Велосипед уралец характеристики размер колес

Опубликовано: 17.04.2024

Байкеры СССР называли лучшим транспортным средством надежный, качественный, грузоподъемный велосипед «Урал». Конструктивные и технические характеристики позволяли пользоваться двухколесником длительное время, меняя только покрышки и смазывая детали. Заядлые велосипедисты до сих пор катаются на модели, изготовленной в Союзе более 50 лет назад. Сравнивая комплектующие с современными дорожниками, профессионалы пришли к неожиданному выводу. Похоже, что больше никогда не будут выпускать такие надежные велосипеды, как «Урал».

История создания

Велосипеды появились в России еще в досоветский период. Отечественные производители активно работали над увеличением объемов выпуска зарубежных моделей компании Лейтнер, Дукс Ю.А. Меллер и др. В 30-х годах прошлого века развернулось промышленное производство собственных велосипедов. На заводах Ленинграда и Москвы выпускали мужской дорожный велосипед МД-1 и гоночную модель ГМ-30. Достоинством двухколесных машин считалась простота в изготовлении и дешевизна. Ходовой потребительский товар стал востребованным среди городских и деревенских жителей.

Индустриализация создала условия для выпуска новой техники. В СССР велосипед приравнивали к общему транспорту и требовали регистрации номерного знака. Важным событием этого периода стало появление в 1965 году прочного средства передвижения. Конструкторы Пермского машиностроительного завода выпустили модель, пригодную для дорожного, горного, спортивного катания. Советский велосипед «Урал», на раме которого красовалась эмблема производителя, мгновенно приобрел популярность по следующим причинам:

  1. Простая конструкция не доставляла проблем в эксплуатации и ремонте.
  2. Запасные детали продавались в каждом магазине.
  3. Колеса диаметром 28 дюймов и надежные тормоза позволяли ездить по любым дорогам.
  4. Привилегия горожан стала доступной для жителей деревень, которые получили возможность перевозить тяжелые грузы.
  5. В случае поломки, «Урал» мог отремонтировать и подросток, и пенсионер.

Престиж велосипеда возрастал с каждым годом. В конце 70-х двухколесным транспортом награждали передовиков производства, студентов-отличников и других отличившихся граждан.

Характеристики советских велосипедов «Урал»

Нет необходимости приукрашивать техническую характеристику велосипеда. Советские модели еще при конструировании учитывали стандарты и нормативные требования к транспортному средству. Например, раму изготавливали из тонкостенных электросварных труб, а узлы — из других прочных материалов. Смущает большой вес (16 кг) из-за применения литой стали, но возможно это компенсируется надежностью велосипеда. Двухколесный транспорт мог эксплуатироваться десятилетиями в условиях бездорожья, перевозить грузы и при этом не ломаться. Особенности «Урала»:

  • стальная рама высотой 56 см;
  • конструкция руля с литым выносом учитывала анатомию человека, позволяя ехать велосипедисту в правильном положении;
  • колеса размером 28 дюймов;
  • задние звезды имеют 19 зубьев, передние − 48;
  • двойные тормоза;
  • передний ручник имеет клещевую систему, ножной тормоз − барабанную;
  • седло выполнено из полужесткого каркаса, обшитого мягким материалом;
  • багажник был трубчатым, а для деревенских жителей выпускали модели с двумя усиленными багажниками для перевозки тяжелых грузов;
  • дополнительное оборудование: фары с отражателями, цепной щиток, подножка, насос, аптечка.

Высокий велосипед повышенной прочности и проходимости считался мужским транспортом. Специально для женщин выпускали модели с рамой, расположенной под углом 45 градусов.

Преимущества и недостатки

преимущества великов Урал

Нестареющий велосипед любят за простоту, качество, надежность. До сих пор многие экземпляры ремонтопригодные и активно используются как дорожные, горные и спортивные велосипеды. Двухколесное транспортное средство за достоинства называют легендой велосипедной промышленности. За длительный срок жизни «Урал» показал как преимущества в сравнении с другими велосипедами, так и недостатки.

+
Простая конструкцияБольшой вес (16,2 кг)
Хорошая грузоподъемностьТяжеловесность руля, вилки, каркаса колес
Прочность комплектующихОдна скорость
Длительный срок эксплуатацииУстаревший дизайн
Регулируемый руль и седлоОтсутствие современных велосипедных аксессуаров
Универсальность для любого возрастаОграниченный выбор женских моделей
Все узлы изготовлены из качественной сталиНеудобное хранение из-за громоздкости
Надежные тормоза
Защита колес и цепи

Владельцы «Урала» утверждают, что дорожник не боится подъемов и крутых спусков. «Рабочая лошадка» легко перевезет по бездорожью дрова или тяжелую кладь.

Обзор важных параметров старых советских велосипедов «Урал»

Пермский завод выпускал несколько моделей транспортного средства, которые по ряду параметров не уступают современным байкам. Все велосипеды имели втулку ножного тормоза, звездочки с 48 и 19 зубьями, литой рулевой вынос. Название оставалось прежним − «Урал», менялся только цифровое обозначение модели (111−621; В−124; В−142). Главные параметры советских велосипедов:

  • стальная трубчатая рама;
  • поворотный руль с выносом;
  • стальные обода;
  • ручной передний тормоз;
  • задняя тормозная втулка со свободным ходом;
  • размер колес – 40х622 мм;
  • одна передача;
  • вес: 16−16,5 кг.

Поздне-советский односкоростной «Урал» 111−631 с размером колес 622х37 мм весил 14,7 кг. Модель 111−641 выпускалась уже с пятью скоростями при весе 14,6 кг.

Номенклатура ООО «УРАЛ-ТРЕЙД» в 21 веке

Сейчас купить велосипед «Урал» советского периода можно только у частных лиц. Выпуском современных модифицированных байков занимается компания ООО «Урал-Трейд» (Пермь), имеющая 21 филиал на территории России и Беларуси. В сотрудничестве с фирмами Китая и Индии изготавливаются комплектующие для велосипедов. Производитель предлагает 4 современные модели. Усовершенствованные велосипеды изготавливают отдельно для мужчин и женщин. 2 вида женских моделей идентичны мужским байкам, отличаются только геометрией рамы.

Главные характеристики «Урала» 21 века:

  • надежная технология;
  • инновационные конструктивные решения;
  • продолжительный срок эксплуатации;
  • колеса размером 28 дюймов;
  • 6 скоростей с переключателями Shimano;
  • комплектующие Quando, Sunrun и других производителей.

Универсальный, практичный двухколесный транспорт изготовлен из качественного высокопрочного материла. Характеризуется оптимальным соотношением цены и качества.

Заключение

Велосипед «Урал» был самым популярным средством передвижения в СССР. Специалисты Пермского машиностроительного завода постоянно работали над совершенствованием технических характеристик модели. Каждый велосипед сопровождался инструкцией по эксплуатации. Главный конструктор М.С. Батюков гарантировал качество узлов и деталей, проверенных на испытательных стендах. Руководитель завода обращался к гражданам с перечнем вопросов, изучение которых помогало найти правильное решения для удовлетворения запросов потребителей. Современные мастера доводят вид велосипеда до неузнаваемости, а кто хочет приобрести усовершенствованную модель, обращаются к известному бренду «Урал».

1. КАМА
Иметь «Каму» было невероятно круто. Этот велик был настоящим бестселлером. В конце 80-х он стоил сто рублей, что было не так уж мало, но за ним все равно выстраивались очереди. Ещё бы не выстраиваться — советские дети потому так хорошо и учились, что такие вещи как «Кама» покупались родителями в обмен на обещание приносить теперь только пятерки.

У «Камы» был очень современный и стильный профиль, она обладала массой достоинств. Во-первых, длинные втулки руля и сиденья позволяли сделать её настоящим «байком» (кроме того, велик «рос» вместе с хозяином). Во-вторых, у «Камы» не было горизонтальной рамы и колеса были небольшого диаметра, что серьезно увеличивало возможность погарцевать «на дыбах». В-третьих – выпускались складные «Камы».
Особым шиком было сделать на «Каме» хороший «обвес». Дефицит заводских тюнинговых деталей позволял развернуться фантазии. На руль и раму надевали шланги от противогазов, активно использовалась в тюнинге изолента в разных цветовых сочетаниях; велик обвешивался катафотами, на руль крепились зеркала; на колеса ставились «трещотки» из картона, а в колеса (чтобы можно было гонять по свалкам и закоулкам) вставлялись «колбасы», найденные на ближайшей стройке. Кто помнит – тот поймёт, о чём речь.
«Каму» обклеивали наклейками с гоночными машинами, на «сидушку» и ручки руля вешалась бахрома, а на спицы надевались детали из конструктора. И ещё: на крылья крепились брызговики из резины или линолеума.

2. УРАЛ
«Урал» — это нестареющая классика. Среди советских велосипедов – это диплодок. Неубиваемый, тяжелый, он на протяжении десятилетий служил советским людям верой и правдой. Он не боялся ничего: ни бездорожья, ни больших грузов. На нем перевозили канистры и дрова, доски и трубы.

На «Уралах», принайтовав связки удочек, катились на рыбалку рыбаки. На «Уралах» не форсили, их не обклевали наклейками и не обвешивали катафотами – не солидно. Зато на «Урале» была аптечка, ремонтный набор и насос, часто прямо на раму крепилось второе, пассажирское, сиденье.
Ребенку ездить на «Урале» было неудобно, но сноровка позволяла ездить под рамой, что тоже считалось особым шиком.
«Уралы» и сегодня успешно справляются с непростой обязанностью «дачного велика». Некоторые особо верные «ураловцы» уверены, что негоже русскому человеку покупать заграничные «байки», пока остается в живых хоть один «Урал», а он, как уже можно понять, вечен.

3. МОСКВА 80, позже ТАХИОН

«Москва-80» — это самый легендарный советский велосипед, хотя бы по той причине, что он так и остался легендой – прокатиться на нём посчастливилось немногим. История его показательна и даже поучительна. Когда в середине 70-х годов Москва получила право на проведение Олимпиады, сразу встал вопрос: на каких велосипедах будет соревноваться наша сборная? Задать вопрос и постановить, что необходимо создать отечественный спортивный велосипед – это одно, довести решение до дела – совсем другое.

В условиях дефицита времени велосипед всё же был создан. Для своего времени он был уникален: собранный по последнему слову техники, из высокопрочных и легких материалов (с применением титана), он весил всего 8 килограмм. Однако предстартовые испытания на велотрассах в Сочи выявили недостатки «Москвы-80», главным из которых было переоблегчение машины в ущерб надежности.
Катать домашнюю Олимпиаду на нем не рискнули, советские спортсмены выступали на проверенных велосипедах итальянской фирмы Colnago, а на «Москве-80» состязались в шоссейной гонке спортсмены из Камеруна. Всего было выпущено около 52-х велосипедов «М-80» для различных видов гонок на треке и шоссе и еще 20 рам с вилками в качестве запасных. С 81 года начался выпуск ""Тахиона". Причем ранние трековые Тахионы мало чем отличались от «Москва-80» большинство узлов оставались такими же, геометрия также мало изменилась.

По мере выпуска Тахион все дальше отходил от «Москва-80» т.к. совершенствовалась конструкция велосипедов непрерывно. Тахионы 1983 года имели уже все узлы собственной «тахионовской» конструкции и своеобразную геометрию.

4. ТУРИСТ
Шоссейные велосипеды – это «роллс-ройсы» советского велопрома. Самое главное отличие их от «простых смертных» великов заключалось, конечно, в наличии нескольких скоростей. В случае «Туриста» — четырех. Во время долгих поездок («Турист» был велосипедом, созданным именно для велопоходов) этот фактор играл решающую роль.

Владельцы шоссейников были небожителями, для детей возможность прокатиться хотя бы на раме «Туриста» признавалась за высшее благо. У «Туриста» в заводской комплектации был насос, подрамная сумка с инструментами (помните ключ «семейник»?), багажник. Некоторые экземпляры выходили с завода с фарой и чудом техники — динамо-машиной.
Также нужно сказать про спортивный эргономичный руль, в народе прозванный за свою форму «бараном». Благодаря его форме, можно было менять хват и давать спине заслуженный отдых. Кроме того, «Турист» был оборудован ручными тормозами, рычаги которых крепились всё на том же «баране». «Турист» был самым народным из всех спортивно-шоссейных советских велосипедов. Несмотря на отсутствие привычных сегодня амортизаторов – это была очень достойная и надежная машина.

5. ОРЛЁНОК
«Орленок» (по-литовски «Эрелюскас») был подростковым велосипедом, а значит – почти взрослым. Его покупка была своеобразной инициацией для советского ребенка, который прошёл стадию «Львонков» и «Школьников».

Немного изогнутая рама «Орленка» была будто специально создана для того, чтобы его удобно было заносить на плече по лестничным пролетам до своего этажа. Да-да, когда у тебя появлялся «Орлёнок» ты больше мог не рассчитывать на то, что старшие будут тебе помогать в деле доставки велика «в гараж».

Что отличало «Орленок» от детских велосипедов, так это то, что количество спиц, профиль обода, втулки и каретка были такие же, как на больших велосипедах, а потому владелец «Орленка» сразу вставал на более высокую ступеньку в дворовой иерархии. Ещё один момент: «Орленок», как и другие велосипеды, многие умельцы переделывали в мотовелосипеды, но это уже другая история.

6. ЗИЧ — 1
Что будет, если авиационный завод станет выпускать велосипеды? Получится великолепная модель, которую многие будут считать шедевром. Именно таким стал велосипед «ЗиЧ-1», выпускаемый бывшим авиационным заводом имени Чкалова.

та модель стала самой желанной для детишек 40-х годов. «ЗиЧ-1» был самым дорогим и самым технически совершенным велосипедом того времени. Такую дорогостоящую покупку могли позволить себе лишь представители интеллигенции, военные в высоких чинах, обеспеченные представители партноменклатуры. Велосипед, впервые увидевший свет в 1946 году, стал культовым, так как велолюбители считали его лучшим из всех моделей 30-70-х годов. «ЗиЧ-1» обладал своеобразным дизайном, который сразу же приглянулся покупателям. Помимо этого, у него была система переключения 3-х передач и ручные тормоза. Этот велосипед прекрасно подходил для тех людей, которые любили кататься в ночное время, так как у него была фара на переднем крыле и генератор электричества, предназначенный для питания фары.

7. СПУТНИК
Наверное, каждый слышал много раз о велосипеде под названием «Спутник». У многих был такой, а некоторые даже сохранили его на память о днях минувшей молодости. Он выпускался на Харьковском велосипедном заводе, откуда расходился по всей стране в 60-70-х годах прошлого века.

На велосипеде были установлены обода из дюралюминиевого проката. Но могли так же устанавливаться и стальные. Тормоза с симметричной тягой, усиленные педали, улучшенные переключатели скоростей — все это сделало «Спутник» одним из наиболее популярных велосипедов в стране. Кроме того, он считался мужским легкодорожным велосипедом. В комплекте с велосипедом шли разнообразные «бонусы», такие как: насос, звонок и сумка с комплектом инструментов. Установленный на «Спутнике» руль был спортивного типа, благодаря чему велосипед использовался не только для велопрогулок, но и для спортивных тренировок.

8. ШКОЛЬНИК
«Школьник» — самая популярная модель детских велосипедов в советские времена. Они выпускались на Горьковском велосипедном заводе производственного объединения «ГАЗ».

Этот завод начал свою работу еще в 1940 году, изначально являясь цехом Горьковского автозавода по производству «детских автомобилей» и их комплектующих. Во время Второй мировой войны завод был переквалифицирован на выпуск боевых мин. Но уже в 1956 году началось изготовление велосипеда «Школьник». Эта модель предназначалась для детей 10-11 лет, и поэтому пользовалась огромным спросом среди населения страны. Каждый ребенок, родители которого могли позволить себе купить ему такой велосипед, рассекал на нем с особой гордостью, и берег его как самое ценное сокровище в своей жизни. Наверное, благодаря такому отношению сохранилось множество экземпляров данной модели. Также «Школьник» продавался во многих странах социалистического лагеря. Велосипед выпускался по 1993 год. Ранние модели для мальчиков имели закрытую раму, хотя со временем от этой конструкции отказались. Задняя втулка велосипеда имела свободный ход, руль был высокий с увеличенным выносом, седло мягкое с жестким каркасом.

9. АИСТ \ ДЕСНА
Эта марка в свое время получила огромное распространение и невероятную популярность, что позволило ей продолжить существование и по сей день. Эти велосипеды запомнились любому человеку, чье детство пришлось не только на вторую половину прошлого столетия, но и на начало нынешнего столетия.

Марка «Аист» была создана в 1947 году. Уже в 1950 году был продан стотысячный велосипед. Простота конструкции, легкость в ремонте, удобство в обслуживании сделали велосипеды этой марки наиболее популярными среди веломашин подобного типа. На данный момент велосипеды этой марки производятся белорусским заводом «Аист».

В 70–80-е годы прошлого века многим пацанам приходилось гонять на взрослых великах. Делать это нужно было стоя и пропуская одну из ног… под рамой. По-иному достать до педалей у ребят, чей рост был чуть выше самого велосипеда, просто не получалось. Поэтому советские дети мечтали о специальных подростковых велосипедах, которые выпускали всего на двух заводах в СССР. И один из них работал у нас, в Cвердловской области, — в рабочем посёлке Атиг.

Велосипед «Уралец», Атиг, Свердловская область

Автор фотографии: Андрей Копырин

Велосипедный завод в Свердловске

Сегодня мало кто знает, что в столице Среднего Урала когда-то был свой велосипедный завод. Располагался он на месте нынешнего завода радиоаппаратуры, что на улице Щорса 7. С 1946 года предприятие называлось Свердловским велосипедным заводом №20 Министерства местной промышленности РСФСР. Как пояснил председатель совета ветеранов завода радиоаппаратуры Игорь Булыгин, именно на Свердловском велосипедном заводе впервые в Советском Союзе в 1949 году был разработан и запущен в серию велосипед для подростков, причём в двух вариантах: с закрытой рамой для мальчиков и с открытой — для девочек. Разработчиком его, по словам Игоря Булыгина, была конструкторско-технологическая группа, которую возглавлял Иосиф Гершзон.

Но в 1959 году по правительственному постановлению свердловский завод перешёл в ведение министерства радиопромышленности СССР и стал выпускать радио-аппаратуру для военных. А велосипедное производство — заготовки, детали, оборудование — решено было перевести в Атиг.

Вместо гвоздей — велосипеды

Выпуск велосипедов в Атиге развернули на бывшем метизном заводе, чья история берёт начало аж с 1790 года. В середине XX века на этом предприятии делали гвозди, болты, конские подковы, мебельные пружины, проволочные сетки. И вдруг — полное, как бы сказали сегодня, перепрофилирование. Завод был переименован в Атигский машиностроительный (АМЗ).

Велосипед «Уралец», Атиг, Свердловская область

Автор фотографии: Андрей Копырин

— С февраля 1960 года в здании, предназначенном для изготовления болтов и гаек, налаживается сборка подростковых велосипедов из деталей, привозимых со Свердловского завода, — написал в своей книжке «Очерки по истории посёлка Атиг» местный краевед Александр Барабанов.

Велосипед «Уралец», Атиг, Свердловская область

Автор фотографии: Андрей Копырин

Но только через два с лишним года — в июле 1962-го — в Атиге смогли запустить полный технологический цикл производства велосипедов: изготовление деталей, их гальваническое и лакокрасочное покрытие, сборку.

Счёт шёл на миллионы

В Советском Союзе велосипеды для подростков выпускали также на Шауляйском велосипедно-моторном заводе (литовское предприятие собирало их под марками «Эрелюкас» — «Орлёнок» — и «Крегждуте» — «Ласточка»). Но когда был выбор, люди отдавали предпочтение именно атигским велосипедам: дело в том, что уральцы внедрили на своём производстве конденсаторную сварку рамы, что серьёзно увеличило прочность конструкции. Также уральские велосипеды отличались лёгкостью хода и устойчивостью. Поэтому продукция АМЗ пользовалась в СССР огромным спросом — счёт выпущенных двухколёсных машин шёл в буквальном смысле слова на миллионы. При этом уральцы выпускали не две модификации, как шауляйцы, а 16!

Первой уральской моделью, серийный выпуск которой превысил один миллион штук, был «Салют». Юбилейный экземпляр, а точнее, экземпляры (их было два) этой модели, сошли со сборочного конвейера 10 декабря 1969 года. Один велосипед под бурные овации вручили лучшей работнице малярного цеха Екатерине Александровне Циплаковой, а второй направили в заводской музей.

Велосипед «Уралец», Атиг, Свердловская область

Автор фотографии: Андрей Копырин

В 1965 году за «Салют» АМЗ получил диплом третьей степени на ВДНХ. Такую же награду атигцы впоследствии получили за модели велосипедов «Чайка» и «Спартак». А с 1973 года завод начал выпуск своих самых популярных моделей — «Уральца» (для мальчиков) и «Рябинки» (для девочек). Чуть позднее появился совершенно невероятный по тем временам велосипед «Весна», который… складывался пополам (и в таком виде спокойно влезал в багажник любой легковушки).

Около 30 лет (с 1965 по 1995 год) отработала на предприятии начальником отдела труда и заработной платы Ольга Матвеевна Морозова. Она рассказывала, что в периоды авралов частенько приходилось работать на сборке даже конторским работникам, причём в выходные.

— Мы трудились на довёртывании спиц, план был — 467 колёс в смену. Сборщица вручную наживуливала спицу и ниппель, подсоединяла их к ободу, а дальше мы довёртывали их на станке-полуавтомате.

Велосипед «Уралец», Атиг, Свердловская область

Автор фотографии: Андрей Копырин

Велосипед «Уралец», Атиг, Свердловская область

Автор фотографии: Андрей Копырин

В восьмидесятые годы, на пике производства, АМЗ в сутки производил полторы тысячи велосипедов. В год — 370 тысяч. Самым доступным и массовым был велосипед с открытой рамой, его цена в магазине была 39 рублей 60 копеек.

Общее количество выпущенных в Атиге велосипедов установить не удалось. Но известно, что к 1977 году (то есть за первые 17 лет существования) завод изготовил три миллиона двухколёсных машин. Так что, с учётом цифр, озвученных Ольгой Морозовой, можно предположить, что всего было выпущено свыше 7 миллионов велосипедов…

Вместо велосипедов — тапочки

Последнее обновление «Уральца» было в 80-е годы. Кстати, в те годы АМЗ вновь пересёкся со своим «отцом» — Свердловским заводом радиоаппаратуры.

— В 1987–1993 годах по кооперации Атигский машиностроительный завод получал от нас велосипедные звонки, защиту цепи, катафоты-светоотражатели и ряд других элементов, — вспоминает Игорь Булыгин. — Для нашего завода это была отдушина в период конверсии, мы получали загрузку. Правда, Атигский завод не мог с нами рассчитаться, и в качестве взаимозачёта мы получали велосипеды и выдавали их нашим работникам в счёт заработной платы.

В рыночные отношения АМЗ, к сожалению, вписаться не смог: после развала СССР многие поставщики комплектующих (Харьков, Даугавпилс) в одночасье оказались за границей. 13 января 1998 года ГП «Атигский машиностроительный завод» был объявлен банкротом…

По воспоминаниям Ивана Шершнёва, 30 лет отработавшего на заводе начальником инструментального цеха, производство велосипедов окончательно прекратили в начале двухтысячных годов. Теперь на бывшей производственной площадке завода выпускают ёлочные украшения и тапочки…

«Уралец» (на фото — слева) и «Рябинка» — это как брат и сестра. Первый предназначался для мальчиков и имел горизонтальную (закрытую) раму. «Рябинка» была девчачьим велосипедом с наклонной (открытой) рамой. Неизвестный фотограф

В 70–80-е годы прошлого века многим пацанам приходилось гонять на взрослых великах. Делать это нужно было стоя и пропуская одну из ног… под рамой. По-иному достать до педалей у ребят, чей рост был чуть выше самого велосипеда, просто не получалось. Поэтому советские дети мечтали о специальных подростковых велосипедах, которые выпускали всего на двух заводах в СССР. И один из них работал у нас, в Cвердловской области, — в рабочем посёлке Атиг.

Сегодня мало кто знает, что в столице Среднего Урала когда-то был свой велосипедный завод. Располагался он на месте нынешнего завода радиоаппаратуры, что на улице Щорса, 7. С 1946 года предприятие называлось Свердловским велосипедным заводом №20 Министерства местной промышленности РСФСР. Как пояснил председатель совета ветеранов завода радиоаппаратуры Игорь Булыгин, именно на Свердловском велосипедном заводе впервые в Советском Союзе в 1949 году был разработан и запущен в серию велосипед для подростков, причём в двух вариантах: с закрытой рамой для мальчиков и с открытой — для девочек. Разработчиком его, по словам Игоря Булыгина, была конструкторско-технологическая группа, которую возглавлял Иосиф Гершзон.

Но в 1959 году по правительственному постановлению свердловский завод перешёл в ведение министерства радиопромышленности СССР и стал выпускать радио-аппаратуру для военных. А велосипедное производство — заготовки, детали, оборудование — решено было перевести в Атиг.

Вместо гвоздей — велосипеды

Выпуск велосипедов в Атиге развернули на бывшем метизном заводе, чья история берёт начало аж с 1790 года. В середине XX века на этом предприятии делали гвозди, болты, конские подковы, мебельные пружины, проволочные сетки. И вдруг — полное, как бы сказали сегодня, перепрофилирование. Завод был переименован в Атигский машиностроительный (АМЗ).


Эмблемой Атигского машиностроительного завода был Пегас, летящий над Уральскими горами. В 2007 году изображение крылатого коня стало гербом Атига.

— С февраля 1960 года в здании, предназначенном для изготовления болтов и гаек, налаживается сборка подростковых велосипедов из деталей, привозимых со Свердловского завода, — написал в своей книжке «Очерки по истории посёлка Атиг» местный краевед Александр Барабанов.

Но только через два с лишним года — в июле 1962-го — в Атиге смогли запустить полный технологический цикл производства велосипедов: изготовление деталей, их гальваническое и лакокрасочное покрытие, сборку.


На заводе в Атиге производили не все детали велосипеда. Например, втулка переднего колеса поставлялась с Жуковского велосипедного завода, втулка заднего — из Харькова, педали — из Даугавпилса, а сёдла — из Нижнего Тагила (их изготавливали в одном из исправительных учреждений). Неизвестный фотограф

Счёт шёл на миллионы

В Советском Союзе велосипеды для подростков выпускали также на Шауляйском велосипедно-моторном заводе (литовское предприятие собирало их под марками «Эрелюкас» — «Орлёнок» — и «Крегждуте» — «Ласточка»). Но когда был выбор, люди отдавали предпочтение именно атигским велосипедам: дело в том, что уральцы внедрили на своём производстве конденсаторную сварку рамы, что серьёзно увеличило прочность конструкции. Также уральские велосипеды отличались лёгкостью хода и устойчивостью. Поэтому продукция АМЗ пользовалась в СССР огромным спросом — счёт выпущенных двухколёсных машин шёл в буквальном смысле слова на миллионы. При этом уральцы выпускали не две модификации, как шауляйцы, а 16!

Первой уральской моделью, серийный выпуск которой превысил один миллион штук, был «Салют». Юбилейный экземпляр, а точнее, экземпляры (их было два) этой модели, сошли со сборочного конвейера 10 декабря 1969 года. Один велосипед под бурные овации вручили лучшей работнице малярного цеха Екатерине Александровне Циплаковой, а второй направили в заводской музей.

В 1965 году за «Салют» АМЗ получил диплом третьей степени на ВДНХ. Такую же награду атигцы впоследствии получили за модели велосипедов «Чайка» и «Спартак». А с 1973 года завод начал выпуск своих самых популярных моделей — «Уральца» (для мальчиков) и «Рябинки» (для девочек). Чуть позднее появился совершенно невероятный по тем временам велосипед «Весна», который… складывался пополам (и в таком виде спокойно влезал в багажник любой легковушки).

Около 30 лет (с 1965 по 1995 год) отработала на предприятии начальником отдела труда и заработной платы Ольга Матвеевна Морозова. Она рассказывала, что в периоды авралов частенько приходилось работать на сборке даже конторским работникам, причём в выходные.

— Мы трудились на довёртывании спиц, план был — 467 колёс в смену. Сборщица вручную наживуливала спицу и ниппель, подсоединяла их к ободу, а дальше мы довёртывали их на станке-полуавтомате.

В восьмидесятые годы, на пике производства, АМЗ в сутки производил полторы тысячи велосипедов. В год — 370 тысяч. Самым доступным и массовым был велосипед с открытой рамой, его цена в магазине была 39 рублей 60 копеек.

Общее количество выпущенных в Атиге велосипедов установить не удалось. Но известно, что к 1977 году (то есть за первые 17 лет существования) завод изготовил три миллиона двухколёсных машин. Так что, с учётом цифр, озвученных Ольгой Морозовой, можно предположить, что всего было выпущено свыше 7 миллионов велосипедов…

Вместо велосипедов — тапочки

Последнее обновление «Уральца» было в 80-е годы. Кстати, в те годы АМЗ вновь пересёкся со своим «отцом» — Свердловским заводом радиоаппаратуры.

— В 1987–1993 годах по кооперации Атигский машиностроительный завод получал от нас велосипедные звонки, защиту цепи, катафоты-светоотражатели и ряд других элементов, — вспоминает Игорь Булыгин. — Для нашего завода это была отдушина в период конверсии, мы получали загрузку. Правда, Атигский завод не мог с нами рассчитаться, и в качестве взаимозачёта мы получали велосипеды и выдавали их нашим работникам в счёт заработной платы.

В рыночные отношения АМЗ, к сожалению, вписаться не смог: после развала СССР многие поставщики комплектующих (Харьков, Даугавпилс) в одночасье оказались за границей. 13 января 1998 года ГП «Атигский машиностроительный завод» был объявлен банкротом…

По воспоминаниям Ивана Шершнёва, 30 лет отработавшего на заводе начальником инструментального цеха, производство велосипедов окончательно прекратили в начале двухтысячных годов. Теперь на бывшей производственной площадке завода выпускают ёлочные украшения и тапочки…

Мнения об «Уральце» с велосипедных сайтов

  • Отличный был велик, неприхотливый.
  • Я вырос на этом лисапеде. Никаких проблем — разобрал, промыл в соляре, смазал литолом и на два-три (а то и больше) года можно было забыть об обслуге. Только следи за люфтами в подшипниках!
  • Большинство моих знакомых имели «Камы» и «Школьники». У меня был «Уралец», и меня считали счастливчиком…
  • А у меня «Уралец» угоняли. От магазина. Примерно так через месяц пошли с матерью на озеро купаться, а нам навстречу пацан едет на моём велике! Сразу узнали, так как велик в краске был измазан, когда мы дома ремонт делали и на него попали. Пацан сначала отнекивался, а потом люлей получил и сам признался… отпустили. Без велика, конечно.

Сюжет

«Легендарные свердловские бренды»
В Свердловской области производили и великолепные продукты питания, и высококачественный ширпотреб. Вспомнить о них и поверить в себя, в то, что мы многое можем делать сами - цель этой серии публикаций.

детские велосипеды времён СССР

О разнообразии велосипедов сейчас известно практически каждому. Это и мощные МТБ для туристической езды по бездорожью, трюковые BMX, высокоскоростные шоссейники, гибриды, дорожные синглспиды и скоростные модели…. Однако не всегда велик был так хорошо представлен в стольких лицах. В СССР, например, основная масса населения довольствовалась односкоростными моделями. Реже встречались скоростные модификации, а маунти-байки вообще существовали в единичных количествах.

Советские велосипеды занимают особое место: их нельзя просто взять и забыть. Более того, некоторые продолжают активно катать старого двухколесного коня, всячески совершенствуя его. Увидеть байк советского производства можно на досках объявлений. Это популярный и продаваемый товар в Сети.

Для велика времен 70-х и 80-х абсолютно нормально прокатать на себе несколько поколений, несущая конструкция и колеса сохраняют свой первозданный вид. Разумеется, при соблюдении нормальных условий хранения. Можно смело сказать, что советский байк – это своего рода музейный экспонат, раритет и повод для гордости. Окунемся в прошлое и вспомним, какие велики выпускали в те времена.

Особенности велосипедов времен СССР

Какими-то супер-отличиями советские велосипеды от нынешних не обладали, однако они сразу бросаются в глаза. Есть у них, что ли, своя магия, хранящая воспоминания давно ушедших лет. А если серьезно, то рама обычных великов представлялась в нескольких вариантах:

  • прямая;
  • выпуклая верхняя труба;
  • открытая.

Шоссейный велосипед всегда выпускался только в прямом варианте и был легче обычного синглспида. Правда, почти все байки тех времен имели больший вес по сравнению с нынешними моделями. Этот недостаток компенсировался высокой прочностью как самой рамы, так и всех остальных деталей. Недаром говорят, что велосипеды из СССР практически не убиваемые и смогут выдержать любые дорожные и погодные условия!

Рамы односкоростных велосипедов были тоньше, чем сейчас. Обязательно было наличие крыльев. Они присутствовали и на городских, и на гоночных велосипедах. Размеры колес варьировались от 20 до 28 дюймов. Впрочем, последний размер можно было встретить чаще.

Традиционно велосипед имел ножной барабанный тормоз, даже сейчас можно услышать выражение «советский тормоз». Приводился в работу движением педалей назад. Тормоз удобен, рассчитан на весь срок эксплуатации велика, по эффективности сопоставим с ободным. Тип V-brake ставился только на гоночные скоростные модели. Могли отличаться и размеры задней звезды на синглспидах: она была чуть больше, а цепь на несколько звеньев длиннее.

Трехколесный друг для юных велосипедистов

Учить езде на велосипеде в СССР старались с самого детства. Именно как детский и подростковый этот транспорт позиционировался долгое время, пока не вырвался на свободу и не покорил все возрастные категории.

Учить ребенка на взрослом и даже подростковом байке просто нереально, поэтому производители изначально стали выпускать специальные детские модели на трех колесах. К характерным признакам этих великов относятся:

  • задняя осевая балка рамы;
  • жесткое закрепление колес;
  • «передний привод», педали закреплены к переднему колесу;
  • задние колеса меньше переднего в диаметре;
  • ни седло, ни руль не регулируются.

трехколесный детский байк


Нарядный и стильный по тем временам трехколесный велик

Трехколесный велосипед был излюбленным транспортом для малышей: его легко освоить, на нем быстро ехать, да и здоровье активные покатушки укрепляют неплохо. Стоит упомянуть и отличное качество сборки «малюток». Они спокойно могли выдерживать не только детей, но и «тяжелых» подростков-хулиганов. Об этих велосипедах узнали и дети 90-х годов, ведь конструкция не только выдерживала любые нагрузки, но и хорошо сохранялась.

Дорожные синглспиды советской эпохи

Итак, переходим к подростковым и взрослым велосипедам. Их названия отражали не производителей, а нарицательные и собственные имена: «Школьник», «Аист», «Орленок», «Салют», «Урал», «Кама». Это еще одно веское отличие от современных велосипедов.

Школьник – это популярный двухколесный транспорт среди подрастающего советского поколения. Его история началась в 1956 году и продолжалась почти 40 лет. В лихие 90-е выпуск этой модели прекратили.

Аудитория велосипеда – дети от 10 до 13 лет. Всем известно, что подростки не слишком бережно относятся к вещам: покупают-то все равно родители. Однако, этот байк исключение. Счастливый обладатель берег его как зеницу ока, ведь велосипеды стоили по тем временам недешево, второй раз взрослые вряд ли сделали бы такой подарок. Школьник – это не совсем индивидуальный велик. Один байк мог запросто прокатить еще двоих пассажиров без поломок.

  • открытая прямая рама;
  • 20-дюймовые колеса;
  • дорожные покрышки;
  • ножные тормоза;
  • высокий регулируемый руль;
  • щиток для цепи, крылья;
  • вес порядка 10 кг.

модель "Школьник"


Школьник – спутник детства

Еще одним ярким представителем подросткового байка является «Орленок» производства Шуляйского веломоторного завода (Литва). Изогнутые трубы рамы придавали велосипеду вид круизера. Вообще, машина смотрелась красиво и аккуратно: ровный лазоревый окрас рамы и крыльев, двухцветное седло, простая форма руля.

Колеса 24 дюйма – в самый раз для подрастающего велосипедиста. «Орленок» – это потрясающая выносливость, прочность деталей и высококачественная сборка.

«Орленок»


Красивый и крепкий «Орленок»

«Аист» – полноценный взрослый велосипед с рамой открытого типа. Кроме удобства катания, велик дарил возможность сложить себя и хранить в укромном уголке. Предназначение велика – неторопливые прогулки, поездки на работу или в магазин. Простая конструкция была доступна для освоения даже 10-летнему ребенку, что говорить о взрослом человеке.

Аисты начали свой полет еще в пятом столетии ХХ века (1947) и продолжали выпускаться вплоть до начала XXI века. Наибольший пик выпуска – вторая половина советского периода, далее марка стала сбавлять обороты. На данный момент сохранилось лишь название, ито в англоязычном варианте. Под брендом «AIST» производят велики на любой вкус: МТБ, гоночные, дорожные, детские.

«Аист»


«Аист» в советском прошлом

«Салют» – дорожный велосипед для активных поездок по городу. Марка и общая конструкция сохранились в наше время. Встретить велик можно в любом магазине, где продаются синглспиды. Во времена СССР эти велосипеды выпускались в нескольких вариантах:

  • складная рама, средние колеса, изогнутый руль;
  • разборная конструкция;
  • ромовидная нескладная рама, прямой руль, большие колеса.

Сейчас в продаже встречается только первый вариант, а вообще старые модели «Салют» еще немало пользуются успехом в селах и райцентрах.
«Урал» – разновидность нескладного «Салюта», классический вариант односкоростного велосипеда.

Он удобен в использовании, хорошо разгоняется на своих 28-дюймовых колесах, неприхотлив на дорогах (как и все другие велосипеды из СССР), а также оснащен специальной сумочкой для хранения инструмента и лекарств. Если сравнивать какой-либо дорожный синглспид, то с «Уралом»!

«Урал»


«Урал», как классическая музыка, живет вечно

А вот больше всего признания получила «Кама». Этот небольшой компактный велик был настолько прост в обслуживании и так хорошо ездил, что покупался налету и выстраивал за собой длинные очереди. Кроме поездок, «Кама» позволяла еще и совершать трюки, благодаря небольшим колесам и мобильности рамы.

«Кама»


«Кама» – всеобщий любимчик советского народа

Компактные колеса – это хорошая проходимость и выносливость. «Кама» больше всего подвергалась тюнингу: именно с нее вошли в моду зеркала заднего вида, свет, украшения. Впрочем, велик и сам был в отличной внешней форме: яркий окрас, узорчатая передняя звезда, плавный руль, компактный багажник. Возможно, сейчас этот велик вызовет лишь улыбку, но в свое время это он был лучший.

Гоночные модели для дорог и шоссе

В среде гоночных велосипедов выпускались следующие марки:

  • «Тахион»;
  • «Москва-80»;
  • «Спутник»;
  • «Турист».

Производство спортивных скоростных байков поглотил ХВЗ – Харьковский велосипедный завод, который существует и по сей день.

«Тахион» – мощный шоссейный велосипед, первоклассная машина для развития максимальной скорости по трассе. Внешне этот велик практически не отличается от современного гоночного аналога. Собирался преимущественно из импортных деталей, стоил очень дорого. Из-за высокой цены, куда, кроме материалов, входила и сборка, тираж этого велосипеда не превысил 400 единиц. Обладатель «Тахиона» считался настолько крутым и богатым, что даже превосходил владельца хорошего автомобиля.

«Тахион»


«Тахион» – быстрый, стильный и недосягаемый

«Спутник» – популярный спортивно-прогулочный велосипед. Трансмиссия включала несколько скоростей, благодаря чему байк можно было разогнать до хороших 30 – 35 км/час. Седло напоминало дорожное, а вот руль – чисто шоссейный, изогнутые бараны. Тормозная система была представлена ободным прижимным механизмом.

«Спутник»


Иметь такого спутника в дороге – большая удача!

«Спутник» – это недешевый велосипед, но не заоблачный, как «Тахион». Его отличительная черта – это расширенный комплект: велосипед, зеркало, насос и набор инструментов.

«Москва-80» – суперлегкий и прочный велосипед, выпущенный к началу олимпиады 1980 года в Москве. Поразительный вес – 8 кг в сочетании с выносливостью – мечта любого профессионала-гонщика. Предназначение байка – спортивные соревнования. Выпуск велосипедов составляет всего 10 штук, так что широкие массы увидели его только на картинках.

«Москва-80»


Олимпийский велосипед «Москва-80»

«Турист» – 4-скоростной легкий велосипед для продолжительных поездок. Оснащен рулем-бараном, ободными тормозами и крыльями. Имеется багажник и специальная сумочка-органайзер для хранения мелких инструментов. В остальном это обычный шоссейник наших лет.

Пришла пора вернуться в наше время. Конечно, сейчас велосипеды намного превосходят советские по скорости, комплектации и специфике. Однако в те времена, как выяснилось, они тоже пользовались большим спросом. Возможно, именно те ушедшие модели напомнили о себе и дали толчок к развитию велоиндустрии.

Читайте также: