Колеса или грунтозацепы для мотоблока что лучше

Опубликовано: 14.05.2024

Одним из частых вопросов после покупки мотоблока был выбор железных колёс для работы с землёй (грунтозацепов).

При первом рассмотрении можно немного растеряться от большого ассортимента, который предлагают магазины. На самом деле все довольно просто.

Главные параметры железных колес это ширина, высота и количество полозьев.

Две главные задачи, которые помогают решать железные колеса на мотоблоке это вспашка (работа с плугом) и нарезание гряд с последующим окучиванием. Давайте разберем колёса по этим задачам:

1. Работа с плугом.

Тут всё просто. Чем шире колесо и чем дальше оно находится от центра мотоблока, тем устойчивее будет продвигаться мотоблок с плугом.

Важные моменты.

а) Высота колеса влияет на скорость движения. Не стоит брать колеса выше 500мм для работы с плугом. Для вспаши не берите колеса ниже 420мм, т.к. на меньшем диаметре высока вероятность зацепа грунта редуктором мотоблока.

б) Для лучшего сцепления с почвой берите трехполозные грунтозацепы. легкая почва будет проходить сквозь полозья, пока зацеп не захватит твердый грунт и не оттолкнется от него для движения вперед.

На однополозных или резиновых колесах часто происходит проскальзывание, так как между зубьев быстро набивается грунт.

2. Работа с окучником.

а) Для работы с одним окучником, который нарезает гряды или окучивает их, выбирайте однополозные колеса, диаметр которых позволяет установить их под крыло мотоблока. Чаще всего их внешний диаметр не должен превышать 425мм, а ширина 130мм.

Колесо должно устанавливаться без переходников на вал редуктора мотоблока и занимать минимально возможную колею. Если почва тяжелая (глина/суглинок) и грунтозацепы проскальзывают в ней- рекомендую утяжелять переднюю часть мотоблока гирей.

На таких колесах ширина междурядья будет чуть больше или равна ширине колеи мотоблока на данных колесах.

На большинстве мотоблоков неплохо справляются родные резиновые колеса, которые ставятся сразу на редуктор.

б) Для работы с двухрядным окучником нужно брать высокие колеса от 500 до 600мм. В колее каждого колеса будет двигаться по окучнику. Это удобно. Два окучника жестко закреплённых на раме делают параллельные гряды, а, как известно, двум параллельным прямым построить третью намного легче.

Работа с таким окучником целесообразна, когда огород не меньше 10 соток (именно огород, не участок).

Важный момент.

Если у Вас тяжелый мотоблок с валом отбора мощности (МТЗ, МоторСич, Ghepard, Grillo и.т.п.), то весь выбор сойдется на единственных возможных грунтозацепах 600х130 мм. Они подходят для однорядного окучивания или двухрядного нарезания гряд и, откровенно говоря, малополезны. В комплекте с мотоблоками уже идут хорошие тяжелые резиновые колеса, которые имеют такие же размеры.

мотоблок

Приобретая в хозяйство мотоблок, люди делают упор на мощность двигателя и производительность техники. Однако на производительность агрегата прямое влияние оказывают колёса для мотоблока. Ходовая часть позволяет агрегату передвигаться по приусадебному участку.

Заводские модели обычно оснащены подходящей колёсной парой. Но учитывая нагрузки на этот элемент конструкции, колёса часто ломаются. Соответственно фермеру приходится самостоятельно покупать вышедшую из строя деталь.

Мы посоветуем, как подобрать подходящие колёса, и подскажем варианты изготовления ходовой части своими руками.

Критерии выбора

Любое садовое оборудование выпускается в нескольких вариациях. Ходовая часть для мотоблока не стала исключением из этого правила. Если ознакомиться с ассортиментом любого магазина, который занимается продажей запчастей для мотоблоков, можно увидеть, что существует три разновидности колёс:

  • Пневматические. Такие изделия имеют резиновую покрышку и камеру.
  • Резиновые. Монолитная конструкция, которая состоит из обода и прочной резины.
  • Грунтозацепы. Металлические элементы, нацеленные на повышение проходимости техники.

колесо

Сложность выбора заключается в определении условий эксплуатации техники. Например, для обработки глинистого участка или влажной почвы, рекомендуется использовать грунтозацепы.

Мотоблок, оснащённый обычными резиновыми колёсами, не покажет хорошей производительности в сложных условиях. Кроме того, следует акцентировать внимание на радиусе колеса и рисунке протектора.

Колёсные пары относятся к категории быстросменного оборудования, поэтому имеет смысл приобрести две разновидности ходовой части. Например, грунтозацепы и пневматические колёса. Это позволит работать техникой при разных погодных условиях.

Какие колеса можно поставить на мотоблок? Здесь многое зависит от целевого применения техники. Если агрегат нужен для посадочных и уборочных работ, можно остановиться на пневматических колёсах.

Такие изделия оптимально подходят для работы на мягкой земле. Рекомендуемый радиус – около 40 сантиметров. При этом рекомендуем выбирать колёса с глубоким протектором, что позволит повысить манёвренность и проходимость.

Литое колесо

Для первичной обработки целины и почвы с повышенным содержанием камней, лучше использовать литые колёса. Они практически не получают механических повреждений ввиду отсутствия внутренней камеры.

Однако такие элементы обладают повышенным весом, поэтому устанавливаются на средние и тяжёлые мотоблоки.

Грунтозацепы не только повышают проходимость техники, но и увеличивают её производительность. Зубья входят в почву, что создаёт дополнительное усилие для продвижения агрегата в заданном направлении.

Колеса-грунтозацепы

Такие элементы используются в основном для пахотных работ на больших участках земли. Пользоваться грунтозацепами на небольшом приусадебном участке нецелесообразно.

Сделай сам

Теперь поговорим о том, как самостоятельно сделать колёса к мотоблоку. Сразу уточним, что создание пневматических и литых колёс в домашних условиях в принципе невозможно.

Да и зачем изобретать колесо, если можно оснастить садовую технику покрышками от легкового автомобиля или мотоцикла. Нужно только установить подходящую ступицу и можно приступать к работе.

Другое дело, если речь идёт о грунтозацепах. Такие самодельные колёса на мотоблок действительно можно изготовить самому. Вот элементарная схема сборки:

  1. Берём старые диски от автомобиля. Обратите внимание, что нужен только обод. Диаметр колёс зависит от мощности мотоблока, учитывая, что конструкция получится цельнометаллическая, вес будет немалый.
  2. К дискам привариваем металлические пластины. Края пластин должны касаться края обода. Это важный элемент конструкции, поэтому пластины приваривают по всему внешнему радиусу, можно для повышения надёжности зафиксировать их болтами.
  3. К металлической пластине привариваем зубья. Их можно сделать из уголка, предварительно разрезав его на куски нужной длины. Обратите внимание, что расстояние между зубьями не должно превышать 15-20 сантиметров. Иначе эффективность таких колёс будет сведена к нулю.
  4. Ввариваем в диск полуоси, дополняем конструкцию подшипниками и устанавливаем ходовую часть на мотоблок.

Можно сделать грунтозацепы из старого газового баллона. В этом случае, нужно вырезать два обода, шириной около 6-7 сантиметров, и дальше действовать по приведённой выше схеме.

Вообще, грунтозацепы можно сконструировать из любого подручного материала, который имеет форму круга. Главное, проявить желание и приложить немного умения.

Мотоблоки Нева имеют широкий спектр применения. Однако вне зависимости от того, с каким именно навесным оборудованием они будут работать, для их приведения в действия нужны колёса. Это основная рабочая единица. И к их выбору необходимо подходить с пониманием. Давайте разберёмся, какие именно виды колёс имеются в продаже для мотоблока Нева.

Комплект тяговых колес 16х6,50-8

Комплект тяговых колес 16х6,50-8

Эти колёса устанавливаются при проведении тяговых работ с мотоблоком Нева. Их характеристики максимально адаптированы для этого.

Шины выполнены в бескамерном варианте, что позволяет исключить выхождение из строя колёс из-за того, что камера перекачана и лопнула. Рабочее давление внутри составляет 2 атмосферы. Максимальная нагрузка на одну шину не должна превышать 280 кгс. Масса комплекта колёс не превышает 13 кг.

Внешний диаметр шины составляет 16 дюймов, а ширина – 6,5 дюйма.

Транспортные колеса 4,0х8

Транспортные колеса 4,0х8

Эти колёса имеют меньший диаметр и меньшее давление в шинах. Потому-что они предназначены в первую очередь для транспортировки грузов и устанавливаются на прицеп.

Их ширина всего 4 дюйма, а ширина – 8. Они не большие в высоту, но широкие. Поэтому имеют большую площадь сцепления с землёй. Благодаря чему идеально подходят для транспортировки грузов.

Комплект для расширения колеи колес

Комплект для расширения колеи колес

Иногда возникает необходимость удлинить ось мотоблока или прицепа для работы с каким-либо навесным оборудованием или для установки колёс (на которых не предусмотрена втулка). И менять ось полностью долго и затратно. Намного проще купить специальные расширители.

Они делают колею больше. Тем самым предоставляя возможность для установки более широких колёс или прицепа.

В комплекте поставки идут два удлинителя и два стопора. Это простая, но эффективна конструкция.

Какие сторонние колёса подойдут для мотоблока Нева?

Наилучшим образом для установки на мотоблок Нева подходят колёсаот москвичей и жигулей. В них нет необходимости что-либо менять, поскольку их диаметр идеально подходит для установки на мотоблок. Их необходимо лишь немного модернизировать при помощи сварки.

Жигулевские колеса на мотоблоке Нева

Заводские варианты будут стоять намного дороже.

Главной задачей при модернизации жигулёвских колёс является их утяжеление, поскольку в заводской комплектации они очень лёгкие.

Ниже перечислены основные этапы изготовления колёс для мотоблока из автомобильных шин:

  • Внутри колёс устанавливается полуось;
  • Для удобства в смене колёс на ось устанавливаются квадратные пластины, в них делаются отверстия. А затем на эти пластины крепятся колёса от Жигуей;
  • На наружную сторону одевается колпак для защиты от внешних факторов;
  • Камеры следует удалить, а оставить лишь покрышки (для улучшения качества сцепки следует применять зимние модели шин).

Использовать шины от других автомобилей проблематично, поскольку они имеют больший диаметр или ширину, поэтому их необходимо дополнительно подгонять при помощи удлинителя оси или каким-то другим способом, а это получается далеко не у всех и не всегда.

Для улучшения грунтозацепляющих свойств некоторые люди дополнительно обтягивают колёса цепью. При езде цепь впивается в грунт и даёт дополнительное сцепление. Особо ощутим эффект от неё при езде после дождя или снега.

На видео продемонстрирован способ установки жигулевских колес на мотоблок Нева:

Грунтозацепы

Это модификация колёс. В них нет ни шин, ни камеры. Поскольку они предназначены для непосредственной работы в поле. Здесь не важна скорость, а важно сцепление с грунтом, поскольку обычные колёса часто буксуют и застряют в земле.

Грунтозацепы представляют собой стальной диск со специальными вставками по внешнему диаметру. При езде они значительно углубляются в землю и помогают в передвижении. Однако и они подразделяются по своему предназначению.

Колеса КУМ 680 для окучивания

Из названия понятно, для чего они предназначаются. Их особенностью является сплошной обод и на 7 см выступающие шипы. Плюс шипы установлены не прямо, а под углом. И при езде они также переворачивают верхний слой земли.


  • Диаметр колеса по шипам составляет 43 см, а по ободу 35 см.
  • Ширина такого грунтозацепа 20 см.
  • Устанавливается непосредственно на вал редуктора без дополнительных соединений.
  • Общий вес конструкции 16,5 кг.

Колеса универсальные КУМ 540 для окучивания

Колеса универсальные КУМ 540 для окучивания

Эти колёса отличаются от 680 модели тем, что обод у них не сплошной, а имеет только стороны, внутри он полый.

Плюс шипы не наклонены в одну сторону, а имеют V-образную форму.

При движении колеса не только шипы углубляются в почву, но и сам обод, за счёт этого происходит более глубокое погружение в землю, и улучшаются сцепные свойства.

  • Диаметр колеса по внешним шипам составляет 54 см, а по обручу 46 см.
  • Ширина КУМ 540 составляет 9 см.

К ним необходимо отдельно покупать удлинители, поскольку никаких креплений в стандартном виде не предусмотрено, только отверстия для соединения стандартным диаметром 10, 5 мм. Он оставляет колею диаметром от 60 до 65 см.

Вес двух грунтозацепов составляет около 13 кг.

Колеса универсальные КУМ 540 с длинной втулкой

Это по сути колёса КУМ 540 для окучивания, но с уже установленной втулкой.

Они подсоединяются напрямую к валу редуктора.

Ещё одним отличием является ширина колеи. Она может варьироваться от 64 до 68 см.

Колеса универсальные КУМ 540 с длинной втулкой

Грунтозацепы Н для пахоты

Грунтозацепы Н для пахоты

Эти колёса имеют большой диаметр и ширину. Они предназначены для работы с целинными землями или с земельным участком после зимнего периода, когда поверхность земли твёрдая и не подготовленная.

Их ширина 20 см. Диаметр по шипам составляет 43 см, а по обручу 35. То есть высота шипов – 8 см.

Можно устанавливать на вал редуктора или на специальные удлинители.

В случае прямой установки на вал ширина колеи составляет фиксировано 40 см. А при установке на удлинители может варьироваться от 65 до 70 см.

Грунтозацепы Н для пахоты с длинной втулкой

Грунтозацепы Н для пахоты с длинной втулкой

Это тот же самый вариант грунтозацепов Н для пахоты, но с уже установленными втулками. В этом случае размер колеи фиксированный – 65 см.

Грунтозацепы МИНИ Н для пахоты

Грунтозацепы МИНИ Н для пахоты

Эти грунтозацепы похожи на модель КУМ. Они полые по ширине.

  • Диаметр такого колеса составляет 32 см, а ширина 16 см.
  • Вес пары колёс составляет 8 кг.

Эти параметры позволяют с успехом проводить пахотные работы на мотоблоке Нева.

Грунтозацепы МИНИ Н для окучивания

Грунтозацепы МИНИ Н для окучивания

Это облегчённая версия МИНИ Н для пахоты. При окучивании почва уже подготовленная и мягкая. Поэтому нет необходимости в столь массивных моделях.

  • Диаметр этого колеса по обручу составляет 24 см. А по шипам всего 28 см.
  • Ширина МИНИН для окучивания составляет 9 см. А вес всего 4, 85 кг.

Так же грунтозацепы находят применение не только в летний период, но и в зимний:

Грунтозацепы своими руками

Многие люди тщательно изучают варианты конструкцию грунтозацепов для того, чтобы понять принцип их работы и собрать самостоятельно.

На различных форумах есть подробное описание, как сделать грунтозацепы для мотоблока Нева самостоятельно. Давайте разберем некоторые из них.

Вариант № 1 из старых дисков

Самым простым вариантом будет способ взять за основу обычные старые автомобильные диски. Найти не нужную (но рабочую) ось и к её краю приварить стальные пластины. Их размер должен хорошо подходить к дискам, поскольку на эти пластины в дальнейшем будет крепиться наш грунтозацеп. Соединение происходит при помощи болтов, при этом края пластин не должны соприкасаться с ободом.

Главный элемент во всей конструкции – грунтозацепляющие пластины. Проще всего их сделать из старых уголков. Всё что необходимо, это нарезать болгаркой на нужные части. Затем следует приварить их к ободу через каждые 15 см.
На видео наглядно продемонстрировано, как это делается:

Вариант № 2 из баллона

Здесь всё просто. Следует найти старый газовый баллон и вырезать из него окружностидиаметром около 30 см и6 см в ширину.

А дальше принцип такой же, как и в варианте № 1.

Отзывы владельцев

На этих же форумах можно встретить обсуждения самых различных вопросов по нашей теме, а так же спросить советы по нюансам при выборе от других людей, которые уже покупали колёса для мотоблока Нева и имеют опыт их применения. Вот несколько из них.

Сергей пишет:

«Грунтозацепы являются базовым устройством для стабильной работы мотоблока. Поэтому на нём я решил не экономить. Как известно, скупой платит дважды. А я этого делать категорически не хотел. Поэтому я сразу приобрёл комплект для вспахивания и для окучивания. Это две совершенно разные модели, и хочу сказать вам, что окучивать грунтозацепами для вспахивания не реально. Они намного шире. Да и наоборот пахать теми, которые предназначены для окучивания тоже не получиться. Они слишком тонкие и быстро погнутся»

Иван:

«Возникла проблема. Мой мотоблок начал часто увязать в грязи из-за обильных и постоянных дождей. А работы необходимо выполнять.Поэтому мне необходимо было быстро найти решение этой проблемы. Покупать грунтозацепы денег у меня не было. На форумах посоветовали надеть цепь на колёса. В качестве временного решения отработало на ура. Только уж больно цепи часто рвались. И я понял, что необходимо будет подготовиться для дальнейших работ более качественно. И как появиться время сделать грунтозацепы самому»

Рейтинг лучших грунтозацепов для мотоблока на 2021 год

Одним из основных помощников человека при ведении личного подсобного хозяйства выступает мотоблок. Основным его назначением является вспашка земли. Это достаточно дорогостоящее оборудование и, чтобы не тратить средства на такую узкоспецифичную технику, достаточно приобрести дополнительно грунтозацеп, который расширит спектр применения мотоблока.

Промышленность выпускает широкий ряд моделей грунтозацепов. Одни из них являются универсальными, подходящими ко многим мотоблокам, а другие – узконаправленные, подходящие для определенной марки.


  • 5.1 КМС
  • 5.2 Изделмет ИЗД 103057
  • 5.3 Мобил К
  • 5.4 Carver 01.015.00009
  • 5.5 Стандарт «Целина» 010116
  • 5.6 Patriot 490001070
  • 5.7 Maxi DDE
  • 5.8 Mini DDE Kp-00.04.25.00.00
  • 5.9 «Целина» 10102
  • 5.10 Hyundai S 800
  • 5.11 Champion C3012
  • 5.12 Hammer 118-011
  • 5.13 ВРМЗ 01.04.27.00.00

Функции грунтозацепов

Грунтозацепы относятся к дополнительному оборудованию, расширяющему область применения мотоблоков в хозяйстве. Их использование необходимо при вспашке земли, рыхлении, окучивании и бороновании. Таким образом, основными функциями оборудования являются:

  • Усиление силы сцепления мотоблока с почвой. Широко применяется на пахотных землях и песчаном грунте.
  • Увеличение общей массы агрегата, которое обеспечивает возможность использования другого дополнительного оборудования. Мотоблоки бывают как с маленькой, так и большой массой, но ее может быть недостаточно для перемещения, например, плуга. В этом случае дополнительный вес не помешает.
  • Строение грунтозацепа таково, что при движении он производит дополнительное рыхление грунта. Можно использовать для удаления сорняков.

Виды грунтозацепов

Все колесные грунтозацепы делятся на два вида, конструктивно отличающихся между собой.

  • Первый вид – это один или несколько сваренных между собой ободьев, снабженных угловыми пластинками или шипами. Вся конструкция металлическая и крепится к агрегату вместо родных колес при помощи системы специальных креплений. Главное преимущество этого вида в высокой функциональности, а недостаток – в необходимости замены колес, что может превратиться в длительный процесс;
  • Второй вид – это металлические насадки для крепления поверх колес техники. Монтаж такого оборудования прост, но проблем с легкими мотоблоками не решает и требует дополнительных утяжелителей. Используются редко.


Пластины на колесах могут иметь разную форму не случайно. Для хорошего сцепления с уже обрабатываемой ранее почвой принято использовать конструкцию с клинообразными протекторами. Они глубоко погружаются в пашню, во время движения, загребая землю из-под себя. Шипы лишены этой возможности и будут препятствовать мобильному движению. Зато они незаменимы на целине.

Типы грунтозацепов

Дополнительное оборудование, представляющее собой железные колеса, крепящиеся к мотоблоку на место родных, резиновых, изготавливаются по одному принципу, но немного отличаются по виду.

  • Двухполозные – самые маленькие. Крепятся на редуктор культиваторов или небольших мотоблоков, используемых для простых сельскохозяйственных работ.
  • Трехполозные – для самой тяжелой техники. Ширина такого колеса – до 20 см. Между полозьями легко проникает земля, что обеспечивает хорошее сцепление с грунтом.
  • Сплошные – колесо шириной не более 13 см. Применяются для окучивания грядок, когда конструкция должна уместиться в междурядья и не повредить растения на гряде.
  • Для мотоблоков тяжелее 120 кг производителями предусмотрены специальные тракторные шины.

Высота колеса может быть разной, в зависимости от выполняемых работ:

  • Для бороны, выкапывания и вспашки используют колеса, диаметром 40-50 см;
  • Для двухрядного окучивания, самые большие – от 60 см;
  • Для однорядного окучивания 30-43 см.


Советы при выборе оборудования

Чтобы не сожалеть о покупке, необходимо внимательно отнестись к выбору грунтозацепа. На что следует обратить внимание при выборе:

Рейтинг качественных грунтозацепов в 2021 году


Производит грунтозацепы для мотоблоков «Нева», МБ2, МБ23, МультиАгро. Применяется для вспашки. Способствует надежному боковому и продольному сцеплению с грунтом, снижая уровень пробуксировки. Подходит для уплотненной и рыхлой земли. Цепляясь гребнями за землю, обеспечивают устойчивость и мобильность движения. Колеса состоят из трех ободов. Диаметр – 46 см, ширина – 21,5. Конструктивные особенности препятствуют налипанию влажной и тяжелой земли. Крепятся к валу редуктора вместо родных колес.

  • Не обнаружены.

Применяются для отечественных Салюта и Агаты – самоочищающийся вариант. Имеют диаметр – 68 см, ширину – 13, вес – 17,5 кг. Тяжелые приспособления для увеличения веса мотоплуга и обеспечения ему устойчивости. Подходят для всех видов работ – вспашки, рыхления, боронования, окучивания. Крепятся к валу редуктора втулкой. Сварены надежно. По отзывам покупателей, служат долго.

  • Применяются на всех типах почв;
  • Модно использовать на больших участках;
  • Применяются для всех видов работ;
  • Долговечны;
  • Средняя цена – 2500 рублей;
  • Не обнаружены.


Известный отечественный производитель сельскохозяйственной техники предлагает широкий выбор навесного оборудования для различных видов мотоблоков. Наиболее распространен комплект 425*200 для Невы, Угры, Оки, Каскада и еще нескольких моделей. Универсальные, трехполозные и используются для пахоты. Ширина колеса 20 см, диаметр – 42,5 см.

  • Подходит для широкого ряда моделей техники отечественного производства;
  • Производитель дает гарантию – 2 года;
  • Легко устанавливаются;
  • Средняя цена – 3200 рублей.
  • Необходимы удлинители.

Дополнительное навесное оборудование к одноименным мотоблокам. Обеспечивают достаточное сцепление на рыхлой почве. Применяется для улучшения проходимости, позволяет перемещать по полю плуг или окучник. Трехполозный, не утрамбовывает почву. Отечественное производство. Диаметр – 36 см, ширина – 12.Три узких полосы на ободе дополнительно рыхлят почву.

  • Универсален для Carver;
  • По отзывам покупателей – один из самых надежных;
  • Глубоко погружается в почву, что обеспечивает хорошее сцепление;
  • Средняя цена – 2000 рублей.
  • Отсутствуют данные о совместимости с другими моделями мотоблоков.

Предназначены для распространенных у нас Каскада, Целины МБ, Кадви МБ, Невы и Оки. Используются для тяжелых работ на огородах – окучивании, вспашке и рыхлении. Обод сплошной, что улучшает проходимость в междурядьях. Крепится при помощи втулки к валу редуктора, это и способствует универсальности модели. Внешний диаметр колеса – 68,5 см, ширина – 12,5 см.

  • Отличное качество;
  • Универсальность;
  • Можно использовать для всех видов сельхозработ, связанных с землей;
  • Стоимость за комплект – 3000 рублей.
  • Для некоторых моделей необходим удлинитель, который идет в комплекте – плата за универсальность.


Применяются к одноименным мотоблокам. Подходят для всех видов пахотных работ – вспашка, рыхление и культивация. Крепление к валу редуктора при помощи втулки. Совместимость с другими моделями минисельхозтехники неизвестна. Внешний диаметр – 40 см, ширина – 18 см. Трехполозные, что увеличивает проходимость, но не подходит для перемещения в узких междурядьях. Известный американский бренд, производство отечественное.

  • Сделаны качественно, как многие изделия этого бренда;
  • Помогают в выполнении множества задач;
  • Отличная проходимость на любом грунте;
  • Стоимость – 2000 рублей;
  • Судя по отзывам, приспосабливают под Оку дм10 и Неву.
  • Бывает, что прокручивается ось из-за круглого сечения отверстия для крепления.

С диаметром колеса 68 см, шириной – 9 см прекрасно подходят для серьезной техники типа Кентавр, Халк DDE, Буцефал. Устанавливают на культиваторы при необходимости работы с дополнительным оборудованием. Обеспечивают проходимость на любом типе почвы. Оптимальны для совместной работы с окучником, культиватором и выкапывателем. Продуктивен для обслуживания больших хозяйств.

  • Ободы ровные, «восьмерки» не образуются;
  • Имеют восемь спиц, в отличие от обычных шести;
  • Долговечны;
  • Средняя цена – 4200 рублей.
  • Необходим удлинитель, которого нет в комплекте.


Известный американский бренд по производству сельхозтехники для малых фермерских хозяйств производит не только грунтозацепы для крупных моделей, но и для небольших культиваторов. Представленный товар, по отзывам, имеет хорошее качество и прекрасно подходит для Кротов и Мустанга 1М/1МН. Хотя имеются факты установки данного оборудования на Caiman Vario 60S. Применяется для работы с однорядным окучником. Состоит из двух дуг, соединенных втулкой. Диаметр – 34 см, ширина колеса – 9 см.

  • Широко применяется в личных подсобных хозяйствах с небольшим количеством земли;
  • Надежен в использовании;
  • Имеется множество сервисных центров обслуживания;
  • Стоимость в среднем – 1900 рублей.
  • Не обнаружено.

Предназначены для Целины 404, 406, Тарпана, Крота, Ранчо, Elitech КБ-51 и КБ-52. Улучшает сцепление с поверхностью земли, помогает в использовании дополнительного оборудования для вспашки, рыхления и окучивания. Шипы надежно закреплены, крепление к агрегату происходит с помощью втулки к валу редуктора. Диаметр – 34 см, ширина – 9,5 см. Применяются на личных огородах, для больших участков не рациональны.

  • По отзывам, прекрасно подходит для прополки картофеля;
  • Хорошо проходит между грядками;
  • Цена демократичная – 1700 рублей.
  • Плохо обработаны сварочные швы.

Продаются только в составе комплекта с плугом и окучником. Также сюда входит сцепка и удлинители. Предназначены для культиваторов Hyundai Т700, Т800, Т850, Т900. Оборудование фирменное. Обеспечивает продуктивную работу на глинистой почве. Колеса устроены так, что не вязнут в глине. Окучник применяется для окучивания земли и удаления сорняков. Плуг – для вспашки. Для регулировки ширины гряд используют удлинители.

  • Продаются только комплектом.


Приобретается для Champion ВС 4401 – небольшого домашнего культиватора. Диаметр колеса всего 29 см, ширина – 9. Закрепляются на валы редуктора при помощи втулки и вместо обычных колес. Применяется на рыхлых почвах для вспашки и рыхления. Для маленьких огородов и садовых участков. Выполнены из высокопрочной стали толщиной 3 мм и рассчитаны на продолжительное использование. Не подходят для глиняных почв.

  • Простая сборка;
  • Легкие в управлении;
  • Вес небольшой, но для маловесных культиваторов достаточный;
  • Стоимость – 1400 рублей.
  • Подходят не для всех видов почв.

Небольшой комплект германского производства для одноименных мотоблоков. Используется для увеличения тяговой силы оборудования. Идет в комплекте с окучником. Применяется для вспашки и окучивания тяжелых влажных, глинистых земель. Диаметр – 34 см, ширина – 9 см. Распространен в небольших хозяйствах. Надежность производителя, как правило, обеспечивает качество продукции. Отзывы покупателей положительные. Возможности использования с мотоблоками других марок установить не удалось.

  • Простота сборки;
  • Демократичная цена для комплекта – 2500 рублей;
  • С удовольствием приобретается с окучником из-за приемлемой стоимости;
  • Служит долго.
  • Не обнаружены.


Универсальная модель, применяемая для множества крупных и среднегабаритных мотоблоков. В их составе DDE, Халк, Patriot МБП 7.0 и 9.0, Prorab GT 751 и 770, Каскад 6848, Нева МБ-1, МБ-2, МБ-3, МБ-23, МБ-23СД, Нева МБ-Компакт и МК-200, Кадви Ока МБ-1, Целина НМБ 901. Диаметр колеса – 43 см, ширина – 20 см, вес – 15,5 кг. Производитель отечественный Всеволожский ремонтно-механический завод. При использовании оборудования существенно повышается производительность труда. Колеса трехполозные и прекрасно приспособлены к передвижению по любому виду грунта. Техника не вязнет в мокрой глине и хорошо преодолевает рыхлые пахотные земли. Можно использовать на больших участках.

  • Универсальность;
  • Большой вес в сложении с весом всего оборудования усиливает давление на грунт и увеличивает проходимость;
  • Средняя стоимость – 2500 рублей;
  • Усиленная рама не дает деформироваться металлу;
  • Надежны и долговечны.
  • Не обнаружены.

Отечественные и зарубежные производители сельскохозяйственной техники предлагают вниманию покупателей богатый выбор дополнительной продукции для мотоблоков, чтобы использовать его на полную мощность. Как оказалось им можно не только пахать землю, но и окучивать, полоть, боронить. Чтобы все эти функции стали доступны потребителю необходимо позаботься о выборе грунтозацепа. Среди большого ассортимента придется выбрать тот, который будет соответствовать назначению и максимально учитывать пожелания.


Приобретая в хозяйство мотоблок, люди делают упор на мощность двигателя и производительность техники. Однако на производительность агрегата прямое влияние оказывают колёса для мотоблока. Ходовая часть позволяет агрегату передвигаться по приусадебному участку.мотоблок

Заводские модели обычно оснащены подходящей колёсной парой. Но учитывая нагрузки на этот элемент конструкции, колёса часто ломаются. Соответственно фермеру приходится самостоятельно покупать вышедшую из строя деталь.

Мы посоветуем, как подобрать подходящие колёса, и подскажем варианты изготовления ходовой части своими руками.

Основные разновидности

Motoblok.jpg

Решая вопрос, как выбрать колеса на мотоблок, важно прежде всего выяснить, какие существуют их виды. Согласно классификации, выделяют три разновидности:

  • пневматические. В их конструкции выделяют резиновую покрышку и камеру;
  • металлические с грунтозацепами. Особенность такой колесной базы — повышенная проходимость;
  • резиновые. Это цельнолитая конструкция, состоящая из обода и резины.

Какому варианту отдать предпочтение? Выбор следует делать исходя из условий эксплуатации мотоблока. Например, пахать слишком влажную почву или глинистый участок будет довольно затруднительно, если не использовать технику, оснащенную металлическими колесами с грунтозацепами. Их зубья входят глубоко в землю, благодаря чему создается дополнительное усилие, обеспечивающее продвижение мотоблока в нужном направлении.

Если агрегат применяется для проведения уборки урожая или посадки, например, картофеля, на участке с нормальной почвой, можно отдать предпочтение пневматической модели колес. Если грунт характеризуется наличием большого процента камней, то для пахоты поля идеально подойдет техника, оснащенная литой колесной базой. Такие элементы ходовой части демонстрируют хорошую устойчивость к механическим повреждениям. Основной минус литых колес — большой вес. Поэтому последними, как правило, оснащают среднюю и тяжелую технику.

Совет! Чтобы повысить работоспособность техники при разных погодных условиях, рекомендовано приобрести две разновидности колес, к примеру, пневматический и металлический вариант с грунтозацепами. Это быстросменные элементы ходовой части, поэтому с их установкой не возникнет каких-либо проблем.

Популярностью на рынке пользуются как универсальные образцы (подходят под мотоблоки всех моделей и брендов), так и специальные варианты (предназначены под конкретную модификацию техники). Первым отдают предпочтение те пользователи, которые ценят каждую копейку и не хотят платить дважды. Специальные колеса представлены в широком ценовом диапазоне, а заказать их можно, если у используемого мотоблока популярная модель.

Критерии выбора

Любое садовое оборудование выпускается в нескольких вариациях. Ходовая часть для мотоблока не стала исключением из этого правила. Если ознакомиться с ассортиментом любого магазина, который занимается продажей запчастей для мотоблоков, можно увидеть, что существует три разновидности колёс:

  • Пневматические. Такие изделия имеют резиновую покрышку и камеру.
  • Резиновые. Монолитная конструкция, которая состоит из обода и прочной резины.
  • Грунтозацепы. Металлические элементы, нацеленные на повышение проходимости техники.

Сложность выбора заключается в определении условий эксплуатации техники. Например, для обработки глинистого участка или влажной почвы, рекомендуется использовать грунтозацепы.колесо

Мотоблок, оснащённый обычными резиновыми колёсами, не покажет хорошей производительности в сложных условиях. Кроме того, следует акцентировать внимание на радиусе колеса и рисунке протектора.

Колёсные пары относятся к категории быстросменного оборудования, поэтому имеет смысл приобрести две разновидности ходовой части. Например, грунтозацепы и пневматические колёса. Это позволит работать техникой при разных погодных условиях.

Какие колеса можно поставить на мотоблок? Здесь многое зависит от целевого применения техники. Если агрегат нужен для посадочных и уборочных работ, можно остановиться на пневматических колёсах.

Литое колесо

Для первичной обработки целины и почвы с повышенным содержанием камней, лучше использовать литые колёса. Они практически не получают механических повреждений ввиду отсутствия внутренней камеры.

Однако такие элементы обладают повышенным весом, поэтому устанавливаются на средние и тяжёлые мотоблоки.

Грунтозацепы не только повышают проходимость техники, но и увеличивают её производительность. Зубья входят в почву, что создаёт дополнительное усилие для продвижения агрегата в заданном направлении.

Колеса-грунтозацепы

Такие элементы используются в основном для пахотных работ на больших участках земли. Пользоваться грунтозацепами на небольшом приусадебном участке нецелесообразно.

Изготовления самодельных грунтозацепов

Иногда пневмоколеса могут проскальзывать (мягкая земля, жижа после дождя, наледь) и ваша работа может пойти насмарку. Для лучшего сцепления с почвой необходимы надежные устройства. Это обычные грунтозацепы.

Рисунок 1. Колеса от «жигулей» на культиваторе.

Можно, конечно купить их в магазине, но не всем хочется тратить деньги на то, что легко сделать самому, причем, из «бросовых» материалов. Тем более, что требований к ним всего два, и оба необходимы для обеспечения надежного сцепления:

  • Масса 20-30 кг.
  • Вгрызание в грунт.

Есть много вариантов колес с грунтозацепами, выполненных своими руками. Мы остановимся на двух из них. Для их изготовления основными инструментами выступают:

  • болгарка;
  • сварочный аппарат.

Для выполнения первого варианта вам понадобятся полосы металла (толщина около 5 мм) и диски от автомашины. Их диаметр зависит от размера ножей культиватора. Многие берут в качестве оптимального варианта диски от «жигулей». Рисунок 1.

Рисунок 2. Самодельные грунтозацепы к культиватору.

Метод изготовления зацепов грунта очень простой:

  • нарезают болгаркой полосы, чтобы их длина была примерно в полтора раза больше ширины дисков;
  • их изгибают в тисках под углом так, чтобы они вставлялись между двумя бортами диска;
  • распределяют полосы равномерно и приваривают на места;
  • укрепляют получившиеся грунтозацепы на оси.

Второй вариант сложнее. Для него берут лист толстого металла, размечают и вырезают что-то наподобие большой звездочки велосипеда или храповика от часов. Далее части получившихся лучей отгибают и к ним приваривают пластины металла. Рисунок 2.

Сделай сам

Теперь поговорим о том, как самостоятельно сделать колёса к мотоблоку. Сразу уточним, что создание пневматических и литых колёс в домашних условиях в принципе невозможно.

Да и зачем изобретать колесо, если можно оснастить садовую технику покрышками от легкового автомобиля или мотоцикла. Нужно только установить подходящую ступицу и можно приступать к работе.

Другое дело, если речь идёт о грунтозацепах. Такие самодельные колёса на мотоблок действительно можно изготовить самому. Вот элементарная схема сборки:

  • Берём старые диски от автомобиля. Обратите внимание, что нужен только обод. Диаметр колёс зависит от мощности мотоблока, учитывая, что конструкция получится цельнометаллическая, вес будет немалый.
  • К дискам привариваем металлические пластины. Края пластин должны касаться края обода. Это важный элемент конструкции, поэтому пластины приваривают по всему внешнему радиусу, можно для повышения надёжности зафиксировать их болтами.
  • К металлической пластине привариваем зубья. Их можно сделать из уголка, предварительно разрезав его на куски нужной длины. Обратите внимание, что расстояние между зубьями не должно превышать 15-20 сантиметров. Иначе эффективность таких колёс будет сведена к нулю.
  • Ввариваем в диск полуоси, дополняем конструкцию подшипниками и устанавливаем ходовую часть на мотоблок.

Можно сделать грунтозацепы из старого газового баллона. В этом случае, нужно вырезать два обода, шириной около 6-7 сантиметров, и дальше действовать по приведённой выше схеме.

Вообще, грунтозацепы можно сконструировать из любого подручного материала, который имеет форму круга. Главное, проявить желание и приложить немного умения.

Типы колёс для мотокультиватора. Как их выбрать?

Сам мотокультиватор представляет собой механическое сооружение, применяемое в приусадебных хозяйствах для облегчения сельскохозяйственных работ. Для того чтобы спецтехника выполняла свои задачи на 100%, все детали должны быть исправными, особенно элементы передвижения. Последние делятся на следующие виды:

  • опорные;
  • резиновые;
  • тяговые;
  • металлические с грунтозацепами;
  • спаренные.

Как выбрать и установить колеса для культиватора?

Как выбрать и установить колеса для культиватора?

В стандартной ситуации конструкция мотокультиватора оснащена одним колесом (опорным), принимающим основную нагрузку на себя. Эта часть агрегата «в ответе» за выносливость и оптимизацию в период эксплуатации. Бытует мнение, что при выполнении некоторых «земельных» работ следует снимать переднее колесо.

При выборе колёс для междурядного культиватора примите к сведению следующую информацию.

  • Тяговые и пневматические колёса известны универсальностью и наличием оригинального рисунка на протекторе. Их часто в быту называют «ёлочкой». Они имеют большой размер (ширина превышает 20 см, а диаметр – 40 см). Колёса позволяют мотоблоку легко передвигаться как по дороге, так и по вязкой почве. Впечатляющие размеры колёс представляют возможным использовать агрегат для пахоты на обширных территориях. Также тяговые колёса отлично подойдут для снегоуборщика или тележки. Удивительная прочность резины пользуется популярностью в связи со своей долговечностью.
  • Транспортировочные элементы из металла с грунтозацепами отличаются утяжелением. Стальные «зубья» толкают мотокультиватор вперёд и не дают ему «утонуть» в вязкой глине.
  • Резиновые (цельнолитые) устанавливают не только на культиваторы, но и на небольшие тракторы. Обладают «прикатывающим» свойством и широко применяются в лесистой (труднопроходимой) местности.
  • Спаренные состоят из 2 одинаковых по размеру и по форме элементов. Эта конструкция существенно повышает мощность агрегата и увеличивает его скорость. Имеют отличный контакт с поверхностью и отличаются простотой создания в домашних условиях. Также подразумевают возможность оперативного снятия элементов наружного плана.

Порой базовая комплектация колёс «подводит», и эти элементы необходимо сделать самостоятельно.

Читайте также: