Можно ли выбрасывать шины на помойку

Опубликовано: 15.05.2024

Изношенную резину бросают в лесу, выносят к мусорным контейнерам или просто складируют за гаражами. Есть ли наказание за такие поступки?

Водители обычно эксплуатируют старые шины до последнего и покупают новые в межсезонье перед плановой сменой резины. Они ездят на изношенных покрышках до наступления снегопадов, а затем, поменяв их на новые зимние колеса, ищут способы утилизации. Самый популярный — это сбросить старые шины в придорожную канаву или оставить в лесу. Таких стихийных свалок на съездах междугородних трасс предостаточно.

Еще один способ утилизации — отнести четыре покрышки в пункт приема твердых отходов, то есть попросту выбросить в мусорный контейнер. И иногда еще колеса оставляют в магазине, где были приобретены новые покрышки. Но эта услуга платная и не всегда пользуется популярностью.

4 класс опасности

Согласно ГОСТу 12.1.007-76 под названием «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности», отработавшие свой срок службы автомобильные шины относятся к веществам четвертого класса опасности. А это значит, что в результате их неправильного хранения и переработки может пострадать окружающая природная среда. После воздействия на природу веществ 4 класса опасности восстановление нарушенного экобаланса происходит в течение минимум трех лет. Вредные вещества попадают в грунтовые воды и загрязняют почву в радиусе более 50 метров от места складирования.

Законодательный запрет

В соответствии со статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», применительно к веществам 4 класса опасности запрещается:

сброс отходов потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площадки, в недра и на почву;размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов .

Штрафы и арест

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), за незаконное сжигание и захоронение отработанных покрышек предусмотрен административный штраф: для физических лиц штраф составляет от 1000 до 2000 рублей; для должностных лиц — от 2000 до 30000 рублей; для индивидуальных предпринимателей — от 2000 до 50000 рублей; для юридических лиц — от 10000 до 250000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Если в результате сжигания покрышек на стихийных свалках пострадала окружающая среда или погибли птицы и животные, то для виновников бедствия наступает уголовная ответственность. Статья 250 УК РФ гласит, что «загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо арестом на срок до трех месяцев».

Поэтому выброшенная покрышка может обернуться большими проблемами. Единственным правильным способом их утилизации является сдача в официальные пункты приема вторсырья. Они обычно совмещены со станциями шиномонтажа или магазинами запчастей. В некоторых случаях приемка осуществляется бесплатно. Иногда с владельцев старой резины попросят оплатить услуги по утилизации, которая колеблется от 100 до 250 рублей за комплект колес.


Ежегодно, по всему миру, в негодность приходят миллионы автомобильных покрышек, которые больше не могут выполнять свою задачу. Следовательно, они подлежат утилизации, однако как оказалось каждый под этим термином подразумевает что-то свое.

Еще совсем недавно, вопрос куда сдать старые шины был для большинства абсурдным, все знали, что старые колеса можно либо просто выбросить, либо дать им вторую жизнь. Второй вариант предусматривал использование шин в хоз. нуждах, это мог быть, к примеру, бордюр из старых колес, миниатюрные клумбы, ограждение какого-нибудь участка, например, игрового или вовсе детская качеля.

Сегодня же такие идеи неактуальны, так как шин, как и автомобилей, стало в несколько раз больше, поэтому большинство старых идей просто неактуальны. Так что же делать со старыми колесами и куда их девать? Об этом мы с вами и поговорим в данной статье.

Кто-то спросит: "А почему бы их просто не выбросить"? Вариант, конечно, простой и удобный для большинства, если не учитывать колоссальный урон окружающей среде от такого поступка. Одна шина — это примерно 35 литров нефти, которые будут отравлять почву на протяжении 100 лет и более. Если выбрасывать тысячи тонн старых покрышек не сложно представить, что произойдет с почвой, а также с окружающей средой. Кроме того, в автопокрышках часто любят размножаться грызуны и насекомые, летом это потенциально опасная зона, которая может привести к пожару и выбросу в атмосферу большого количества вредных соединений.

Поэтому во всех цивилизованных странах данную проблему уже строго регулируют и занимаются утилизацией старых шин. Утилизация 1000 кг негодных шин дает возможность получить около 600 кг материала, из которого в дальнейшем можно изготовить другие резиновые изделия, в том числе и колеса. За рубежом из переработанных шин производят резиновые рукава, изоляционные материалы, уплотнители, обувь, а также различный инвентарь для детских площадок.

Мне плевать на ОС и будущее детей, я все равно выброшу старую резину

Как говорится, каждый сам решает, как ему испортить свою жизнь. В данном случае сложно что-либо советовать, таких людей, к сожалению, очень много. Учитывая этот факт, закон предусматривает для таких людей штраф в виде нескольких тысяч рублей за нарушение сан-эпидем. норм для частных лиц. Для должностных лиц — от 10 до 30 тыс. руб., для предпринимателей от 30 до 50 тыс. руб. Больше всех могут пострадать за подобное нарушение юр. лица — от 100 до 250 тыс. руб.

Однако довести вину крайне тяжело, особенно если старые шины выбрасываются в мусорные баки или просто оставляются где-то возле гаража, на пустыре или на мусорнике. Здесь крайне важно, чтобы сами автомобилисты осознали вред от загрязнения почвы старыми покрышками и были заинтересованы в том, чтобы утилизировать свои колеса, а не просто выбросить их где-нибудь

Куда старые шины сдать?

Учитывая масштабы проблемы, в городах постоянно появляются пункты приема старых шин, где можно бесплатно или за доплату сдать свои старые покрышки. Многих пугает или отталкивает такая перспектива, чтобы ехать через весь город для того, чтобы сдать старые шины в утиль, да еще и доплатить за это. В данной ситуации следует понимать, что все только начинается и со временем данный вопрос будет бесплатным, более того доплачивать будут вам, но не все сразу. Бесплатные пункты приема старых шин уже существуют в больших городах, правда их немного. В развитых странах давно принято оплачивать за утилизацию хлама, взять хотя бы те же автомобили, никто ведь сегодня не удивляется этому факту. Так почему же в вопросе утилизации старых шин у всех отвисает челюсть, как только узнают о том, что их нужно сдавать с доплатой?

Сколько придется заплатить, чтобы сдать старые шины?

Чтобы сдать старое колесо в пункт приема придется вложить от 50 до 100 рублей. Для владельцев шипованной резины плата немного выше, порядка 150-200 рублей. Если переплачивать неохота, можно удалить шипы вручную.

Кроме прочего, если захотеть и приложить кое-какое усилие, из старых покрышек можно изготовить очень много разных поделок. В сети есть масса примеров того, что можно сделать из старых автомобильных шин. Умельцы демонстрируют чудеса фантазии, кто-то шьет тапочки и прочую обувь, кто-то делает скульптуры, произведения искусства, а кто-то облагораживает детские площадки, сооружая различные качели, и аттракционы из старых ненужных колес.

Водители обычно эксплуатируют старые шины до последнего и покупают новые в межсезонье перед плановой сменой резины. Они ездят на изношенных покрышках до наступления снегопадов, а затем, поменяв их на новые зимние колеса, ищут способы утилизации. Самый популярный — это сбросить старые шины в придорожную канаву или оставить в лесу. Таких стихийных свалок на съездах междугородних трасс предостаточно.

Еще один способ утилизации — отнести четыре покрышки в пункт приема твердых отходов, то есть попросту выбросить в мусорный контейнер. И иногда еще колеса оставляют в магазине, где были приобретены новые покрышки. Но эта услуга платная и не всегда пользуется популярностью.


4 класс опасности

Согласно ГОСТу 12.1.007-76 под названием «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности», отработавшие свой срок службы автомобильные шины относятся к веществам четвертого класса опасности. А это значит, что в результате их неправильного хранения и переработки может пострадать окружающая природная среда. После воздействия на природу веществ 4 класса опасности восстановление нарушенного экобаланса происходит в течение минимум трех лет. Вредные вещества попадают в грунтовые воды и загрязняют почву в радиусе более 50 метров от места складирования.

Именно поэтому из старых покрышек нельзя мастерить ограждения на дачах и использовать в качестве клумб. Необходимо изолировать их от контакта с открытой почвой.

Законодательный запрет

В соответствии со статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», применительно к веществам 4 класса опасности запрещается:

  • сброс отходов потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площадки, в недра и на почву;
  • размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;


Другими словами, сброс старых покрышек в лесу, в водоотводных дренажных канавах или на стихийных свалках запрещен, потому как опасен в первую очередь для людей, живущих поблизости. За такие деяния положены штрафы. Кроме того, запрещено сжигать старые колеса из-за образующегося едкого черного дыма.

Штрафы и арест

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), за незаконное сжигание и захоронение отработанных покрышек предусмотрен административный штраф:

  • для физических лиц штраф составляет от 1000 до 2000 рублей;
  • для должностных лиц — от 2000 до 30000 рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей — от 2000 до 50000 рублей;
  • для юридических лиц — от 10000 до 250000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Если в результате сжигания покрышек на стихийных свалках пострадала окружающая среда или погибли птицы и животные, то для виновников бедствия наступает уголовная ответственность. Статья 250 УК РФ гласит, что «загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо арестом на срок до трех месяцев».

Ответственность за выброс использованных автомобильных шин

Автомобильное право

Бесплатная консультация юриста!

Ответственность за выброс использованных автомобильных шин предусмотрена и для физических лиц. Поэтому перед тем, как выкинуть на помойку или на обочину дороги использованные покрышки, а также сжечь или закопать их, стоит ознакомиться с возможными последствиями.

Класс опасности отработанных покрышек по ГОСТу

Отработанные покрышки относятся к отходам четвёртого класса опасности. Согласно ГОСТу 12.1.007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности» к четвертому классу отходности относятся малоопасные отходы. Такие отходы повреждают систему экологии. Возвращение до прежнего уровня будет происходить не менее 3 лет. Это официальная классификация. Однако покрышки вообще не разлагаются, а значит будут приносить вред экологии целыми столетиями.

Изношенные автомобильные шины подлежат только утилизации. Утилизация отработанных покрышек – это некая процедура по переработке, результатом которой вред экологии не наносится.

утилизация шин

Санкции за выброс отработанных автомобильных покрышек

Существенные штрафы и иные меры ответственности (вплоть до дисквалификации и приостановления деятельности) предусмотрены для юридических лиц за несанкционированное захоронение, сброс таких отходов.

И для физических лиц предусмотрена ответственность.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона «об охране окружающей среды» запрещается:

  • сброс отходов потребления (а покрышки — это отходы потребления) в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площадки, в недра и на почву;
  • размещение опасных отходов (а покрышки относятся к 4 классу опасности) на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
  • захоронение опасных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов.

Чтобы запрет соблюдался, законодатель предусмотрел ответственность.

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях за сжигание, захоронение отработанных покрышек предусмотрено наложение административного штрафа в следующих размерах:

  • на физических лиц от 1000 до 2000 рублей;
  • на должностных лиц от 2000 до 30000 рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей от 2000 до 50000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для юридических лиц от 10000 до 250000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Выявление и пресечением правонарушений в данной сфере занимается государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации.

Если покрышки были выброшены, сожжены и это причинило либо создало угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (заражение, массовая гибель животных), то к нарушителю применяется уголовная ответственность.

Уголовная ответственность за выброс шин

Статьей 247 Уголовного кодекса предусмотрены следующие меры ответственности.

При угрозе причинения вреда:

  • штраф в размере от 200 до 500 МРОТ;
  • или в размере заработной платы за период от 2 до 5 месяцев;
  • или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев;
  • либо ограничение свободы на срок до 3 лет;
  • либо лишение свободы на срок до 2 лет.

При причинении вреда окружающей среде:

  • лишение свободы на срок до 5 лет.

Если деяние повлекло смерть человека или массовое заболевание людей:

  • лишение свободы на срок от 3 до 8 лет.

Расследованием уголовных дел данной категории занимается Следственный комитет Российской Федерации.

Утилизация использованных покрышек осуществляется бесплатно. Однако на завод, который утилизирует покрышки, их нужно доставить. А вот доставка платная. В районе 50-100 рублей за шину. Не такая уж и большая цена за улучшение экологии и спокойный сон.

Как избавиться от старых автомобильных шин с пользой для экологии

За техническим состоянием транспортного средства необходимо постоянно следить: вовремя менять вышедшие из строя детали, аккумулятор, приобретать новые автомобильные шины вместо изношенных.

После того, как шины отслужили свой срок службы, зачастую они либо отправляются пылиться и дряхлеть в гараж, либо оказываются на свалке. А иногда и просто выбрасываются на обочине.

Однако оба этих варианта оказывают сильное негативное воздействие как на экологию, так и на здоровье человека. Дело в том, что старая автомобильная покрышка – крайне опасный предмет, поскольку состоит из токсичных и ядовитых материалов, способных отравлять все вокруг. Помимо этого:

  1. Оказываясь на мусорном полигоне, шины легко воспламеняются. Такие пожары очень трудно потушить, не говоря о том, сколько токсичных веществ выделяется при горении. Сюда входят свинец, бифенил, полициклические ароматические углеводы и др.
  2. Нагромождение шин на свалках может быть травмоопасно для сотрудников мусорной промышленности. Под давлением других отходов покрышки сжимаются и отскакивают с огромной скоростью и силой, нередко нанося рабочим увечья.
  3. Неутилизированные шины удерживают влагу и сохраняют тепло, что становятся благоприятной средой для размножения грызунов и комаров – переносчиков вирусных заболеваний.

старые шины

Несанкционированная свалка шин

Что делать с ненужными шинами

Ответственный автовладелец должен знать, что старые покрышки ни в коем случаем нельзя выбрасывать или оставлять у себя в гараже. Это наносит ущерб и окружающей среде, и вашему здоровью.

Поэтому изношенные автомобильные шины необходимо утилизировать и сдавать на вторичную переработку. Это не только принесет вам экономическую выгоду, но и сократит вред, наносимый экологии:

  1. Уменьшатся размеры мусорных полигонов.
  2. Сократится количество пожаров и вредных веществ, выделяемых в почву и атмосферу.
  3. В результате вторичной переработки появится новое сырье для производства изделий из резины.

Классификация автомобильных покрышек

Шины для авто отличаются разнообразием и делятся на виды в зависимости от времени года, погодных условий и местности. Шины разделяют по:

  • сезону;
  • рисунку протектора;
  • конструкции слоев;
  • типу профиля.

Деление по сезону

По сезонности покрышки бывают летние, зимние и всесезонные.

Летние шины нацелены на использование в теплое время года, когда температура на улице поднимается выше +7 °C. При низких температурах такие шины становятся твердыми, не обеспечивают сцепления с дорогой, что может стать причиной аварии.

Зимние покрышки применяются при низких температурах. У них есть специальные ложбинки, чтобы эффективнее выводить из-под колес снег и воду.

Всесезонные шины нацелены на то, чтобы использовать их в любое время года. Они обладают качествами и летней, и зимней резины. Однако специалисты не рекомендуют их применять, советуя использовать летние или зимние шины в зависимости от времени года и погодных условий.

Деление по рисунку протектора

Протектор – это внешний слой резины с различным рисунком.

Рисунок протектора делит покрышки на следующие виды:

  • ненаправленные. Самый бюджетный вариант, обеспечивающий неплохое сцепление с дорожным покрытием;
  • направленные. В отличие от первого вида в этих шинах рисунок сделан так, чтобы из-под колеса отводилась вода или снег, улучшая движение авто. Хорошо показывают себя на мокрой дороге;
  • ассиметричные. Обеспечивают лучше сцепление с дорожным покрытием. Благодаря несимметричному рисунку резина лучше прилегает к дороге, увеличивая манёвренность машины и сокращая вероятность заносов во время поездки.

Виды протектора покрышек

Виды протектора летних шин

Конструкция слоев

По конструкции покрышки бывают:

  • Диагональные. Многослойная структура из армированной ткани. Простые и не долговечные.
  • Радиальные. Состоят из непересекающихся проволочных колец, утопленных в резиновую основу. Обладают лучшей эластичностью и надежностью, за счет чего более долговечны.

Тип профиля

По этому признаку шины для автомобилей делятся на низкопрофильные и широкопрофильные.

Критерии износа шин

Рано или поздно у автовладельца возникает необходимость поменять износившиеся покрышки на новые. Срок службы любых шин зависит от:

  • от типа автомобиля,
  • условий эксплуатации;
  • качества резины.

Существуют определенные признаки, по которым хозяин авто может определить, когда нужно заменить покрышки на новые. Сюда входит визуальный осмотр колеса на наличие повреждений, качество движения транспортного средства и состояние протектора.

изношенные шины

Не позволяйте старым шинам лежать в гараже, сдайте их в переработку

Определяем износ покрышки по протектору

Одна из важных характеристик протектора – это высота и глубина. У современных шин высота начинается с 5 мм.

Чем сильнее изнашивается протектор, тем хуже становится сцепление с дорогой, теряются свойства по выведению из-под колес воды и снега (если это зимняя резина).

Критичными показателями считается высота протектора в 1,6 мм для летней резины и 4 мм для зимней. В этом случае необходимо немедленно поменять резину, иначе можно попасть в аварию. Измерить высоту протектора можно с помощью линейки с глубиномером либо штангенциркулем.

Опытные автолюбители советуют измерять высоту протектора с помощью обычной 10-копеечной монетки, поставленной в одну из канавок. Если слово «копеек» на монетке скрыто, значит, покрышка не требует замены. А если скрывается только обод монеты, нужно срочно ставить новые шины.

Как снизить износ шин

Для того, чтобы новые покрышки прослужили вам дольше, к ним следует относится бережно. Резкие торможения и езда на высокой скорости сокращают срок службы резины. Увеличить период эксплуатации шин можно следующими способами:

  1. Устанавливайте шины, тип и размер которых соответствует модели вашего авто.
  2. Вовремя меняйте летнюю и зимнюю резину в соответствии с сезоном.
  3. Следите за исправностью автомобиля.
  4. Своевременно осуществляйте балансировку и регулировку углов установки колес.
  5. Поддерживайте давление на рекомендованном уровне.
  6. Незамедлительно устраняйте мелкие механические повреждения.

куда сдать старые шины

Следите за состояние шин вашего авто

Куда сдать старые покрышки

Если вы недавно установили новые шины на автомобиль, не спешите выбрасывать старые на свалку. Сдайте износившуюся резину в утилизацию. Так вы не только получите денежную выгоду, но и сократите ущерб, наносимый окружающей среде.

Прием старых покрышек осуществляют автосервисы, шиномонтажные мастерские, а также предприятия и мини-заводы по переработке вторичных отходов.

замена автопокрышек

Как сдать старые покрышки

Существует несколько способов правильно утилизировать шины.

Бесплатный прием

Владельцы автосервисов, шиномонтажных мастерских или перерабатывающих предприятий могут принимать ненужные покрышки бесплатно. Уточняйте, действует ли подобная услуга у сотрудников.

К сожалению, в этом случаем вы не получите денежного вознаграждения, но зато избавитесь от шин экологичным способом.

Сдаем покрышки за деньги

В некоторых городах те же шиномонтажные мастерские и заводы по вторичной переработке принимают сырье за деньги. Кроме того, в крупных населенных пунктах работают пункты приема старых покрышек, которые также поощряют автовладельцев за сдаваемое вторсырье выплатой вознаграждения.

Пункты приема и перерабатывающие заводы принимают покрышки как от физических, так от юридических лиц.

Кроме оплаты за сданную резину в автомастерской или шиномонтажке автовладелец может получить:

  • скидки на покупку новой резины;
  • скидку на шиномонтажные услуги.

Вторичная переработка шин

Вторичная переработка шин

Цена приема

В среднем у юридических лиц цена приема составляет от 4000 до 6000 тысяч рублей за тонну покрышек.

Для обычных владельцев авто стоимость приема составляет от 30 до 180 рублей, в значимости от вида шины и города.

Процесс переработки старых покрышек

До недавнего времени утилизация шин представляла собой их сжигание или захоронение. Однако и первый, и второй вариант несли за собой опасность для окружающей среды.

Сжигание покрышек наносит огромный ущерб для природы. В воздух мгновенно выделяются ядовитые вещества. Почва отравляется и становится непригодной для роста растений.

Только благодаря вторичной переработке удается сократить негативное воздействие на экологию. Помимо того, что старые покрышки не гниют на свалке, в результате утилизации мы получаем новое сырье, которое идет для производства.

Наиболее безопасным считается способ механической переработки шин с целью получения резиновой крошки. Это не требует больших затрат, не загрязняет почву и атмосферу.

Измельчение покрышек происходит в специальном шредере. В результате получаются резиновая крошка диаметром 30-40 мм. Затем происходит еще одно дробление до 7-8 мм, и далее до 1-2 мм в роторной дробилке.

Через вибросита полученная крошка просеивается и получается новая резиновая масса.

измельчение шин

Резиновую крошку, полученную в результате переработки шин, используют вторично для производства:

  • новых шин, различных резиновых и резинотехнических изделий;
  • резиновой обуви;
  • резиновых плит для комплектации железнодорожного полотна;
  • кровельных материалов;
  • дорожного полотна;
  • резиновых покрытий для детских и спортивных площадок, обустройства городских улиц и дачных участков.

Не забывайте отдавать в переработку старые покрышки. Это касается и рядовых автолюбителей, и представителей транспортных компаний, автосервисов, и автомонтажных мастерских.

Читайте также: