Разбортовалось колесо на машине что делать

Опубликовано: 12.05.2024

Для грунта нужна специальная обувь. Не только вам, но и вашей машине. Конечно, в первую очередь это внедорожная резина. Ее протектор позволяет цепляться даже за скользкую поверхность. Если же местность осложнена непростым рельефом или мягким грунтом, тогда и агрессивного протектора может не хватить. Нужно снижать давление в шинах, причем как следует — чем сильнее, тем лучше. До 0.5 атмосферы, а то и дальше. На низком давлении шина начинает работать как гусеница. Она как бы размазывается по поверхности, что не только увеличивает пятно контакта – оно становится шире и длиннее, но и позволяет колесу «обнимать» все мелкие неровности, не закатываясь, а заползая на них. И это очень здорово, потому что даже на шинах стандартного размера просто невероятно повышается проходимость машины — например, старенькие заднеприводные «Жигули» легко проедут по песчаному пляжу мимо застрявшего «УАЗа». Но почему же тот «УАЗ» застрял? Возможно, его пилот был не в курсе насчет давления или, наоборот, перестарался. Дело в том, что современная бескамерная резина на широких дисках легко может провернуться и разбортироваться, если переборщить со спусканием покрышек. И тогда вместо бесстрашного покорителя бездорожья вы сразу превратитесь в несчастного, нуждающегося в помощи клиента шиномонтажного сервиса. Как же выходят из положения продвинутые дяди и тети, участвующие в трофи-рейдах, и подходит ли это простому смертному?

Идея логично вырастает из самой конструкции колеса. Если боковина может провернуться и слезть с закраины колесного диска, значит надо ее крепко прижать и зафиксировать. Именно так и действуют все устройства, предотвращающие сампороизвольное разбортирование колеса.

ПОСЛЕДСТВИЯ ИЗВРАЩЕНИЙ.
Сразу отметим, что практически все подобные устройства не сертифицированы для использования на дорогах общего пользования. Их сложно отбалансировать, хотя и можно. Самые простые из представленных решений – обычные бедлоки – имеют большой недостаток. Заключается он в том, что фиксирует шину только с одной стороны. Айрлоки в этом смысле эффективнее и сочетаются с любыми колесными дисками, поэтому сейчас они встречаются все чаще. Кроме того, они гораздо дешевле. Их недостаток – износ вследствие попадания грязи внутрь покрышки во-первых, и боязнь проколов во-вторых. Чтобы отремонтировать внутреннюю камеру, колчесо придется снять и разобрать, камеру вынуть и заклеить (или, что проще, заменить). Диски Hutchinson? Они очень надежны, но тяжелые, как чугунный мост, да и стоят так же. К тому же балансируются они не очень-то легко.

Что касается старых народных способов, то еще в те времена, когда все джиперы нашей страны были знакомы друг с другом лично, я придумал один недорогой и надежный способ. Берем обычный стекольный герметик, на который клеят ветровые стекла, и долго убеждаем шиномонтажника посадить боковины покрышки на него. Ни одного случая разбортирования не припомню, хотя, конечно, ездил я на низком давлении с некоторой долей осторожности.

Бедлоки (bedlock), алюминиевые кованые диски КРАМЗ (11 500 руб.), Вес 12 кг
Одно из самых распространенных устройств называется бедлок (bedlock). Это диск, у которого вместо внешней закраины приварена внутренняя. И боковина покрышки, таким образом, ложится снаружи диска. После чего ее прижимают внешним кольцом посредством болтов. Чем больше болтов, тем выше герметичность конструкции, потому что тем сильнее и равномернее боковина прижимается к диску. Первые бедлоки были стальными и предназначались исключительно для очень больших, просто огромных колес сильно лифтованных внедорожников. Поэтому были только стальными и очень тяжелыми. В настоящее время выпускают и алюминиевые бедлоки. Весят они немного и годятся для применения с шинами обычных размеров. Подавляющее большинство бедлоков фиксирует только одну сторону покрышки – внешнюю, поскольку она нагружена гораздо сильнее. Внутренняя сторона разбортируется очень редко.

Тайрлоки (tirelock), KDT. 7000 руб.
Их еще называют айрлоки (airlock), что правильнее, но употребляется реже. Это способ, основанный на действии воздуха (air). Покрышка, как известно, прижимается к закраине обычного диска высоким давлением. Айрлоки позволяют снижать давление в шине, оставляя высокое давление в той ее части, которая должна быть прижата к закраине. Это, по сути, еще одна покрышка внутри. Протектор ей не нужен – грунта она не касается. Профиль у нее сверхнизкий, поскольку прижимать нужно только боковину. И внутри нее находится обыкновенная камера. А раз ездить ей самой не надо, то и резина не нужна – внутреннюю покрышку шьют из нетканого материала. Его единственная задача – удерживать внутри себя камеру и прижать боковину основной покрышки к закраине колесного диска. Тогда в главных шинах давление можно снижать почти до нуля – боковина будет прижиматься высоким давлением внутри камеры. Хитро? Да, это устройства придумали люди, знающие толк в шинных извращениях! Тайрлоки пришли к нам из внедорожных гонок.

Разборные диски, Hutchinson. (30 600 руб.)
По сути, это тот же бедлок, только состоит он из трех частей. Диск без внешней закраины, кольцо из очень толстой резины и внешняя закраина, прикручиваемая на болтах. Сначала внутрь покрышки вставляют резиновое кольцо. Затем покрышку надевают на основную часть диска. После чего прикручивают внешнюю закраину, одновременно распирая обе боковины встроенным резиновым кольцом. Чем сильнее затягиваем болты, тем лучше прижаты обе закраины. Давление можно снижать до нуля – покрышка не разбортируется ни с какой стороны. Конструкция пришла из армии. Надежность – сто процентов.

Как разбортировать колесо автомобиля в домашних условиях

Основная сложность процесса разбортирования

Разбортировать новое колесо ни для кого не будет представлять никаких проблем, а вот с колесом, бывшим в долгой эксплуатации, придётся очень долго повозиться. Происходит это по причине того, что в процессе поездок резина как бы прикипает к диску с обеих сторон и по всей длине. И перед водителем стоит основная задача – место «прикипания» аккуратно по всей окружности отделить и не повредить резину. Наиболее часто для этих целей используют два метода:

  • Ударный способ.
  • Безударныйударный способ.

Ударный способ разбортировки колеса

Для использования данного метода нам необходимо приготовить следующие инструменты:

  • Уголок или две монтажные лопатки.
  • Кувалду.
  • Домкрат.

Данный метод подразумевает нанесение ряда ударов чем-либо тяжёлым по всей окружности колеса производя отбивку. Это должно облегчить отделение шины от диска. Сам процесс разбортировки будет выглядеть так:

  • Поддмкрачиваем автомобиль и снимаем колесо.
  • Выпускаем из колеса весь воздух, открутив золотник. После того как воздух перестаёт выходить самостоятельно, нужно встать на шину и дать выйти остаткам.
  • Произвести отбивку кувалдой по всей окружности, с обеих сторон колеса.
  • Со стороны противоположенной месту расположения золотника под диск аккуратно вводим монтажные лопатки или в случае их отсутствия уголок. Для облегчения этой операции наступаем на шину. Автомобилисты категорически не советуют в данном случае использовать отвёртку, это повышает в несколько раз угрозу нанести повреждения.
  • Вытаскиваем «на себя» при помощи инструментов кромку резины над диском и далее медленно проходим по всей окружности.
  • Вытаскиваем шину.
  • Переворачиваем колесо на другую сторону и проделываем всю процедуру заново.

Ударный способ разбортировки колеса

Применение этого метода не требует никаких дополнительных навыков, но, применяя его, нужно быть аккуратным. В процессе ввода инструментов под диск можно не только повредить шину, но и деформировать сам диск. Если это произошло, то придётся обращаться в автомастерскую для проведения прокатки дисков.

Безударный способ

Этот метод потребует приложить несколько больше усилий, но он позволит не повредить шину и диск. Снятие шины таким образом можно провести несколькими способами. Прежде чем приступить к самой разбортировке, колесо нужно снять.

Способ 1

Для применения этого метода необходимо иметь второй автомобиль и очень прочную доску. Сам процесс отрыва резины довольно прост:

  • Кладём доску максимально близко к ободу.
  • Просим автомобиль наехать на свисающий край доски. Под весом машины кромка должна отделиться.
  • Далее уже просто отрываем шину по всей окружности, просто наступая как можно ближе к месту стыка резины и диска.
  • Колесо переворачиваем и проделываем весь процесс ещё раз.

С использованием доски

Способ 2

В том случае если нет второго автомобиля, а бить по шине нет желания, можно прибегнуть к методу с использованием домкрата. Нам потребуются:

  • Домкрат.
  • Буксировочная стропа.
  • Гаечный ключ (большой) или же монтировка.

Приготовив необходимые инструменты, далее действуем следующим образом:

  • Снимаем колесо.
  • Укладываем на него монтировку или ключ.
  • Домкрат ставим на шину, как можно ближе к диску и с противоположенной стороны от монтировки (ключа).
  • Один из концов стропы прикрепляем к монтировке (ключу) и протягиваем его через диск к опорной пятке домкрата и снова протягиваем к монтировке и прочно закрепляем.
  • Начинаем работать домкратом, пока шина полностью не оторвётся.
  • Завершить полный отрыв можно просто ногой по всей окружности.

После отделения кромки происходит сама разбортировка. При помощи монтировки выводим край резины за диск по всему диаметру с обеих сторон и тем самым отделяем шину от обода.

Разбортировка бескамерных шин

Для «бескамерок» тоже подойдут описанные методы. Но у «бескамерок» процесс «прикипания» происходит несколько сильнее и при использовании ударного метода шанс нанести повреждения значительно увеличивается. Опытные мастера настоятельно советуют применять домкрат.

Как стало ясно из статьи, провести разбортировку можно и в условиях гаража самостоятельно, но это потребует довольно больших усилий и у этих манипуляций могут быть свои подводные камни. Таким образом, если имеется возможность обратиться в автомастерскую, то лучше всё же это сделать. Мастера имеют гораздо больший опыт и специальное оборудование.

Любой начинающий джипер слова «разборт» боится больше огня. Очень часто в ответ на вопрос: «Ты чего колеса не спускаешь?» — слышишь — «разбортироваться боюсь». А ведь ничего страшного в этом нет. Обычная мелкая неприятность, на разрешение которой у бывалых джиперов уходит всего несколько минут.

Покрышка в подавляющем большинстве случаев сначала слезает с внешней стороны диска, но если сразу этого не заметить и не остановиться, то спустя некоторое время шина сойдет и с внутренней. Если это случилось, то забортировать колесо, не снимая с машины, скорее всего не получится. Нужно будет его демонтировать, положить диском на какое-нибудь возвышение, например на пень, так, чтобы шина повисла в воздухе, потом встать на покрышку (лучше вдвоем), чтобы она зафиксировалась на внутренней стороне диска. Затем, не кантуя колесо, приступить к процедурам, рассмотренным ниже.

Если увлечься борьбой с бездорожьем не обращая внимания на то, что машина уже давно не едет а руль болтает в руках, то можно доиграться до полного снятия покрышки с диска, если это случилось, пугаться не стоит, точно так же как и в первом случае, снимаем диск с машины и кладем на возвышение, затем при помощи двух монтировок надеваем покрышку на место и следуем инструкции данной выше. Единственное, на что обязательно следует обратить внимание: покрышку следует одевать с внешней (лицевой) стороны диска, там меньше бортик, через внутреннюю сторону натянуть покрышку не удастся.

Но типичным для этой неприятности является все же разборт только с внешней стороны, о нем мы и поговорим. Среди джиперской братии бытует мнение, что забортировать колесо посредством взрыва паров бензина проще и быстрее. На самом деле это не так. Для «взрывной бортировки» все равно необходимо вывесить колесо с помощью домкрата, а подготовка к забортированию бензином занимает столько же времени, сколько и при помощи компрессора. К тому же ударные нагрузки от взрыва могут деформировать корд или привести к возгоранию шины. Посему настоятельно рекомендую обходиться при бортировке без игр с пиротехникой.

После того как вы забортировали колесо в полевых условиях, дальше ехать нужно с максимальной осторожностью, потому что как бы тщательно вы ни протирали диск перед тем, как накачать колесо, на нем все равно остается влага, а значит, опасность разбортировать его снова возрастает. Теперь перейдем непосредственно к процессу забортирования бескамерной шины.

Для того чтобы забортировать колесо, его надо сначала вывесить над землей, чтобы покрышка приняла свою естественную форму. Если шина уперта в грунт, забортировать ее не получится.

Перед тем как начинать поднимать машину реечным домкратом, зафиксируйте противоположное колесо "башмаками" или любыми другими подручными средствами, чтобы машина не "уехала" с домкрата".

Когда колесо вывешено и покрышка приняла свою естественную форму, удалите грязь, набившуюся за закраину диска и прилипшую к ободу шины, затем по возможности насухо протрите поверхность в месте контакта диска и шины. Если не удалить грязь и влагу, то нормально забортировать покрышку не получится. Даже если она встанет на место, из-за неплотного прилегания быстро спустит и снова разбортируется. После того как диск и шина подготовлены, подсоедините автомобильный компрессор.

Если вас двое, то для экономии времени можно поделить обязанности: пока один работает с домкратом, второй подключает компрессор и удаляет грязь с диска. Так можно существенно сократить продолжительность работ.

Перед тем как присоединить компрессор, обязательно удалите ниппель из соска. Если этого не сделать, компрессор не сможет быстро создать в шине нужное давление, а значит, процедура забортирования растянется на долгое время и потребует больших физических усилий.

И вот все готово, и мы приступаем непосредственно к забортированию колеса. Подав воздух в шину, возьмитесь за ее тыльную часть и надавите таким образом, чтобы прижать переднюю боковину к диску.

НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ЗАСОВЫВАЙТЕ ПАЛЬЦЫ МЕЖДУ ШИНОЙ И ДИСКОМ, КОГДА ПОДАЕТЕ ВОЗДУХ, иначе можете сильно травмироваться. Прижимать покрышку лучше вдвоем, потому как, если делать это в одиночку, то одной свободной рукой равномерно прижать не получится. Совершая эту процедуру, прислушивайтесь, не травит ли воздух.

Если покрышка прилегает к диску неплотно, то вы услышите свист выходящего воздуха. Для того чтобы ликвидировать щель, попробуйте изменить места приложения силы, переместив руки по поверхности шины. Как только свист исчезнет, покрышка сразу начнет набирать воздух — это будет хорошо заметно по тому, как она изменит форму.

После этого можно убирать руки с колеса и продолжать качать. По мере возрастания давления боковина шины будет все плотнее садиться на диск. Остается дождаться хлопка, свидетельствующего о том, что покрышка полностью встала на свое место. Обычно это происходит при давлении около двух атмосфер.

После того как колесо забортировано, остается выравнять давление в шине сообразно остальным колесам, и можно снова продолжать движение.
Помните: недавно разбортированная покрышка в состоянии снова повторить свой «подвиг», но это совершенно не означает, что ее не надо спускать.

Замена автомобильной резины бывает сезонной или вынужденной мерой. Чтобы не ездить каждый раз в шиномонтаж, можно разбортировать колесо автомобиля в домашних условиях. Это даст возможность сэкономить семейный бюджет.

В чем может быть сложность процесса

Свободное колесо

В первую очередь сложности связаны с оборудованием. В домашних условиях, как правило, нет профессионального станка. Однако многие умельцы, часто проводящие разбортовку, изготавливают его своими руками. Также приходится много возиться с колёсом, бывшим в длительной эксплуатации. Резина в этом случае прикипает к диску с обеих сторон, надо её аккуратно снимать по всей окружности, постепенно двигаясь от золотника вперёд по ободу.

Другие нюансы, которые могут вызвать трудности:

  • нужно предусмотреть типовые размеры диска, камеры и покрышки;
  • работу следует выполнять в чистом месте, иначе внутрь резины попадут мелкие камни;
  • без специальных монтажных лопаток будет трудно отделить шину от обода;
  • процедура требует терпения — в первый раз на снятие одной шины уйдёт не меньше 40 минут.

Как и говорилось выше, главная причина разбортировки бывает вынужденной. Контролируя давление в шинах, водитель обнаруживает критично низкий уровень. Эксплуатировать машину в таком виде нельзя: снижается устойчивость на дороге, ухудшается управление, повышается расход топлива. Можно, конечно, заменить колесо, установив запаску. Но случается, что и она не держит воздух.

Как разбортировать колесо автомобиля в домашних условиях

Таким образом, бортировка колес успешно проводится в домашних условиях, и даже несколькими способами. Какой из них выбрать, решает сам автовладелец, в зависимости от наличия определённых инструментов, времени и навыков.

Ударный способ демонтажа резины

Данный вариант активно использовался нашими отцами и дедами. Чтобы разбортировать бескамерную шину в домашних условиях, потребуется сила рук и умелые действия.

Для снятия шины таким способом нужны:

  • лом или монтировка;
  • 2 монтажные лопатки;
  • стальной уголок — он вдевается между покрышкой и ободом диска;
  • кувалда.

Подробный алгоритм действий:

  • поднять машину, снять колесо;
  • выпустить из камеры воздух, открутив золотник, в конце нужно встать на шину обеими ногами и попрыгать;
  • отбить молотком резину по всей окружности — делать это нужно с обеих сторон колеса;
  • с противоположной стороны золотника аккуратно ввести под покрышку стальной уголок или кусок рессоры;
  • вытаскивать кромку резины на себя по всей окружности, оказывая на уголок воздействие ломом — по мере снятия резины, уголок нужно двигать вперёд, используя монтажные лопатки;
  • отделить камеру;
  • аналогично вытащить кромку покрышки с обратной стороны колеса;
  • полностью снять камеру.

Ударная разбортировка

Недостатком ударного способа является риск повредить шину или деформировать диск. Если это произойдёт, придётся обращаться за услугой прокатки дисков в ремонтный центр.

Безударный способ со вторым автомобилем

Несколько больше времени и усилий, но гарантируется безопасность извлечения. Потребуется вторая машина и широкая прочная доска.

Вот что надо сделать:

  • спустить воздух из камеры;
  • положить доску на покрышку, ребром впритык к ободу;
  • заехать одним колесом машины на доску — под массой автомобиля кромка отделится;
  • отрывать шину по всей окружности, наступая обеими ногами максимально близко к месту стыка с диском;
  • аналогичные действия провести на обратной стороне колеса.

Разбортировка со вторым автомобилем

Вместо доски может использоваться вторая машина. Под огромным весом двух автомобилей резина легко выйдет из обода.

Безударный способ с использованием домкрата

Второй безударный способ демонтажа подразумевает использование домкрата, крепкой плоской верёвки (лямки) и монтировки, лома.

Процедура проводится так:

  • снять колесо автомобиля;
  • уложить под него лом (монтировку) с соединённой по обоим краям верёвкой;
  • поставить на шину домкрат, несущим упором впритык к краю обода;
  • лямку продеть через диск и завязать за домкрат обоими концами.

Разбортировка с домкратом

Теперь, вращая ручку домкрата, можно легко отделить покрышку. Благодаря завязанной верёвке и нижнему упору в виде лома, на подъёмник оказывается меньшая опрокидывающая сила, он крепко удерживается вертикально, перпендикулярно колесу. Завершается процесс наступанием ноги по всему кругу колеса.

Многие гаражные мастера делают у себя в помещении, в стене, специальную выемку. В неё бетонируется кусок профильной трубы, используемый для упора домкрата. Получается самодельный станок для разбортировки.

Советы профессионалов

Вот какие рекомендации дают профи:

  • смазывать диск, посадочный борт шины и наконечник домкрата (короткого плеча станка) мыльным раствором;
  • не работать с грязным колесом, всегда перед разбортировкой тщательно промывать его;
  • самой удобной точкой начала разбортировки считать противоположную золотнику сторону;
  • если колесо старое, перед началом мероприятия залить в промежуток немного ВД-40 — в течение 20 минут жидкость пройдёт во все прикипевшие места и разъест их;
  • в случае безударного способа разбортировки использовать широкую и прочную доску длиной 1-1,5 метра;
  • в случае ударного способа применять уголок с заранее затупленными краями и выступающими поверхностями;
  • прочно фиксировать домкрат, чтобы он не сорвался.

Если изготавливается самодельный станок, он часто получается чересчур лёгким. В этом случае надо прикрепить его к полу гаража. В случае деревянного основания, это делается саморезами, бетонного — анкерными болтами с дальнейшим заливанием раствора.

Разбортировка со станком

Каждый описанный способ разбортировки подразумевает метод рычага. Так работает станок, который состоит из нескольких приваренных между собой профилей. Работники шиномонтажки советуют: чем меньше угол плеча B к плечу A, тем легче пройдёт снятие. Однако учтите, что при слишком малом угле рычаг начнёт задевать за диск и царапать его.

Сложной может оказаться и процедура стаскивания кромки покрышки с диска после того, как она принудительно выйдет из зацепления с ободом. В этом случае рекомендуется использовать две монтажные лопатки. Сначала вдевается первая лопатка, кромка поднимается и вытягивается на себя — монтировка фиксируется ногой. Затем на расстоянии 20 см от первой, вдевается вторая лопатка. Постепенно действуя по кругу, резина снимается полностью.

Шиномонтажный станок

Настоящий шиномонтажный станок можно изготовить своими руками. Понадобится мощная дрель со свёрлами по металлу, сварочный аппарат, болгарка. Также нужно будет подготовить несколько стальных труб разного сечения. Нижняя часть такого самодельного станка должна быть Н-образной формы, размерами 90х60 см, сваренная из прямоугольных профилей. Строго перпендикулярно основанию приваривается 1,5-метровая труба с круглым сечением. Дополнительно на станок фиксируется кронштейн с домкратом и длинной стальной трубой-рычагом.

Как разбортировать бескамерную шину

Бескамерные шины имеют свои особенности. Они не разделяются, как стандартные, на покрышку и камеру. Это специальная каучуковая масса, герметично насаженная на диск. Внутренняя часть таких колёс полностью заполняется воздухом, который образует форму покрышки.

В шиномонтажной мастерской для разбортировки бескамерной покрышки используется профессиональный станок. Он создаёт высокое давление, способное сорвать покрышку с места. Производители таких шин специально предусмотрели конструкционные выпуклости по краям резины, называемые «хампами». Они уплотняют стыки покрышек при накачке воздуха, поэтому снимать бескамерку труднее.

Разбортировка колеса

Фирма «СОРОКИН» выпускает качественные ручные станки для разбортировки бескамерных шин с выдвижной тягой. Стоят они недорого — около 1300 рублей. Подходят под любые размеры дисков, так как имеют регулировочный механизм — планка выдвигается по нужному диаметру, затягивается болтами. Это идеальный инструмент, который поможет разбортировать бескамерную шину в домашних условиях.

Способы самостоятельной бортировки колес

Бортировка — процесс, обратный разбортировке. Шину нужно надеть на диск.

Стандартный метод

Подразумевает наличие следующих материалов:

  • мыло и вода;
  • кувалда;
  • две монтировки.

Далее, на пол стелют чистую ткань. На неё обратной стороной кладут диск, тщательно смоченный мыльным раствором.

Нельзя использовать смазки, которые остаются на поверхности. Это грозит прокручиванием шины при резком торможении. Мыльный раствор — оптимальный вариант.

Положить на диск покрышку с вдетой камерой. Вдавить часть корда, надавливая сверху ногами на обод. Затем, вставляя монтировку между резиной и диском по всей окружности, постепенно вдевать на место остальную часть корда. Аналогичные действия провести на обратной стороне колеса. Поднимая свободный конец лома, задействуется метод рычага. Если диск лёгкий, чтобы он не двигался, его можно зафиксировать на земле или полу.

Техника для бескамерных шин

Частично вдеть бескамерку на диск — ещё легче. Понадобится немного силиконовой смазки. Действия аналогичны тем, которые представлены в инструкции по бортировке стандартных шин. А вот дальше — немного сложнее. Но есть действенный способ:

  • выкрутить золотник, чтобы покрышку не разорвало;
  • внутрь покрышки сбоку залить немного бензина (50 г);
  • поднести к шине источник огня, например, зажжённую тряпку на палке.

Пары бензина мгновенно воспламенятся, и произойдёт взрыв, создающий довольно высокое давление внутри бескамерной шины. Она полностью забортируется и немного накачается. Можно доехать до ближайшего сервиса, где надо докачать колесо.

Современная перебортировка колес автомобиля проводится различными способами. Если раньше основной упор делался на силу рук и сноровку человека, то сегодня главным становится качественный инструмент.

Выезжая на бездорожье, непременно следует спустить колёса, но, кроме повышения проходимости, есть риск попасть в ситуацию, когда в движении покрышка слезет с диска и произойдёт разборт. Страх разбортироватся в лесу пропорционален давлению: чем ниже давление в колесе, тем сильнее страх. Но, как известно, у страха глаза велики, и сейчас я расскажу, стоит ли бояться разборта, так ли страшны его последствия, а также – как его избежать.

В большинстве случаев разборт происходит, когда автомобиль быстро едет по колее и сильно ударяется о её стенки колёсами, при попытке ходом выехать из колеи, резких поворотах руля на большой скорости при спущенных колёсах. Так как при низком давлении боковина колеса под весом автомобиля становится эластичнее и плющится, пятно контакта с грунтом увеличивается, увеличивая и воздействие сил на резину. Скорость, благодаря увеличению силы инерции, умножает эти нагрузки, и в критический момент резина деформируется, в каком-то месте она отходит от диска и стравливает остатки давления. Учитывая, что колесо продолжает вращаться, резина в один оборот отделяется от диска. Покрышка в основном сначала слазит с внешней стороны, но если вовремя не почувствовать момент разборта, то резина слезет и с внутренней стороны диска, заодно набирая внутрь большое количество воды и грязи.

Соответственно, чем ниже скорость, тем меньше шансов разбортироваться. Также нужно понимать: как только колесо наезжает на препятствие, соответственно направлять колёса, одновременно избегая резких движений рулём, так, чтобы минимизировать нагрузки на борта покрышки.

Если разборта избежать не удалось, не следует торопиться снимать запаску. Забортировать колесо несложно. Нужно поднять автомобиль домкратом, вывесить разбортированное колесо так, чтобы оно приняло естественную, правильную форму, очистить от грязи посадочное место на диске и покрышке с помощью тряпки и воды. Если этого не сделать, то колесо постепенно будет травить и возникнет риск повторного разборта. Выкрутите ниппель из соска, это поможет насосу быстрее поднять давление в колесе и посадить его на место. Насос лучше иметь с высокой производительностью от 70 л/мин. Включите насос и прислушайтесь, не выходит ли воздух из шины наружу. Если где-то слышен свист, это значит, что есть щели, резина неплотно прилегает к диску и его, соответственно, требуется прижать к ободу руками. Это удобно делать вдвоём, так как, возможно, придётся прижимать сразу в нескольких местах. Как только резина прижмётся к диску, давление внутри колеса начнёт возрастать, шина характерно изменит форму и начнёт надуваться. В момент накачки избегайте попадания пальцев между резиной и диском, дабы не омрачить ситуацию травмой руки. Как только вы почувствуете, что колесо накачивается, можете убирать руки, и желательно отойти на пару шагов, так как в момент забортировки резины на посадочное место раздаётся хлопок, и грязь, оставшаяся на колесе, разлетается в разные стороны. Забортировка колеса с характерным хлопком обычно происходит на давлении в две атмосферы.

УАЗ Патриот в колее
В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ РАЗБОРТ ПРОИСХОДИТ, КОГДА АВТОМОБИЛЬ БЫСТРО ЕДЕТ ПО КОЛЕЕ И СИЛЬНО УДАРЯЕТСЯ О ЕЁ СТЕНКИ КОЛЁСАМИ, ПОПЫТКИ ХОДОМ ВЫЕХАТЬ ИЗ КОЛЕИ, РЕЗКИЕ ПОВОРОТЫ РУЛЯ НА БОЛЬШОЙ СКОРОСТИ ПРИ СПУЩЕННЫХ КОЛЁСАХ. НУЖНО ПОДНЯТЬ АВТОМОБИЛЬ ДОМКРАТОМ, ВЫВЕСИТЬ РАЗБОРТИРОВАННОЕ КОЛЕСО ТАК, ЧТОБЫ ОНО ПРИНЯЛО ЕСТЕСТВЕННУЮ, ПРАВИЛЬНУЮ ФОРМУ.
НУЖНО ПОДНЯТЬ АВТОМОБИЛЬ ДОМКРАТОМ, ВЫВЕСИТЬ РАЗБОРТИРОВАННОЕ КОЛЕСО ТАК, ЧТОБЫ ОНО ПРИНЯЛО ЕСТЕСТВЕННУЮ, ПРАВИЛЬНУЮ ФОРМУ. ВЫКРУТИТЕ НИППЕЛЬ ИЗ СОСКА, ЭТО ПОМОЖЕТ НАСОСУ БОЛЕЕ БЫСТРО ПОДНЯТЬ ДАВЛЕНИЕ В КОЛЕСЕ И ПОСАДИТЬ ЕГО НА МЕСТО. ВКЛЮЧИТЕ НАСОС И ПРИСЛУШАЙТЕСЬ, НЕ ВЫХОДИТ ЛИ ВОЗДУХ ИЗ ШИНЫ НАРУЖУ.
ВЫКРУТИТЕ НИППЕЛЬ ИЗ СОСКА, ЭТО ПОМОЖЕТ НАСОСУ БОЛЕЕ БЫСТРО ПОДНЯТЬ ДАВЛЕНИЕ В КОЛЕСЕ И ПОСАДИТЬ ЕГО НА МЕСТО. ВКЛЮЧИТЕ НАСОС И ПРИСЛУШАЙТЕСЬ, НЕ ВЫХОДИТ ЛИ ВОЗДУХ ИЗ ШИНЫ НАРУЖУ. В МОМЕНТ ЗАБОРТИРОВКИ РАЗДАЁТСЯ ХЛОПОК И ГРЯЗЬ, ОСТАВШАЯСЯ НА КОЛЕСЕ, РАЗЛЕТАЕТСЯ В РАЗНЫЕ СТОРОНЫ
В МОМЕНТ ЗАБОРТИРОВКИ РАЗДАЁТСЯ ХЛОПОК И ГРЯЗЬ, ОСТАВШАЯСЯ НА КОЛЕСЕ, РАЗЛЕТАЕТСЯ В РАЗНЫЕ СТОРОНЫ

Если вы попали в ситуацию с двухсторонним разбортом, то колесо, скорее всего, придётся снимать с машины, класть внутренней стороной на пень и, прыгая на нём (желательно вдвоём), надеть внутреннюю сторону, а потом произвести действия, описанные выше.

Также можно воспользоваться натяжной стяжкой (ими обычно пользуются для фиксации груза), которую крепим вокруг колеса по протектору и натягиваем. Под равномерным давлением на протектор резину начнёт распирать с бортов и, соответственно, прижмёт к диску сразу с двух сторон.

ОЧЕНЬ ФЕЕРИЧНЫЙ СПОСОБ ЗАБОРТИРОВКИ С ПОМОЩЬЮ ВЗРЫВА. СНАЧАЛА В ПОКРЫШКУ ЗАПУСКАЕТСЯ ГАЗ.

Существует очень «фееричный» способ забортировки с помощью взрыва. Подойдёт он и в ситуации, когда нет возможности прижать покрышку к диску и воздух выходит через щель, а также в случае с внутренним разбортом, если не хочется снимать колесо с машины. Этот способ несколько ускоряет именно процесс посадки покрышки на диск, так как требует точно таких же приготовлений и задействования компрессора. Вдобавок требуется наличие баллончика с эфиром «быстрый старт» и горелки на пропановом баллончике. Алгоритм действий такой же, как и обычно: вывешиваем, чистим и выкручиваем ниппель, подключаем компрессор, но перед включением компрессора прожимаем покрышку и обильно, 2–4 секунды (в зависимости от размера колеса), пшикаем газ внутрь колеса. После этого сразу подносим к щели между резиной и диском зажжённую горелку. Происходит детонация газа, которая резко увеличивает давление в колесе и сажает его на место. Как только произошёл хлопок и резина забортировалась, следует немедленно включить насос, так как воздух в колесе несколько остынет, сожмётся и стянет покрышку обратно с диска. Если с первого раза забортировать колесо взрывом не удалось, следует проветрить покрышку от сгоревших или, наоборот, ещё не сгоревших газов, включив компрессор на пару минут, после чего процедуру можно повторить. Тут важно не переборщить, от очень большого количества газа колесо можно и в обратную сторону разбортировать.

При умелом подходе этот способ, несмотря на всю «антуражность» процесса, вполне безопасен для покрышки, но требует осторожности и внимательности от шиномонтажника. После процедуры забортирования не забудьте снова стравить давление в собранном колесе.

ДЛЯ РАЗБОРТОВКИ ТАКЖЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ХАЙДЖЕК

ДЛЯ РАЗБОРТОВКИ ТАКЖЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ХАЙДЖЕК

Для предотвращения разборта существуют специальные приспособления, жёстко прижимающие края покрышки к диску, – это бэдлок и тайрлок. Принцип их работы в том, чтобы прижимать и удерживать края покрышки на низком давлении. Бэдлок держит внешнюю сторону покрышки изнутри и снаружи с помощью двух колец на диске. Диск под бэдлок идёт специальный. Тайрлок представляет собой подобие крепкой камеры с узким профилем, который надувается до трёх атмосфер и прижимает покрышку к диску сразу с двух сторон, что позволяет сдуть колесо до нуля, не боясь «разуться».

Самое интересное, что если вам потребуется разбортировать колесо для заделки крупной дырки монтажным грибком или наложить заплату, а также поменять срезанный сосок, сделать это окажется не так-то просто! Для этого нужно снять колесо с автомобиля, выкрутить ниппель и постараться наехать на край резины колесом другого автомобиля. Если таким способом покрышка не слазит с диска, используйте хайджек. Для этого нужно засунуть одним краем колесо под автомобиль, поставить на край покрышки, не задевая диск, хайджек и начать поднимать машину до полного прижатия резины. Если покрышка сразу не соскочила, проверните колесо на пол-оборота и повторите подъём. Так, прожав покрышку с разных сторон, вы её обязательно разбортируете.

Рекомендую уделить часок и потренироваться в гараже, дабы набить руку и изучить процесс на практике, что, несомненно, положительно скажется на оперативности ваших действий, столкнись вы с такой ситуацией на бездорожье.

Читайте также: