Стоит ли покупать диски для зимней резины

Опубликовано: 14.05.2024

С наступлением холодов многие задумываются о смене резины. Чем раньше подготовишь обувку, тем безопаснее будет дорога в межсезонье. Но с выбором шин встает вопрос и о дисках. Какое колесо лучше справляется с нагрузками зимой?
Как производят?

В России распространены три типа колесных дисков. Литые изготавливаются из сплава легких металлов, таких как алюминий, магний и др. Его выливают в формы, а затем подвергают шлифовке и дополнительной механической обработке. Главное преимущество литых колес — это красота и небольшой вес, что сказывается на топливной экономичности и на управляемости машины. В среднем потребление топлива снижается на 0,5-1%, а тормозной путь на пару метров.

Штампованные диски изготавливают из листов нержавеющей стали с высоким содержанием углерода. Заготовки отправляют под ударный пресс и через несколько секунд колесо готово. Процесс этот быстр и дешев, что положительным образом влияет на цену. Такие колеса можно встретить на всех легковых машинах, а также на грузовиках и на автобусах.
А вот кованые диски получают с помощью сложной технологии. Сначала их отливают в формах из легкого сплава, а затем отправляют на наковальню. Гигантский пресс несколькими ударами сжимает горячий металл, снижая его зернистую структуру и схлопывая раковины. Тем самым, достигается небывалая для иных дисков прочность. Правда цена кованых колес раз в пять выше чем у литых, что делает их практически недостижимыми для рядового покупателя. Главное предназначение кованых дисков — это ралли-рейды.

Так что же наилучшим образом подходит для зимнего сезона? Из-за частых переходов температуры через нулевую отметку, зимой дороги трескаются и покрываются глубокими выщербинами. Риск угодить в неприятность возрастает. Здесь надо тщательным образом продумать все за и против. Лучше думать о безопасности, чем о красоте.
Удары на ямах

Литые диски плохо сопротивляются ударам. В морозы ниже 10 градусов легкие сплавы теряют вязкость и становятся хрупкими. Удары об острые края асфальта могут привести к образованию сколов или даже трещин. Но даже если диск выдержал удар, то сама покрышка способна лопнуть от жесткого контакта о яму и об обод. Кроме того, литые диски теряют внешний вид от химических реагентов, обильно выливаемых на дороги. Кроме того, они открыты для снега и грязи, отчего с сильные снегопады на внутренних поверхностях колеса могут образовываться наслоения льда и снега, отчего колесо начинает бить. А это влияет на управляемость машины.

Кованные же диски лучше оставить профессионалам-раллистам. Их преимущества зимой не очевидны, так как съедаются высокой ценой. Чтобы реализовать их потенциалы на льду, нужны специальные настройки подвески и усиленная тормозная система, а также шины с сантиметровыми шипами. Не помешает и рама безопасности внутри кузова, если сцепные свойства покрышек будут не столь хороши, как ожидалось.

Сезонная смена резины стала привычным делом для большинства автомобилистов. Два комплекта резины становятся обычным делом, а отнюдь не признаком зажиточности или принадлежности к автоспорту.

В этой связи вполне резонно звучит вопрос:

Нужен ли каждому комплекту резины свой комплект дисков или нет?

Действительно, большинство водителей имеют «сменную обувь» для своего автомобиля. Это некая шоссейная резина, предназначенная для летней эксплуатации автомобиля и зимняя резина с шипами или липучка, кому как нравится.

Шоссейная резина часто идёт «по умолчанию». Естественно летняя резина монтируется на заводские диски, которые поставляются вместе с автомобилем.

Нередко в автосалонах предлагается определённый выбор литых дисков, и покупатель автомобиля может выбрать и заказать диски понравившегося ему дизайна. Стальные штампованные диски предлагаются одного вида, и покупатель может лишь выбрать дизайн декоративных пластиковых колпаков.

С зимней резиной всё обстоит несколько сложнее.

Во-первых, покупатель может выбрать зимнюю резину из ассортимента, предлагаемого автосалоном.

Во-вторых, покупатель может оставить комплект зимней резины, который был у него на предыдущем автомобиле. Это возможно при условии, что на обоих автомобилях используется резина одного итого же размера. Например, автомобилист поменял одну «Нексию» на другую, новую «Нексию».

В-третьих, покупатель может выбрать понравившуюся ему резину в специализированном салоне или даже выписать её по Интернету!

Таким образом, получается, что летняя резина уже установлена на дисках, а зимняя нет. Естественно возникает вопрос о необходимости и целесообразности покупки второго комплекта дисков.

Для начала обратимся к теории. Прежде всего, следует учитывать тот факт, что практически вся современная резина является бескамерной.

У бескамерной резины в месте контакта с посадочным ободом диска имеется специальный герметизирующий слой. Этот герметизирующий слой не позволяет воздуху выходить из накаченного колеса.

В идеале новая бескамерная покрышка должна быть смонтирована на новый чистый диск один раз. В этом случае герметизирующий слой прилипает к диску, обеспечивая прекрасную герметичность. Надо отметить, что мелкий ремонт бескамерной покрышки стараются производить без снятия её с обода. Например, ремонт жгутом. И только при сильных повреждениях покрышку демонтируют для ремонта.

Другими словами, бескамерная резина сохраняет свои свойства считанное число операций монтажа на диск и демонтажа с диска. Кстати и сам диск при постоянном монтаже/демонтаже может повреждаться, а глубокие царапины на посадочной части обода могут существенно нарушить герметичность смонтированного бескамерного колеса.

Если бескамерная шина не новая, то герметизирующий слой частично утрачивает былую эластичность и шина начинает пропускать воздух по ободу. В этом случае в неё надо ставить камеру.

Из практики. Финская зимняя резина настолько прикипела к окрашенному стальному диску, что при попытке демонтажа часть герметизирующего слоя осталась на диске, оторвавшись от покрышки. Монтаж зимней резины на диски (в следующем сезоне) выявил абсолютную непригодность резины для монтажа по бескамерному варианту. Пришлось покупать камеры!

Вооружившись теорией можно предложить такие варианты:

Если владелец часто меняет автомобили, проездив на них лишь в течение действия гарантии, то смысла покупать диски для зимней резины, в принципе нет. Любая шиномонтажная мастерская «переобует» автомобиль в резину по сезону. Даже если придётся купить камеру, то это существенно дешевле комплекта дисков.

Если предполагается длительная интенсивная эксплуатация автомобиля, то разумно будет использовать два комплекта резины на дисках. Комплект недорогих «зимних» дисков стоит дешевле монтажа/демонтажа и балансировки всех колёс дважды за сезон. Ещё одним достоинством комплекта зимней резины на дисках является то, что такие колёса можно хранить стопкой, без риска придать резине необратимую деформацию. К началу сезона, когда в шиномонтажные мастерские выстраиваются очереди, поменять резину на дисках не составит никакого труда и не займёт много времени.

Какие диски выбрать: штампованные или литые?

Ответ очевиден. Следует приобретать те диски, которые нравятся. В принципе любые диски и стальные штампованные, и литые диски из лёгких сплавов, все они замечательно прослужат в течение того срока, на который они рассчитаны.

Тем не менее, можно рассмотреть практичный вариант. В качестве летних дисков использовать литые диски с редкими спицами. Редкие спицы предпочтительны для лучшего охлаждения тормозных механизмов. А в качестве зимних дисков использовать стальные штампованные диски с пластиковыми колпаками. Такие диски не позволяют снегу набиваться в тормозные механизмы. Особенно хороши такие сплошные диски при движении по глубокому и рыхлому снегу. К сожалению не все производители поставляют такие диски.

Перед покупкой штампованных дисков (или литых) следует уточнить размер крепёжных болтов. Обычно стальные штампованные диски крепятся короткими болтами, а литые диски – длинными болтами.

Если автомобиль находится на гарантии, а покупка новых дисков (с целью экономии) производится не у дилера, то следует подобрать диски с правильными параметрами, иначе автосалон может лишить автолюбителя гарантии на детали подвески.

Одной из самых распространённых ошибок является покупка дисков с неправильным вылетом, вследствие чего колесо начинает задевать либо за наружную часть крыла, не помещаясь в арку, либо задевать за детали кузова.

С приходом весны или осени перед владельцами автомобилей встает вопрос сезонной смены покрышек. Есть два варианта решения вопроса: иметь для каждого сезона по комплекту дисков с шинами или один комплект дисков, на котором каждые полгода нужно менять резину.


Плюсы и минусы двух полноценных комплектов

Многие опытные владельцы машин рекомендуют остановиться на этом варианте. Аргументов в его пользу достаточно много:

  1. Простота и удобство смены колес. Не нужно стоять в очереди на СТО, все можно сделать самостоятельно. Процедура не занимает много времени, владелец авто может поменять комплекты, потратив всего 20-30 минут.
  2. Диски и шины меньше изнашиваются. При частом монтаже и демонтаже резина может повреждаться. Диски, которые работают без передышки, тоже изнашиваются быстрее.
  3. Не нужно платить за услуги шиномонтажа.
  4. Не нужно бояться деформации шин при хранении. Колеса можно смело сложить стопкой друг на друга.

Недостатки у данного способа тоже имеются:

  1. На шиномонтаж ездить все равно придется, поскольку периодически нужно осуществлять балансировку шин, проверять давление, при необходимости подкачивать.
  2. Высокая стоимость дисков, которая не так быстро окупится. В зависимости от их цены на это понадобится 3-5 лет.
  3. Для хранения колес нужно много места. Такая возможность есть далеко не у всех.
  4. Чтобы поменять колеса самостоятельно, нужно иметь определенную сноровку и навыки.

Преимущества и недостатки ежегодного шиномонтажа

Достоинства у такого варианта следующие:

  1. Экономия. Не нужно покупать второй комплект дорогих дисков.
  2. Не придется возиться с колесами. Всю работу сделают работники СТО.
  3. На шиномонтаже сразу проверят и отрегулируют балансировку колес. Посмотрят, есть ли повреждения в виде проколов и порезов.

Сезонная смена резины тоже имеет свои недостатки:

  1. Придется каждый раз платить за услуги мастера.
  2. При неправильном хранении резины она может сильно деформироваться. Ее допустимо хранить только вертикально.
  3. Утомительное стояние в очередях, если заранее не записаться на шиномонтаж.

В каких случаях выгоднее иметь второй комплект дисков

Иногда лучшим решением для владельца автомобиля будет вариант с двумя полноценными комплектами колес. Он подойдет, если у вас:

  1. Предполагается длительная эксплуатация машины. Диски и покрышки прослужат в таком случае дольше.
  2. Есть базовые навыки использования домкрата, компрессора, насосов, баллонного ключа и вы не боитесь самостоятельно проделывать всю необходимую работу.
  3. Есть гараж, в котором можно хранить колеса и выполнять действия по их замене.
  4. Нет времени и желания стоять в очередях каждые полгода, чтобы «переобуть» свой автомобиль.

Когда лучше «перекидывать» резину при смене сезонов

Летний и зимний вариант покрышек отличается не только рисунком протектора, но и химическим составом резины. Главное правило для автомобилиста – лучше раньше, чем поздно. Согласно закону существуют такие нормы для использования зимней и летней резины:

  • на летней можно ездить с марта по ноябрь;
  • на зимней шипованной – с сентября по май;
  • на зимней резине без шипов можно ездить в течение всего года.

Эти правила всего лишь показывают ориентировочные сроки для смены покрышек. То есть допустимый промежуток для перехода с одного вида резины на другой, составляет 3 месяца (в течение всей весны и всей осени).

Поскольку свойства резины меняются от влияния высоких или низких температур, в первую очередь следует обращать внимание на показания термометра. Как только средняя суточная температура начинает колебаться в пределах +7-10°С – пора менять покрышки. Эта пограничная температура примерно одинакова для обоих сезонов:

  1. Зимняя резина при температуре от 10°С перестает выполнять свою задачу и быстро портится.
  2. Летняя же при температуре ниже +5-7°С становится настолько твердой, что даже обыкновенный прокол шины может привести к ее разрыву.

Владельцам шипованных шин весной менять их нужно раньше, чем тем, у кого нешипованная резина.

Своевременная смена резины по сезону – важный фактор, от которого зависит безопасность владельца машины. Учитывая преимущества и недостатки каждого способа смены шин, водитель может выбрать для себя самый удобный вариант. Если сделать все вовремя, можно с уверенностью использовать автомобиль и не бояться приключений на дороге.

Автовладельцы, в межсезонье, делятся на два лагеря: первые стоят в очередях на шиномонтаж в первый снегопад, а вторые меняют колеса у себя в гараже. Сегодня постараемся прикинуть, есть ли смысл во втором комплекте дисков и собственноручной замене колес.

За отчетный период мы возьмем 5 лет (средний срок службы шины), цены на шиномонтаж - областной центр на пол миллиона душ населения, диски 16R, шины 205/55 как самый популярный типоразмер.

Вариант 1: "Здравствуйте, сделайте мне всё как надо. Где тут кафе?"

Считаем все по максимуму, в том числе: шину черним, азотом качаем (отличный развод на деньги, кстати), вентель берем хромированный, старый комплект моем. Выходит 645 за колесо или 2580 за комплект. За 5 лет мы перекинем колеса 10 раз и потратим (без учета инфляции и т.д.) 25800 рублей.

Вариант 2: "Экономим на всем."

Отказываемся от чернения шин, медянки, азота; вентель берем обычный. Получилось 505 рублей. Умножаем на 4 колеса = 2020 рублей, далее умножаем на 10 операций, выходит 20200 рублей.

Вариант 3: "У меня свой гараж, поменяю все сам."

Покупаем второй комплект дисков R16, разброс по ценам большой, но средняя цена за приличное китайское литье - 4500 рублей за диск, выходит 18000 рублей за комплект. Теперь нам все равно надо 1 раз установить шину на диск, по варианту №2 нам обойдется это в 2020 рублей . Также, нужно добавить по одной профилактической балансировке, в течении 5 лет, каждого из комплектов за 165 рублей. Все складываем, получаем: 20350 рублей.

В сухом остатке имеем: 5 лет это тот срок, после которого покупка литых дисков может окупится. Соответственно, если Вы планируете ездить на машине 2-3 года, то покупать вторые диски, с экономической точки зрения, смысла нет. Другое дело, что даже б/у диски можно выгодно продать, тогда расклад может поменяться. Помимо этого, бывают случаи, когда второй комплект железок необходим: летние и зимние шины имеют разные посадочные размеры. Ну и не будем забывать, что те, кто перекидывают колеса у себя в гараже не знают, что такое недельные очереди в шиномонтаж. Что выбрать? Решать Вам!

Ставьте лайки, пишите комментарии, буду рад обратной связи!

Сезонная смена колёс делит автовладельцев на лагеря: одни любят делать всё «сами руками», другие предпочитают загнать машину в сервис. И кто же в выигрыше?

Как только выпадает первый снег, на шиномонтажках выстраиваются длинные очереди. Работа кипит и пенится.

Хмурые шиномонтажники молотят, как заведённые, и лишний раз не успевают даже руки об штаны обтереть. Все спешат, все нервничают.

На «дорогих» СТО обстановка другая: кофе, видеопанель, а на ресепшене улыбается девушка. Ценник решает.

В это время самые продуманные меняют колёса в собственном гараже: берут второй комплект дисков и не спеша, под любимую радиоволну «переобувают» свою машину.

Что выгодней?

Допустим, вы не любитель возиться с машиной, тогда для вас и вопрос не стоит — всем занимаются специалисты. Но если выбирать между очередью на шиномонтаж и собственным запасным комплектом, то, наверное, разница есть.

Поможет выяснить расчёт

Предположим, что шины служат около 5 лет. Самые ходовые типоразмеры шин и дисков в России — это 185/65 R15.

Я взял цены, актуальные у нас: это средняя полоса России, город — не самый крупный, почти полмиллиона жителей. У вас расценки могут быть совсем другие, поэтому ориентируйтесь на них, а мой расчёт лишь для принципиального понимания.

Прикинем разные «пакеты»

  1. Вариант — «полный фарш». Берём всё подряд, в том числе и чернение резины, медную смазку ступиц, хромированные вентили и закачку в шины альпийского воздуха азота.

За каждое колесо вы заплатите 645 рублей, за всю четвёрку — 2 580 руб. Если умножить на 10: это 5 лет по 2 сезона в каждом, то переобувание выльется в сумму 25 800 рублей.

  1. Вариант — «наши руки не для скуки»

Прежде всего, нужно купить второй комплект дисков. Стоят они сильно по-разному, я остановился на цифре 4 500 рублей — за эти деньги можно приобрести довольно неплохое литьё от китайских производителей. Весь комплект, соответственно, 18 000 рублей. Вроде бы, экономия налицо.

Но это ещё не всё: один раз поставить шину на диск всё равно придётся. Едем на шиномонтаж и платим 2 020 руб по варианту №2. Плюсуйте сюда ещё 165х2=330 рублей за профилактическую балансировку каждого из двух комплектов. По итогу – 20 350 рублей.

Делам выводы

Окупаемость второго набора дисков — 5 лет, и всё равно это немного дороже, чем выйдет по бюджетному варианту у шиномонтажников. А ведь тут ещё и корячиться самому придётся.

Бывает, что летняя и зимняя резина имеет разные посадочные размеры, тогда никуда не денешься — второй комплект дисков просто необходим. Кто-то видит плюс «гаражного варианта» в том, что в сезон не нужно неделями ждать своей очереди, а потом принимать работу, выполненную в спешке.

В общем, смотрите сами. Но если вы собираетесь продавать машину года через 2-3, то готовьтесь пристраивать и второй комплект дисков.

Если выгодно «толкнёте», останетесь в плюсе, но если ориентироваться только на экономическую эффективность, то покупать вторые диски, ИМХО, нецелесообразно.

Читайте также: