Есть ли штраф за колеса большего размера

Опубликовано: 15.05.2024

Большие колёса на авто и ПДД

Установка на автомобиль дисков и шин большего радиуса, чем стоковые – это своеобразный тюнинг. Правила дорожного движения имеют чёткий однозначный ответ на вопрос о таком украшении для машины. По состоянию на 2021 год это запрещено. Но строгость наказания в нашей стране, как повелось, компенсируется необязательностью исполнения закона. О том, можно ли поставить диски и резину большего радиуса, чем предусмотрено конструкцией транспортного средства, как определить, до какого радиуса можно увеличивать колёса, рассмотрим в статье.

Можно ли поставить колёса больше по ПДД 2021 года?

Нет. Но только если речь идёт о размерах дисков и покрышек на них больше, чем это предусмотрено конструкцией автомобиля – то есть заводом-изготовителем. Прямой запрет на это устанавливает пункт 5.4 Перечня неисправностей (Приложение к ПДД), при которых запрещается езда на автомобиле:

5.4. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.

Так как запрещена напрямую езда, то ставить колёса большего радиуса можно. Вот только эксплуатировать такую машину на дорогах общего пользования уже нельзя.

Как видно из Правил, речь идёт именно о шинах. Но размерность шин устанавливает именно их радиус. А поставить диски большего размера и оставить резину штатного невозможно физически.

Кроме того, в пункте 5.4 подразумевается комплектация конкретно Вашей модели определёнными размерами шин. Если у Вас, к примеру, базовая комплектация Kia Rio на колёсах радиуса R15, то Вам всё ещё можно поставить колёса до 16-го радиуса, потому что определённые более дорогие модели комплектуются именно этим радиусом. А вот выше – уже наказуемо.

Если колёса на авто больше, чем это предусмотрено конструкцией

Если очень хочется

​Тогда можно. Но желание должно быть достаточно сильное, потому что стоить это может дорого. Дело в том, что по указанному выше пункту Основных положений ПДД шины можно привести к соответствию допустимого размера. Делается это посредством официального внесения изменений в конструкцию транспортного средства с последующей регистрацией таких изменений в ГИБДД.

Процедура очень документоёмка и потребует немалых финансовых вложений. Она состоит из следующих этапов.

  1. Первым делом необходимо взять разрешение ГИБДД на возможность такого внесения изменений, как установка колёс большего размера, чем предусмотрено конструкцией автомобиля. Это чистая формальность и, как правило, даётся оно всем. Для этого Вам нужно обратиться в любое отделение МРЭО ГИБДД (список на официальном сайте Госавтоинспекции).
  2. Далее проходим предварительную техническую экспертизу на возможность установки больших дисков и резины указанных Вами размеров. Список уполномоченных организаций на сайте Департамента техрегулирования.
  3. Если экспертиза постановит, что такие изменения возможны, то выдаст соответствующее заключение. С ним Вам нужно снова обратиться в ГИБДД и подать заявление на внесение изменений с документами на машину: свидетельством о регистрации, ПТС и своим паспортом (владельца).
  4. Затем непосредственно ставим выбранного радиуса диски и колёса. Важный момент: услуги шиномонтажа должна предоставлять сертифицированная на этот вид работ организация и способная выдать декларацию о выполненных работах (не путать с актом выполненных работ).
  5. И снова проходим техническую экспертизу (желательно в той же организации – так Вам будет проще) на соответствие произведённых изменений разрешённым в соответствии с 2 пунктом выше.
  6. Далее выбираем аккредитованную организацию и проходим техосмотр автомобиля.
  7. И на последнем этапе регистрируем изменения в Госавтоинспекции, для чего предоставляем автомобиль на осмотр.

В 2021 году есть большой ряд фирм, которые полностью возьмут на себя сопровождение внесения изменений в конструкцию авто. Но это будет стоить других денег. Мы нарочито не будем приводить среднюю стоимость, так как она сильно отличается и постоянно растёт.

Важное замечание!

  • В статье представлена базовая информация, но каждый случай индивидуален.
  • В 92% всех ситуаций есть важные нюансы, которые могут повлиять на исход всего дела.
  • Опытный юрист изучит все материалы дела и укажет, в каком направлении двигаться.

Поэтому на нашем сайте работают дежурные юристы-консультанты, вникающие в каждое дело и направленные на его решение.

или проконсультироваться по бесплатному телефону: 8 (499) 938-86-54 (Москва), 8 (812) 467-34-58 (Санкт-Петербург), 8 (800) 350-29-84 (вся Россия).

Какой штраф?

За любые нарушения несоответствия технических требований условиям эксплуатации автомобиля отвечает статья 12.5 КоАП, часть 1 которой предусматривает наказания за общие нарушения из Перечня неисправностей ПДД.

Штраф за диски и покрышки большего размера, чем положено на данной модели машины, составляет 500 рублей.

Но пункт 51 Административного регламента Приказа №1001 о регистрации также говорит о том, что если в конструкцию авто внесены изменения, то это может быть основанием для прекращения регистрации. Это означает, что, помимо штрафа в отношении такой машины может быть прекращена регистрация с изъятием СТС и госномеров.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Магадане в помещении Магаданского городского суда жалобу Пиулькина С.Г. на постановление инспектора ДПС взвода ДПС ОР ГИБДД УМВД РФ по Магаданской области Кузнецова С.В. № 18810049180000035486 от 22 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ, в отношении

Пиулькина Семена Георгиевича,

у с т а н о в и л а:

Постановлением инспектора ДПС взвода ДПС ОР ГИБДД УМВД РФ по Магаданской области Кузнецова С.В. от 22 марта 2018 года Пиулькин С.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.12.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Пиулькин С.Г. обратился в Магаданский городской суд с жалобой, в которой просит отменить оспариваемое постановление, а производство по делу прекратить, ссылаясь в обоснование своих доводов на то, что 22 марта 2018 года он двигался без нарушений Правил дорожного движения, о чем свидетельствует имевшаяся у него на момент остановки транспортного средства диагностическая карта, подтверждающая исправность автомобиля и соответствие его всем действующим нормативам.

Обращал внимание на то, что на просьбу представить доказательства «нестандартности» колес, инспектор ДПС сослался на некую таблицу, которая не была ему предъявлена, в связи с чем, приводя положения ст. 1.5 КоАП РФ, полагал, что оспариваемое постановление подлежит отмене, поскольку административным органом не предъявлено доказательств его вины.

Кроме того, просил учесть, что в нарушение п.3 ст. 28.2 КоАП РФ ему не были разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ.

С учетом изложенного просил отменить оспариваемое постановление, производство по делу прекратить.

В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Пиулькин С.Г. не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, в связи с чем на основании ч.2, ч.3 ст. 25.1 КоАП РФ судьей определено рассмотреть жалобу в его отсутствие.

В судебном заседании 26 апреля 2018 года лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Пиулькин С.Г. доводы жалобы поддержал, по обстоятельствам дела показал, что в феврале 2018 года автомобиль «Тойота Марк II», государственный регистрационный знак №, которым он управлял на момент остановки 22 марта 2018 года, проходил технический осмотр для оформления полиса ОСАГО, в ходе которого было подтверждено его соответствие всем требованиям, предъявляемым к транспортным средствам для их эксплуатации, в том числе, и в части установки шин, соответствующих модели автомобиля. Просил учесть, что данные обстоятельства подтверждаются представленной им диагностической картой. После прохождения технического осмотра транспортного средства шины на автомобиле не заменялись. Учитывая, что на стойке двери с водительской стороны маркировочная табличка стерта, а данная модель автомобиля снята с производства, установить рекомендованный заводом-изготовителем размер шин он не имеет возможности, однако полагает, что установленные шины по указанным им ранее основаниям являются соответствующими модели транспортного средства.

Одновременно обращал внимание на то, что при составлении постановления, а затем протокола об административном правонарушении инспектор ДПС не предъявил ему каких-либо доказательств, подтверждающих несоответствие радиуса установленных на его транспортном средстве шин его модели.

Полагал, что приведенные им доводы подтверждают факт незаконного привлечения к административной ответственности, в связи с чем просил оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить.

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Кузнецов С.В. в судебном заседании 26 апреля 2018 года показал, что 22 марта 2018 года им был остановлен автомобиль «Тойота Марк II», государственный регистрационный знак №, под управлением Пиулькина С.Г. В ходе визуального осмотра им было установлено несоответствие колес и шин, установленных на автомобиле, его модели. В частности, на данную модель могут быть установлены шины R-14, тогда как в момент управления транспортным средством на нем были установлены шины R-18, что подтверждается выполненными им фотографиями.

Подтвердил, что маркировочная табличка, предусмотренная заводом-изготовителем, на стойке двери с водительской стороны автомобиля отсутствовала, в связи с чем сведения о размере шин, соответствующем его модели, были им получены в справочнике колес, находящемся в открытом доступе в сети Интернет.

Проверив доводы жалобы, оценив объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностного лица, вынесшего оспариваемое постановление, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

На основании ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с ч.1 ст. 12.5 КоАП РФ управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 - 7 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Исходя из содержания п. 5.1 Приложения № 8 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»(ТР ТС 018/2011), принятому решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877, транспортные средства должны быть укомплектованы шинами согласно эксплуатационной документации изготовителей транспортных средств.

Каждая установленная на транспортном средстве шина должна по размерности соответствовать рекомендациям эксплуатационной документации транспортного средства и размерности колеса, на котором она смонтирована (п. 5.2.1).

Согласно п.5.4 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (Приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения) эксплуатация транспортных средств запрещается в случае, если шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.

Как следует из оспариваемого постановления, 22 марта 2018 года в 17 часов 50 минут в г. Магадане по пр. К. Маркса, д. 37, в нарушение п. 5.4 Перечня неисправностей Пиулькин С.Г. управлял автомобилем «Тойота Марк II», государственный регистрационный знак № на котором установлены колеса и шины, размер которых не соответствует модели транспортного средства.

В связи с этим Пиулькин С.Г. был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

Проверяя доводы жалобы о нарушении ч.3 ст. 28.2 КоАП РФ, выразившемся в неразъяснении Пиулькину С.Г. его процессуальных прав, судья приходит к выводу об их несостоятельности ввиду следующего.

Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного заседания, после вынесения должностным лицом административного органа постановления по делу об административном правонарушении Пиулькин С.Г. выразил несогласие с привлечением его к административной ответственности, в связи с чем инспектором ДПС Кузнецовым С.В. в отношении Пиулькина С.Г. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.5 КоАП РФ.

При этом вопреки доводам жалобы при составлении протокола об административном правонарушении привлекаемому лицу разъяснялись его права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, и положения ст. 51 Конституции РФ, что подтверждается его подписью в указанном процессуальном документе.

Следовательно, составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом административного органа были созданы все необходимые условия для реализации лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных действующим Кодексом прав.

Таким образом, оснований для признания доводов жалобы в этой части обоснованными у судьи не имеется.

Между тем, анализируя доводы жалобы о недоказанности обстоятельств, на основании которых должностным лицом административного органа вынесено оспариваемое постановление, судья приходит к следующему.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ, образуют действия водителя, управляющего транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена (за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 - 7 настоящей статьи).

Учитывая, что диспозиция данной статьи является бланкетной, в протоколе об административном правонарушении, равно как и в постановлении о назначении административного наказания, необходимо отразить, нарушение каких именно требований Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, были допущены лицом, привлекаемым к административной ответственности.

В вину Пиулькину С.Г. вменено как нарушение п. 5.4 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, а именно: управление автомобилем, на котором установлены колеса и шины, размер которых не соответствует модели транспортного средства.

Однако из буквального толкования п. 5.4 названного Перечня следует, что эксплуатация транспортных средств запрещается в случае, если шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.

Таким образом, указание в оспариваемом постановлении на установку колес, размер которых не соответствует модели транспортного средства, является излишним и противоречит содержанию п. 5.4 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.

Кроме того, из положений ст. 1.5 КоАП РФ следует, что обязанность по доказыванию обстоятельств административного правонарушения возложена на административные органы, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении.

Помимо протокола об административном правонарушении, составленного после выраженного Пиулькиным С.Г. несогласия с привлечением к административной ответственности по ч.1 ст. 12.5 КоАП РФ, в качестве доказательств к материалам дела приобщены фотографии с изображением колес автомобиля, содержащие сведения о размере установленных шин, а также рапорт должностного лица, вынесшего оспариваемое постановление, от 22 марта 2018 года об обстоятельствах дела.

Между тем представленные фотографии не позволяют идентифицировать изображенное на них транспортное средство: его марку, государственный регистрационный знак; кроме того, материалы дела не содержат сведений о том, шины какого размера соответствуют модели данного транспортного средства.

Отсутствие таких доказательств в материалах дела не позволяет проверить законность вывода должностного лица о наличии в действиях Пиулькина С.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.5 КоАП РФ.

Учитывая, что представленные административным органом доказательства как каждое в отдельности, так и в совокупности не подтверждают несоответствие установленного размера шин модели транспортного средства, вывод о допущенных Пиулькиным С.Г. нарушениях требований к техническому состоянию транспортного средства нельзя признать обоснованным.

В целях проверки доводов, приведенных в ходе судебного заседания 26 апреля 2018 года, судьей были истребованы сведения о стандарте шин, предназначенных для модели транспортного средства «Тойота Марк II», 1989 года выпуска, кузов GX81-1038147; по сообщениям авторизированного сервисного центра «Тойота» - ООО «Атик-Моторс», а также уполномоченного импортера марки «Тойота» - ООО «Тойота Мотор» возможность представить указанные сведения отсутствует, одновременно приведены данные о снятии указанной модели с производства.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

По мнению судьи, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении должностным лицом требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

Одновременно судья учитывает, что в соответствии с ч. 1, 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

В силу ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ суд, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносит решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Учитывая, что установленные в ходе судебного заседания обстоятельства дела свидетельствуют о недоказанности наличия в действиях Пиулькина С.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ, судья приходит к выводу об отмене оспариваемого постановления и прекращении производства по данному делу об административном правонарушении.

На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

Жалобу Пиулькина Семена Георгиевича - удовлетворить.

Постановление инспектора ДПС взвода ДПС ОР ГИБДД УМВД РФ по Магаданской области Кузнецова С.В. № 18810049180000035486 от 22 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ, в отношении Пиулькина Семена Георгиевича – отменить, производство по делу прекратить по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд либо в Магаданский областной суд в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии решения лицами, указанными в ст. ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, и опротестовано в том же порядке прокурором.

Некоторые автомобилисты предпочитают преобразовывать свой автомобиль с помощью изменения размера дисков. Однако действительное на 2021 год законодательство однозначно запрещает подобного рода тюнинг. Хотя нередко предписание ПДД нарушаются водителями. Что же будет на самом деле, если поставить на автомобиль диски большего размера?

Больше заводских – это как?


Существуют определенные рекомендованные параметры, которых собственники авто должны придерживаться. Все из предлагаемых производителем вариантов прошли специальные испытания. Это означает, что именно рекомендованные диски позволят автомобилю улучшить характеристики с минимальными негативными последствиями.

В качестве примера можно разобрать конкретную ситуацию. Предположим, что автолюбитель приобрел ТС с 15-ти дюймовыми колесами. Причем эта же модель автомобиля с другой комплектацией имеет параметры в 17 дюймов. Следовательно, автомобилист может без опасений устанавливать на свое ТС диски с любым из предложенных показателей.

Однако важно перед установкой колес другой комплектации тщательно изучить все рекомендации в документах на собственный экземпляр автомобиля. В бумагах должна быть указана информация о том, какие шины и диски устанавливать нельзя. "Нельзя" означает, что переоборудование на нерекомендованный размер приведет к ухудшению характеристик.

В качестве вывода можно сказать, что колеса "больше заводских" представляют собой любые модели, размер которых превышает все рекомендованные. Однако даже изменение параметров в рамках советов поставщиков приводят к изменениям характеристик авто.

Нужно помнить, что колесо — не целостная деталь. Оно состоит из шин и дисков, которые не используются отдельно. Поэтому трудно говорить об увеличении размеров колеса однозначно. Порой увеличение дисков не приводит к изменению диаметра всего колеса.

Почему нельзя выходить за рекомендованные параметры

Ответ на вопрос содержит два весомых аргумента:

  1. Увеличение веса детали. Это приводит к неизбежным дополнительным затратам топлива (тяжелые колеса мотору сложнее приводить в движение), просаживанию динамики. Также наращивание неподрессоренной массы из-за дисков становится причиной сжатия ресурса подвески.
  2. Увеличение размера дисков приводит к наращиванию диаметра всего колеса: шина также увеличивается, меняются параметры вылета. Все это в совокупности грозит изменениями в работе подшипников ступицы — нагрузка на них становится больше, а показатель ресурса снижается примерно на 30%.

Все эти изменения в работе всего автомобиля являются только базовыми аргументами против самовольного изменения конструкции. Отдельно можно выделить изменение характеристик шин при установке дисков большего диаметра.

Можно ли поставить колёса больше по ПДД 2021 года?

Ответ краток — нет. В отношении деталей размера, выходящего за рамки установленных автозаводом, действует строгий запрет. Данное положение регламентировано пунктом 5.4 Правил дорожного движения.

Теоретически можно установить неподходящие диски и больше не ездить на авто. Эксплуатировать транспортное средство будет запрещено, так как нельзя именно передвигаться с шинами большего размера.

В ПДД говорится только о размерах резины. Но тут есть одно" но": высота шины зависит от радиуса детали. Совместить в конструкции диски с размером больше рекомендованного и обычные шины невозможно.

Указанный пункт ПДД (5.4) предусматривает комплектацию имеющейся у автомобилиста модели автомобиля. Собственник автомобиля Kia Rio базовой комплектации с 15-ти дюймовыми параметрами шин все же может "обуть" машину в 16-ти дюймовые колеса. Это разрешено, так как некоторые модели автомобиля имеют 16-ти дюймовые радиусы. Выход за этот предел уже повлечет за собой административные последствия.

Какой штраф?


За данный проступок ответственность наступит прежде всего за нарушение технических требований. Наказание предусмотрено частью первой статьи 12.5 административного кодекса РФ. Нарушитель будет привлечен к материальному взысканию в размере 500 рублей.

Нарушивший требования автомобилист также рискует потерять регистрацию автомобиля. Это приведет и к изъятию государственного номера ТС. Такие меры воздействия применяется на основании 51 пункта Административного регламента Приказа под номером 1001. Причем штраф оплатить также придется — эта обязанность не исчезает даже при потере регистрации.

Если очень хочется

Поставить диски большего размера можно при наличии большого желания и внушительных сбережений. Водитель за определенную плату может узаконить внесенные в конструкцию изменения путем обращения в Госавтоинспекцию. Этот процесс занимает достаточно времени, кроме того автовладельцу придется иметь дело с большими объемами документации.

Чтобы узаконить изменения необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Получить в Госавтоинспекции официальное разрешение на осуществление деятельности по изменению характеристик авто. На этом шаге проблем не возникает, так как данный документ обычно выдают всем желающим в отделении МРЭО ГИБДД.
  2. Пройти первичную техэекспетизу. В качестве результата водитель ознакомится с возможностью установки дисков и шин с большими размерами. Узнать больше об организациях, осуществляющих такую деятельность, можно на официальном сайте Департамента технического регулирования. Если возможность изменения конструкции будет подтверждена, водитель получит соответствующее заключение и сможет перейти к следующему шагу.
  3. С полученным результатом вновь обратиться в Госавтоинспекцию и подать заявление с требованием о внесении изменений. Автовладелец должен дополнительно предоставить СТС, паспорт транспортного средства и свой паспорт гражданина.
  4. Выбрать и установить новые увеличенные колеса. На этом этапе важно убедиться, что выбранный центр шиномонтажа имеет подлинный сертификат на осуществление подобной деятельности.
  5. Получить в шиномонтаже декларацию о выполненной работе. Нужно обратить внимание, что это отдельный документ, который нельзя путать с актом о выполненной работе.
  6. Пройти вторичную техэкспертизу, чтобы подтвердить соответствие внесенных правок разрешенным, которые были оговорены на первичной экспертизе. Совет: первую и вторую экспертизу лучше проходить в одном месте — это гораздо проще.
  7. Пройти технический осмотр ТС в аккредитованной организации.
  8. Предоставить транспортное средство на осмотр в ГИБДД и зарегистрировать изменения.

Если все эти пункты кажутся слишком сложными, автовладелец может воспользоваться услугами фирм, которые возьмут на себя все обязанности по официальному внесению изменений в конструкцию. Такое сопровождение стоит немалых денег, но значительно экономит время.

Установка больших колесных дисков – очень распространенный вид тюнинга. Помимо внешних изменений такой апгрейд изменяет и технические характеристики авто: как в положительную, так и в отрицательную сторону. Спорить о плюсах и минусах больших дисков можно долго, однако есть еще одна, не менее важная проблема – установка новых колес далеко не всегда законна. Из этой статьи Вы узнаете, в каких случаях изменять размер колес нельзя, какое наказание за нарушение и можно ли узаконить изменения?

В каких случаях установка больших колес разрешена?


По закону запрещено устанавливать колеса, размер которых больше предусмотренного конструкцией авто. Однако подходящих размеров может быть несколько. Значит, чтобы протюнинговать авто, не нарушая закон, нужно разобраться, какой размер будет считаться превышением. Для этого нужно узнать, какие колеса установлены в других комплектациях нужной модели авто того же года выпуска. Если Ваш автомобиль с завода был выпущен с дисками 15-го радиуса, а более дорогая комплектация имеет колеса 16-го размера, то и на Вашем авто можно поставить такие диски. Также информацию о разрешенных размерах колес можно найти в сопроводительной документации к ТС.

Почему запрещено изменять радиус колес?

Любой запрет в законодательстве должен быть логически обоснован, и запрет на внесение изменений в конструкцию ТС, конечно, не исключение. Чрезмерно большие диски не стоит устанавливать по 2 причинам:

  1. Главная причина заключается в уменьшении уровня безопасности движения. Если конструкция авто не предусматривает колеса r18, значит они могут физически помешать работе каких-либо других систем в автомобиле.
  2. Кроме того, размер колеса изменяет технические параметры автомобиля. Более тяжелые колеса быстрее изнашивают подвеску, подшипники, увеличивают расход топлива. Если завод изготовитель решил установить колеса определенного радиуса, значит этот размер показал оптимальные показатели во время тестов автомобиля. Но самое опасное – изменение размера колес может привести к появлению погрешностей на спидометре.

Какое предусмотрено наказание?

Все изменения конструкции ТС, признающиеся запрещенными, внесены в официальный Перечень неисправностей. Размер колес, не соответствующий модели, также приведен в этом списке в пункте 5.4.

Наказание за езду с такими неисправностями устанавливается ст. 12.5, а именно первой ее частью. Она предусматривает 2 наказания: письменное предупреждение или штраф 500 руб. Если нарушение совершенно впервые, то есть вероятность, что водитель получит только предупреждение. Но и штраф является довольно мягкой формой наказания: на него можно получить скидку 50%, если оплатить в течение 20 дней. Нарушителей поджидает намного большая опасность, о которой они могут даже не подозревать. Дело в том, что на основании внесения изменений в конструкцию ТС инспектор может аннулировать регистрацию ТС в ГИБДД. После этого передвигаться на таком автомобиле по дорогам общего пользования будет запрещено.

Как избежать штрафа или прекращения регистрации?

Если все же очень хочется установить диски больше дозволенных, то можно попытаться зарегистрировать эти изменения в ГИБДД. В таком случае, в ПТС и СТС будут внесены отметки о внесенных изменениях, и оснований для штрафа больше не будет. Однако повышенное внимание сотрудников ГИБДД к таким автомобилям не прекратится. Кроме того, процедура регистрации изменений может потребовать много времени и денег.

Вот как она проходит:

  1. Первым делом необходимо пройти предварительную экспертизу и получить заключение о возможности внесений изменений в конструкцию ТС. Также необходимо получить разрешение в отделении МРЭО ГИБДД.
  2. С результатами экспертизы и разрешением ГИБДД нужно подать заявление на внесение изменений – опять-таки в ГИБДД. Также на этом этапе потребуются документы на автомобиль (СТС и ПТС) и паспорт собственника.
  3. На данном этапе можно наконец установить новые диски. Однако делать это нужно в сертифицированной СТО, которая может выдать декларацию о выполненных работах.
  4. После внесения изменений придется пройти еще 3 осмотра: техэкспертиза (желательно в той же организации, где проводилась предварительная экспертиза), техосмотр, осмотр в ГИБДД.
  5. Итогом всей этой цепочки действий станет внесение отметки об изменениях в ПТС и получение нового СТС.

Водители, которым весь этот процесс кажется слишком сложным, могут обратиться в фирмы, специализирующиеся на решении юридических вопросах с ГИБДД. За это придется заплатить намного больше, однако в таком случае участие владельца ТС в регистрации сводится к минимуму.

Заключение

Устанавливать диски, размер которых больше максимально предусмотренных заводом для данной модели авто, незаконно. Особо упорные водители могут обойти этот запрет, если зарегистрируют изменения в ГИБДД, однако этот процесс отнимет много времени и денег. В остальных же случаях автомобилисты, установившие диски, несоответствующие нормам безопасности, получат штраф 500 руб. А за повторные нарушения могут даже лишиться регистрации ТС.

Колеса диаметром больше заводских: как повлияют на автомобиль

Современный тюнинг автомобиля подразумевает под собой в том числе и замену колес. Заводские диски меняются на более крупные легкосплавные, стандартные шины — соответственно, на низкопрофильные. При этом необходимо понимать, что с таким тюнингом изменениям подвергается не только внешний вид, но и главные характеристики авто: устойчивость, максимальная скорость, расход горючего и др. В данной статье поговорим о том, имеет ли смысл ставить на машину колеса диаметром больше заводских и не противоречит ли это законодательству.

Что значит диаметр колес больше заводских

Диаметр колес больше заводских

Прежде всего, выясним, что понимается под заводскими колесами. Почти все автомобильные заводы сегодня предлагают покупателям сразу несколько комплектов дисков и шин к продаваемому авто, различающихся по размерам. Все эти варианты прошли испытания и одобрены производителем для использования на данной машине. Они не только совместимы с автомобилем, но и гарантированно сохраняют оптимальные эксплуатационные характеристики.

Например, на машину с диаметром заводских колес 15 дюймов можно без опаски установить и 17-дюймовые, если они официально предлагаются в другой модификации данного авто. Но перед такой заменой следует проверить в инструкции к автомобилю допустимые размеры колес, выяснив, возможна ли технически установка данного комплекта и правильно ли подобраны диски и шины.

Под фразой «больше заводских» подразумеваются изделия с параметрами, превышающими рекомендуемые заводом. Такие колеса будут влиять на эксплуатационные показатели автомобиля.

Рекомендуем

Но даже если диаметр находится в допустимых пределах (как в указанном выше примере, вместо 15-дюймого ставится колесо на 17 дюймов), это также даст о себе знать. Многие перечисленные ниже симптомы могут проявиться и здесь.

Поскольку колесо является готовым к использованию комплектом, состоящим из шины и диска, увеличение его диаметра можно трактовать по-разному. Совсем не факт, что при этом нужно увеличивать и диаметр диска. С данным нюансом разберемся более подробно.

Варианты замены колес

Варианты замены колес

В качестве примера возьмем шину 185/65 R15. Этот размер используется в популярных моделях B-класса: Kia Rio, Hyundai Solaris, Renault Logan и др. Прежде всего, стоит расшифровать данное обозначение:

  • 185 — ширина профиля шины, мм;
  • 65 — отношение высоты профиля покрышки к ее ширине, %;
  • R — обозначение шины радиальной конструкции;
  • 15 — посадочный диаметр, дюймы.

Существует несколько способов безопасно превысить диаметр заводского колеса.

  1. Более широкая шина

В данном случае увеличивается ширина профиля покрышки, при этом диаметр колесного диска остается прежним и сохраняется соотношение высоты шины к ее ширине. Таким образом, подходящие нам параметры — 195/65 R15.

Здесь нужно учитывать толщину цепей противоскольжения минимум 12 мм — установка этого элемента сегодня предусматривается практически во всех автомобилях. Дело в том, что проезд без цепей по горным дорогам некоторых стран Европы запрещен. Поэтому ни один завод не заинтересован в том, чтобы в данных странах его продукцию эксплуатировать было нельзя. Учитывая это, увеличивать ширину профиля заводской шины чаще всего можно не более, чем на 24 мм.

Более широкие шины придадут автомобилю мягкий ход и улучшенное качество торможения.

Здесь диаметр диска также остается прежним, а соотношение высоты и ширины шины увеличивается до 70%. То есть, шина будет иметь параметры 185/70 R15. Наружный диаметр колеса при этом становится больше на 20 мм — вполне допустимое увеличение для монтажа цепей.

Основная проблема в нашем примере состоит в том, что покрышки с данными параметрами используются, как правило, на коммерческом транспорте. Для легкового авто они излишне жесткие и к тому же относительно дорогие. Но с другими размерами все может быть не так печально.

Следует учитывать, что диски увеличенного диаметра весят больше, и их установка приводит к росту неподрессорной массы автомобиля. Также чем тяжелее колесо, тем сложнее его вращать силовому агрегату. Соответственно, растет расход топлива и ухудшается динамика. Увеличение неподрессорной массы к тому же влияет на ресурс подвески, который изначально рассчитывается под конкретную нагрузку заводских колес.

Рост диаметра диска, как правило, предполагает и изменение других размеров: ширины диска и глубины его посадки в колесной арке (вылет). Следовательно, меняются и рабочие параметры ступичных подшипников, нагрузка на которые возрастает, а ресурс падает. В зависимости от того, насколько текущие параметры отличаются от заводских, подшипники будут служить на 30% меньше либо выйдут из строя уже через пару тысяч километров.

Кроме этого, увеличенный диск потребует низкопрофильную покрышку, чтобы готовое колесо уместилось под аркой. Общий диаметр такого колеса существенно не меняется при этом.

Безусловно, такой комплект выглядит эффектно, однако движение авто становится менее плавным. К тому же возрастает риск повредить колесо на неровностях, поскольку чем меньше профиль шины, тем хуже она противостоит ударным нагрузкам. Поэтому во всем нужна мера.

Отталкиваясь от нашего примера, на автомобиль класса Kia Rio зачастую вместо заводских ставят шины от более дорогих модификаций — 195/55 R16, но с некоторыми измененными размерами. Как вариант, шина 195/60 R16 без труда уместится под аркой, так как внешний диаметр покрышки увеличен всего на 19 мм. Клиренс при этом вырастает на целых 9,5 мм, однако прежняя мягкость хода страдает существенно.

Колеса диаметром больше заводских: плюсы и минусы

Итак, для чего нужно увеличивать диаметр относительно заводского? В первую очередь, автолюбители готовы платить больше лишь за стильный внешний вид. Но судить таких людей глупо. Они вправе переплачивать за более агрессивный экстерьер своих авто.

Многие из них, к сожалению, не замечают присущих этим колесам недостатков. Например, диски увеличенного диаметра вкупе с низким профилем шин проще повредить о бордюр. А ремонт данных комплектов обойдется существенно дороже по сравнению со стандартными колесами.

Сведем все плюсы и минусы увеличения диаметра колеса в таблицу:

Преимущества

Недостатки

Увеличивается дорожный просвет (клиренс)

Для наших неровных дорог это существенный фактор. Если днище авто приподнять над дорожным покрытием на 5-10 мм, это снизит риск повреждения при езде по плохой дороге.

Колесо начинает задевать за элементы кузова

Увеличение диаметра и ширины колеса менее чем на 24 мм от заводских рекомендаций, скорее всего, не приведет к неприятностям. Однако с установкой цепей уже возникнут проблемы.

Небольшой рост эргономики ощущается за городом, в особенности у автомобилей с не большим числом передач (4 или 5).

Ухудшается устойчивость авто

Валкость автомобиля возрастает за счет более высоко расположенного центра тяжести. Практически это выражается в немного меньшей предельной скорости переставки.

Показания измерительных приборов меняются

Как правило, заводские приборы (спидометр и одометр) показывают завышенные значения. Это легко проверяется посредством GPS. Колеса же большего диаметра эти показания выравнивают в соответствии с реальными. Для кого-то это не является достоинством, тут каждый решает сам. Завышение показаний производителем в первую очередь продиктовано соображениями безопасности, а некоторым водителям важнее знать реальные величины.

Снижается динамика авто

Диски увеличенного диаметра тяжелее штатных заводских. Двигатель вынужден прилагать больше усилий, чтобы вращать их.

Вылет дисков увеличивается

Сильнее выступающие за пределы арок колеса создают более широкую колею, а следовательно, повышают поперечную устойчивость автомобиля.

Диск большой ширины проще повредить о бордюр

При значительном превышении ширины шины относительно заводских параметров также увеличивается износ покрышки, поскольку нарушается правильная работа ее каркаса.

Внешний вид чаще всего становится более эффектным, дерзким по сравнению с заводским вариантом.

Вылет дисков увеличивается

У этого явления есть и отрицательная сторона. Колеса с таким вылетом сильнее нагружают подшипники на ступицах, затрудняя управление машиной. Попадание переднего колеса в яму может буквально вырвать руль из рук водителя.

Что говорит закон о больших колесах

Что говорит закон о больших колесах

Допускают ли ПДД в последней редакции ставить колеса большего диаметра, чем заводские? Нет, это запрещено, если завод-изготовитель прямо не предусматривает установку таких шин и дисков. В остальном действует пункт 5.4 Перечня неисправностей, при которых запрещена езда на автомобиле (соответствующее Приложение к ПДД): «Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.»

Поскольку формально запрещается именно движение на колесах большего диаметра, их установку никто не ограничивает. Но эксплуатировать такое авто на автодорогах общего пользования уже не разрешается.

Рекомендуем

Также Правила говорят именно о шинах, размерность которых определяется радиусом. Установить же диск увеличенного диаметра с заводской шиной физически не представится возможным.

В данном пункте подразумеваются шины определенных параметров, устанавливаемых на конкретный автомобиль. Например, упомянутая выше Kia Rio комплектуется заводскими колесами R15. А при желании на нее можно поставить R16, которыми оснащаются более дорогие модификации этой модели. Но колеса большего диаметра устанавливать уже запрещено.

Закон о больших колесах

Нарушение этих правил, а именно установка шин и дисков диаметром больше заводского, наказывается в соответствии со ст. 12.5 КоАП, ч. 1 штрафом в 500 рублей. Дополнительные санкции налагает Административный регламент 1001 о регистрации, пункт 51 которого говорит о том, что любое внесение изменений в конструкцию транспортного средства может послужить основанием для аннулирования регистрации. Таким образом, помимо уплаты штрафа за данное нарушение есть риск лишиться документов и государственных номеров на авто.

Впрочем, если желание выполнить подобный тюнинг достаточно сильно, тогда вариант есть, хотя и дорогостоящий. Все дело в том, что указанные положения ПДД разрешают привести диаметр и другие размеры шин к допустимым заводским. Для этого необходимо официально оформить все внесенные изменения и зарегистрировать их в ГИБДД.

Эта процедура не только затратная, но и требует оформления большого количества документов. Вот ее основные этапы:

  1. В первую очередь необходимо получить от ГИБДД разрешение, позволяющее вносить определенное изменение в конструкцию авто, а именно устанавливать колеса диаметром больше заводских. Этап чисто формальный и доступный всем. За разрешением следует обращаться в любое из отделений МРЭО ГИБДД, список которых отображен на официальном сайте Инспекции.
  2. Затем проводится предварительная экспертиза на техническую возможность внесения желаемых изменений. Экспертизу можно пройти в одной из уполномоченных организаций, перечисленных на сайте Департамента технического регулирования.
  3. Если экспертиза одобрит возможность установки колес определенного диаметра свыше заводского, она выдаст соответствующее заключение. Данный документ надо снова отнести в отделение ГИБДД и подать вместе с заявлением на внесение изменений, комплектом документов на авто (СР, ПТС) и паспортом владельца автомобиля.
  4. После этого можно устанавливать диски и шины одобренного диаметра, который отличается от заводского. При этом шиномонтаж должна выполнять компания, имеющая сертификат на выполнение данного вида работ и выдающая помимо прочего декларацию (не акт!) выполненных работ.
  5. Следующим этапом повторно проводится экспертиза для проверки выполненных изменений на соответствие выданному ранее заключению. Лучше всего проходить экспертизу в той же уполномоченной организации.
  6. После этого необходимо пройти технический осмотр авто в одной из аккредитованных организаций.
  7. Завершающим этапом все изменения регистрируются в ГИБДД. Для этого проводится еще один осмотр транспортного средства сотрудниками Инспекции.

На сегодняшний день существуют компании, предлагающие услугу полного сопровождения всех этих этапов. Однако стоимость услуги здесь будет уже несопоставима. Цены на данном рынке у всех разные, а средняя стоимость постоянно растет, поэтому нет смысла ее приводить здесь.

Популярные мнения автовладельцев

  1. Разницы не увидел

«На своем дизельном внедорожнике заводские покрышки 235/75 R16 я заменил на шины 245/75 R16. По собственным ощущениям ничего не поменялось. Остались неизменными управляемость авто, качество торможения, чувствительность к колейности, расход дизеля, жесткость на ухабах. Возможно, немного скорректировались показания одометра и спидометра, однако без проведения специальных тестов я разницы ощутимой не увидел».

Рекомендуем

«На моем Renault Logan сильно износился заводской комплект шин 185/65 R15, поэтому я решил поменять его на резину 95/65 R15 как в летнем, так и в зимнем варианте. Зимний комплект у меня на штатных штампованных дисках, а для летнего используется литье, имеющее большую ширину и вылет 5 мм. Когда на литых дисках стояли заводские покрышки, литье за счет сильного вылета за пределы резины часто царапалось о бордюрный камень. После замены шин диски больше не выступают. Из заметных изменений стоит отметить чуть большую плавность хода на обоих комплектах, более эффективное торможение и в целом лучшая устойчивость на летнем варианте. Летние покрышки имеют более «цепкий» протектор. Вероятно, поэтому колеса лучше входят в поворот. Особого крена и валкости авто я не заметил. Зимние шины по сравнению с заводскими хуже стали себя проявлять на плотном снегу. Думаю, что это из-за изменения рисунка протектора и изготовителя шин. Однако при всем этом дорожный просвет у машины на новой резине увеличился на 10 мм по моим измерениям. Учитывая, что старые покрышки были почти полностью стерты, для меня это самый важный результат, ради которого я решился на больший диаметр».

«На моей памяти не было ни одного случая наказания за увеличенный сверх нормы диаметр колес. И мне кажется, наказывать за это — глупость, ведь это влияет лишь на комфорт движения и на общий ресурс авто, а не на безопасность других участников движения».

«Для меня самое главное в автомобиле — его надежность. Поэтому любые изменения в нем с отступлением от заводских рекомендаций я не приветствую. Важно, чтобы транспортное средство не только не ломалось, но и гарантированно доставляло меня в точку назначения».

«Вместо заводской резины 245/55 R19 на свой Хайлендер 2014 года я поставил летний комплект 265/40 R22. Выглядит эффектно, управление стало более четким, а тормоза — более отзывчивыми. Клиренс увеличился всего на 1 см и составил 205 мм. С другой стороны из-за увеличенного диаметра колеса подвеска стала жестче, а машина теперь хуже реагирует на колею. Ухудшилась также динамика авто при разгоне. Из-за увеличения общей массы колес относительно заводского комплекта повысился и расход топлива на 2,5 л. Впрочем, в городских условиях при общем расходе 18-20 л это практически незаметно».

Читайте также: