текст изменений — е информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет олубликована в информационном указателе «Национальные стандарты»

В Российской Федерации настоящийстандарт не может быть полностью или частично воспроизве­ден, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Шины и ободья для грузовых автомобилей и автобусов (метрические серии)

Часть 2

Truck and bus tyres and rims (metric series). Pari 2. Rims

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает обозначения и основные размеры профилей глубоких неразъ­емных ободьев, предназначенных для монтажа шин. используемых преимущественно на грузовых авто­мобилях и автобусах.

Обозначения, размеры и номинальные нагрузки шин приведены в ИСО 4209-1.

2 Нормативные ссылки

8 настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий международный стан­дарт:

ИСО 4209-1:2001 Шины и ободья для грузовых автомобилей и автобусов (метрические серии). Часть 1. Шины

3 Обозначение и маркировка

Обозначение обода должно включать в себя код номинального диаметра, код номинальной шири­ны обода (17,5 x 5,25) и форму бортовой закраины обода при необходимости (например, 15x6 J; 13x5,50 В).

4 Глубокие ободья с углом наклона посадочной полки 5°

4.1 Бортовая закраина обода

Обозначения форм бортовых закраин и основные размеры профилей соответствующих ободьев, а также допустимые отклонения приведены на рисунке 1 и в таблицах 1 и 2.

ГОСТ ИСО 4209-2-2006

a ) Ширина бортовой закраины включает в себя радиус закругления кромки. Участок закраины за пределами минимальной ширины должен быть ниже самой высокой точки закраины.

b ) Размеры включают в себя минимальную огибающую монтажного ручья для монтажа шины, за исключением участков сварного шва или вентильного отверстия.

Примечание — При использовании ободьев с бескамерными шинами необходимы выступы на наруж­ной стороне и предпочтительны выступы на внутренней сторона обода.

С, F — профили посадочных полок; 1 — отверстие под вентиль; 2 — наружная сторона автомобиля; 3 — угол наклона кромки эквивалентен половине минимального радиуса R; 4 –внутренняя сторона автомобиля.

Рисунок 1 — Профиль глубокого обеда с углом наклона посадочной полки 5°

Таблица 1 — Размеры профилей ободьев с углом наклона посадочной полки 5°

a ) Минимальные значения глубины монтажного ручья H и угла наклона полки обода требуются для монтажа камерной шины. Для установки вентиля бескамерной шины требуются большие размеры.

b ) Для ободьев типа J допускается уменьшение значения H до 17 мм при соответствующем изменении значения M до 43 мм.

Таблица 2 — Коды номинальной ширины обода

Код номинальной ширины обода

Код номинальной ширины обода

Код номинальной ширины обода

Рекомендуемые исполнения профилей ободьев и их основные размеры приведены на рисунке 2 и в таблице 3.

С

С — профиль с наружной стороны автомобиля. F — профиль с внутренней стороны автомобиля

Рисунок 2 — Рекомендуемое исполнение профилей полок обода

Таблица 3 — Размер Е для скругленных выступов обода

Обозначение ширины обода

4,50 (41/2) и более

a ) Для ободьев с кодом ширины обода от 4,50 (4½) до 7,00 (7) и обода с закраиной типа К допускается значе­ние Е, равное 19.5.

4.2 Диаметр обода и длина окружности по выступу


Код номинального диаметра обода, соответствующее значение номинального посадочного диаметра обода D и длина окружности по выступу приведены в таблице 4.

Таблица 4 – Код номинального диаметра обода, соответствующее значение номинального посадочного диаметра обода D и длина окружности по выступу.

Код номинального диаметра обода

Значение посадочногодиаметра обода D -0,4 +0,0 a )

Длина окружности по выступу

скругленному 3,0 +0,0 b )

a ) Предельные отклонения приведены только для проектирования. Длину окружности полки обода измеряют рулеткой.

b ) Допуск 5,0 +0,0 разрешается только для профиля обода с внутренней стороны автомобиля.

4.3 Отверстия для вентилей

Кромки отверстия для вентилей (далее — вентильное отверстие) со стороны монтажа шины должны быть скруглены или иметь фаску, а с наружной стороны обода не должны иметь заусенцев, которые могут повредить обреэиненный корпус вентиля.

Для обеспечения герметичности соединения вентиля с ободом колеса необходимо поддерживать в чистом и гладком состоянии поверхность вентильного отверстия на участке толщиной не менее 0.75мм или составляющем не менее 25 % толщины обода.

Отверстия для вентилей бескамерных шин должны соответствовать изображенным на рисунках 3 или 4 для ободьев с глубиной монтажного ручья не менее 17.3 мм. Отверстия для других вентилей должны рассматриваться дополнительно.

Рисунок 3 — Размеры вентильного отверстии для бескамерных шин


Рисунок 4 — Исполнение поверхности в зоне вентильного отверстия

5 Глубокие ободья с углом наклона посадочной полки 15°

5.1 Профили обода

Размеры профилей ободьев и соответствующие допуски приведены на рисунке 5 и в таблицах 5 и 6

a ) Угол наклона эквивалентен половине минимального радиуса.

b ) Размеры приведены для минимального монтажного ручья обода.

c ) Сторона монтажа шины.

Рисунок 5 — Размеры профиля глубокого ободья с углом наклона посадочной полки 15°

Таблица 5 – Размеры профилей глубоких ободьев с углом наклона посадочной полки 15° и кодом номинальной ширины обода ≤ 9,75

62 ° 1

65 °*

67 ° >

68 ° >

70 ° >

70 ° >

70 ° >

70 ° >

a ) Размеры приведены для минимального монтажного ручья обода.

b ) При монтаже одинарных шин для легких грузовых автомобилей (индекс нагрузки ≤ 121) допускается значение P, равное 25 мм.

c) Допускается увеличение размеров при условии подтверждения их испытаниями по монтажу шин.

Таблица 6 – Размеры профилей глубоких ободьев с углом наклона посадочной полки 15° и кодом номинальной ширины обода ≤ 10,50

a ) Размеры приведены для минимального монтажного ручья обода.

b ) Допускается увеличение размеров при условии подтверждения их испытаниями по монтажу шин.

5.2 Диаметры ободьев

Коды номинального диаметра глубоких ободьев о углом наклона посадочной попки 15° и их значе­ния приведены в таблице 7.

Таблица 7 — Коды номинального диаметра и соответствующие ему значения диаметра обода

Код номинального диаметра обода

Значение диаметра обода D ± 0.4 a ) , мм

a ) Предельные отклонения приведены только для проектирования шин. Длину окружности посадочной полки обода определяют измерительной рулеткой.

5.3 Вентильные отверстия обода

Размеры, расположение и исполнение вентильных отверстий обода приведены на рисунке 6 и в таблице 8.

Боковая стенка монтажного ручья Основание монтажного ручья

1 – сторона шины; 2- наружная сторона

Таблица 8 – Размеры вентильных отверстий для ободьев с углом наклона посадочной полки 15°

Диаметр вентильного отверстия А

Минимальный диаметр кольцевой плоскости в зоне установки вентиля

Толщина обода в зоне кольцевой плоскости C

B2 – с наружной стороны

В стенке монтажного ручья

В основании монтажного ручья

В стенке монтажного ручья

В основании монтажного ручья

1 Применение вентилей для отверстий диаметром от 9,7 до 10,0 мм при толщине обода C более 6,0 мм и для отверстий диаметром от 15,7 до 16,1 мм при толщине C обода более 8.0 мм – по согласованию с изготовителем вентилей.

2 Кольцевые плоскости для вентильного отверстия B1 и B2 должны быть параллельными с погрешностью не более 0,2 мм.

3 Шероховатость поверхности вентильного отверстия не должна быть более 3,2 мкм.

5.3.1. Характеристики вентильных отверстий обода

5.3.1.1. Кромки вентильных отверстий со стороны шины должны быть скруглены или иметь фаску.

5.3.1.2. Кромки вентильных отверстий с наружной стороны обода не должны иметь заусенцев, которые могут повредить обрезиненный корпус вентиля.

5.3.1.3. Для обеспечения герметичности соединения вентиля с ободом для бескамерной шины необходимо поддерживать поверхность вентильного отверстия в чистом и гладком состоянии на участке, составляющем не менее 25 % толщины профиля обода (рисунок 7).

1 – сторона шины; 2 – наружная сторона

a – см. 5.3.1.1.; b – см. 5.3.1.2.; c – см. 5.3.1.3.; d – см. 5.3.1.4.

5.3.1.4
Вентильное отверстие должно быть цилиндрическим и диаметр его должен быть одинаковым по всей высоте для обес­печения герметичности вентиля при давле­нии в шине более 300 кПа.

5.3.1.5 Вентильное отверстие должно иметь с двух сторон концентрические кольцевые плоскости, обеспечивающие надежyую герметичность соединения вентиля с ободом для бескамерной шины, что позволя­ет выдержать давление в шине более 300 кПа,

5.3.1.6 В ободьях для бескамерных шин угол наклона кольцевой плоскости для вставного вентиля должен обеспечивать доступ к вентилю при измерении давления в сдвоенной шине в процессе эксплуатации, а также для подкачивания воздуха в шину.

Приложение А (справочное)

Сведения о соответствии межгосударственного стандарта ссылочному международному стандарту

Обозначение ссылочного международного стандарта

Обозначение и наименование соответствующего межгосударственного

ГОСТ ИСО 4209-1—2006 Шины и ободья для грузовых авто­мобилей и автобусов (метрические серии). Часть 1. Шины

Тему для исследования предложил читатель — зарулевец с 40‑летним стажем. Перед дальней поездкой он случайно увидел на колесных вентилях глубокие трещины. При попытке пошевелить один из них шина испустила дух, хотя ее возраст был не запредельным.

Изучив вопрос, мы выяснили: большинство продаваемых вентилей — вовсе не вечные. А особая подлость состоит в том, что почти всегда эту важнейшую деталь выбирают не владельцы машин, а шиномонтажники.

Шины и колеса мы придирчиво изучаем и отбираем, а вот крошечные копеечные вентили считаем вечными и беспроблемными. Для нормальных изделий, которые изначально устанавливают автопроизводители, так оно и есть. Но когда, например, вы готовите зимний комплект колес — реально ли выбрать нормальный вентиль самостоятельно? Попробуем. Отметим, что речь пойдет о деталях с резиновым корпусом. Изделия с датчиками давления, а также металлические вентили для мотоциклов и скоростных автомобилей — тема для отдельного разговора.

Геометрия

Привычный вентиль состоит из резинового корпуса, внутри которого находится металлическая втулка с внутренней резьбой для ввинчивания золотника и наружной резьбой для навинчивания пластикового или металлического колпачка. Они могут обозначаться по нескольким стандартам — например, TR или ETRTO. На фирменном изделии могут быть указаны его тип и дата изготовления, но на этом можно не заморачиваться. Важнее помнить, что вентили различаются по длине и по размеру отверстия в колесе. Чем оно глубже относительно внешней стороны обода, тем длиннее должен быть корпус. Однако — по возможности! — желательно устанавливать вентиль покороче: это снижает вероятность оторвать его в грязи или снегу, а также уменьшает ­дисбаланс колеса в сборе.

Материал

Применяемая резина не является маслобензостойкой, потому во время монтажа допускается использовать разве что мыльную воду. Вставку, в которую вворачивается золотник, делают из латунного или цинкового сплава. На первый взгляд они выглядят одинаково, имея желтоватый оттенок: изначально светлый цинк маскируют под латунь соответствующим покрытием. Коррозионная стойкость цинкового сплава ниже, поэтому латунь предпочтительнее. Внутренняя резьба под золотник наносится резанием, а вот наружная встречается литая. Очень неудачное решение: из-за «прослабленности» резьбы наконечники многих компрессоров и насосов на ней не держатся. Поэтому старайтесь использовать латунные изделия.

Колпачки могут быть металлические и пластиковые. Металлические симпатичнее, но порой уже к середине зимы их так прихватывает коррозия от дорожных реагентов, что при попытке открутить эти колпачки сворачивается вставка в вентиль. Кроме того, блестящие детальки чаще воруют. Пластмассовые колпачки красотой не блещут, зато не примерзают.

Как выбрать и что делать

Если к вашим колесам подходят короткие вентили, то лучше брать их. При этом не промахнитесь с посадочным диаметром: скажем, вентили для стальных дисков Нивы больше по диаметру, чем для других ВАЗов. Чтобы отличить латунный корпус от цинкового, последний надо поскрести чем-то твердым: с цинка покрытие быстро отвалится, обнажив светлый сплав.

Предвидеть неожиданный отказ вентилей почти невозможно. Однако шутки с ними плохи: оторванный «сосок», в отличие от проколотого колеса, выпустит воздух наружу практически мгновенно. Остается почаще оглядывать их, и при первых же трещинах ехать на шиномонтаж. Хорошо бы заранее раздобыть парочку нормальных фирменных вентилей: шиномонтажнику все равно, какие детали устанавливать, он смотрит на цену.

Как бороться с утечкой?

Если вентиль «травит» воздух по золотнику (это обычно проверяют, нанеся на отверстие немного слюны), то можно попробовать подтянуть золотник металлическим колпачком «с рожками». Хуже, если вентиль оторвали в колее, срезали недоброжелатели, или он стал пропускать воздух по корпусу. Заменить вентиль можно своими силами, отжав боковину покрышки и перебросив бортовое кольцо через хамп диска. Дальше нужно срезать старый вентиль и вставить новый. Работа тяжелая, но при определенной сноровке выполнимая. А еще в продаже встречается приспособление для безразборной замены вентиля.

Развод на шиномонтаже

Впечатлительным автовладельцам шиномонтажники рекомендуют заменять вентили при каждой переобувке шин. Итого — два раза в год. Притом что служить качественный вентиль должен не меньше, чем шины, то есть лет пять, а то и десять.
Один из авторов вообще столкнулся с «разводом». Принеся в шиномонтаж подержанные диски и новый комплект шин на сборку, он попросил заменить вентили. В итоговом счете работа была вынесена в отдельную строку: жадные мастера запросили денег как за замену вентилей с разбортировкой шины — хотя без покрышек эта операция выполняется парой движений.

Как правило все новые диски вентилями с завода не комплектуются, вентили ставятся уже позже, на шиномонтаже. И ставятся там обычно стандартные резиновые вентили, или те же резиновые, но под хромированными накладками и колпачками.

Все они конечно бывают разных размеров, но вероятнее всего вам предложат что-то среднее, универсальное. Так что найти максимально короткий или какой-нибудь другой необычный вентиль в местных шиномонтажах, да и в автомагазинах, наверняка не получится.
Лично мне как раз таки хотелось поставить на свои новые диски какие-нибудь необычные и оригинальные вентили. Не только для того, чтобы они сочетались внешне с дисками и не портили вид, но и чтобы они были надёжнее обычных и дольше мне прослужили.

Обычные вентили ни тому, ни другому не соответствуют. Вышеуказанные вентили сильно выделялись бы на фоне ЛКП моих дисков, портили бы внешний вид. Что касается надёжности резиновых вентилей, достаточно показать фото того что с ними через некоторое время происходит:

Если посмотреть на устройство таких вентилей, можно понять что рано или поздно это приводит к утечке воздуха и спусканию колеса.

Кроме того, использование таких вентилей на высоких скоростях не допустимо. Это не выдуманный факт, об этом пишут в некоторых руководствах по эксплуатации автомобилей. Лично видел фото страниц одного такого руководства, так там прямо написано что для скоростей выше 120 км/ч следует использовать цельнометаллические вентили, т.к. резиновые для таких нагрузок не предназначены.
Я, конечно, не ношусь всегда как сумасшедший, но бывает при обгоне плотной кучки стрелка спидометра и до 170 доходит. Поэтому не могу не принять во внимание факт надёжности вентилей в таких условиях.

Я искал вентили из легкосплавного материала в цвет и размер к своим дискам. Рассматривал и такой вид вентилей, как скрытые, но узнав о них побольше понял, что с ними может быть много возни.
Скрытые вентили имеют специальный переходник, потеряв который ничего уже не сделаешь. Такие вентили хороши для владельцев внедорожников и любителей бездорожья — в отличии от обычных вентилей скрытые невозможно повредить ветками кустов или деревьев.

Подходящие мне вентили я нашёл сайте AliExpress. Было несколько разных вариантов, но свой выбор я остановил на этих:

Вентили немного темнее цвета ЛКП моих дисков, но именно эти вентили выглядят лучше всех других, имеющихся в продаже.
Поэтому без сомнений сделал заказ, и через 2 недели они уже были в моих руках.

Перед установкой на диски я дополнил эти вентили резиновыми колечками-прокладками под шайбы крепления с лицевой стороны дисков (чтобы вентили ещё плотнее держались в дисках).

Читайте также: