Если колесный диск кривой

Опубликовано: 08.05.2024


Вы попали на обочину своей машины, и теперь что-то кажется не совсем правильным: ваше вождение чувствует себя плохо, а ваша поездка колеблется. Скорее всего, у вашей машины изогнутый обод. Симптомы изогнутого обода не всегда такие острые, как вы могли бы надеяться, но знание того, на что обращать внимание, может быть разницей между небольшим счетом на ремонт и дорогой спущенной шиной.

  • 1 Причины повреждения обода
  • 2 Вибрации
  • 3 Не отвечающее управление
  • 4 Спущенная шина

Причины повреждения обода


Еще до того, как у вашего автомобиля появятся признаки изогнутого обода колеса, вы можете легко узнать, подвержены ли вы риску, просто вспомнив свою недавнюю историю вождения. Гнутые обода обычно приходят из-за изгибов крыльев или врезаться в бордюр. Если это произошло, вы можете осмотреть свои колеса или обратиться к механику, чтобы проверить их.

Вибрации


Необычная вибрация в рулевой колонке связана с изогнутым ободом. Если у вашего автомобиля повреждение на одном или нескольких ободах от умеренного до серьезного, рулевая колонка трясется из-за того, что колеса не реагируют должным образом. В то время как вибрации могут быть вызваны рядом проблем, наиболее распространенной среди них является изогнутый обод колеса. Это будет легко заметить, поскольку рулевая колонка является одной из немногих движущихся частей автомобиля, с которыми вы непосредственно взаимодействуете.

Не отвечающее управление


Ваш автомобиль может быть не таким отзывчивым, как вы привыкли при повороте. Из соображений безопасности не следует пытаться выполнять крутые маневры: наложение лишнего напряжения на изогнутый обод колеса может привести к разрыву шины.

Спущенная шина


Изогнутый обод колеса в конечном итоге приведет к удару. Ваша шина спроектирована так, чтобы лежать ровно на ободе и не подниматься за согнутый внутрь край обода.

Несмотря на значительно хорошую устойчивость к механическим повреждениям литые диски нередко теряют геометрическую форму. В случае, когда диск имеет нарушенную геометрию, колесо становится неуравновешенным во всех осях симметрии.

Диск с нарушенной геометрией может иметь несколько видов смещения: радиальное, осевое и комбинированное (радиальное и осевое). Рассмотрим особенности каждого из смещений.

Радиальное смещение диска – смещение диска в вертикальной плоскости, загиб лицевой или задней части диска, так называемое «яйцо».

В этом случае происходит статический дисбаланс, и колесо бьёт вниз вверх. При вращении такого колеса создаётся переменный по направлению вращающий момент на оси, что ведет к необратимому повреждению подвески, покрышки и рулевого механизма.

Осевое смещение диска – смещение диска в горизонтальной плоскости, «восьмёрка» на диске.

При осевом смещении диска происходит неравномерное распределение масс в плоскостях, что приводит к быстрому износу протектора шины, подвески и рулевого механизма. неравномерному стиранию протектора шины и тем самым сокращает срок её эксплуатации.

Нарушенная геометрия у диска приводит к возникновению неуравновешенных центробежных сил с разными векторами приложения, что создает вибрацию колеса и разнонаправленные нагрузки на ступицу. Это, в свою очередь, приводит к следующим последствиям:

— Происходит ускоренный износ несущих узлов подвески и рулевого механизма из-за воздействия на них непредусмотренных автопроизводителем нагрузок (в первую очередь обычно страдают подшипники ступицы). При увеличении таких нагрузок возникает угроза их внезапного разрушения.
— Дискомфорт водителя — вибрация переднего колеса передается на руль, а заднего — на кузов.

— Покрышка значительно быстрее изнашивается по причине неравномерности нагрузки на протектор.

— Нестабильное пятно контакта шины — вибрирующее колесо имеет значительно худшее сцепление с дорогой. Это приводит к плохой управляемости и значительному увеличению тормозного пути.

Update:
Практически во всех случаях дискам можно восстановить правильную геометрию. Но есть несколько моментов которые стоит учитывать. Прокатывать литые диски нельзя. Катать можно только штамповки, а вот если прокатать литые диски, то их можно будет выбрасывать. После прокатки литые диски становятся небезопасными для эксплуатации, так как оказываемое давление на диск является непостоянным, а точечный нагрев разрушает саму структуру диска. Кроме того, такой «ремонт дисков» создает дополнительное напряжение в сплаве диска, что также сказывается на безопасности эксплуатации диска. Так называемая "прокатка дисков" нарушает структуру сплава, что влечет за собой ослабление литых и кованых дисков, делая их безопасную эксплуатацию в дальнейшем практически невозможной. Повторный удар в тоже место прокатанного литого или кованого диска может стать критичным как для диска, так и для авто. Конечно, можно ездить на дисках после их прокатки, но себе это будет "дороже"… в плане жизни!

Колесные диски разных типов существенно отличаются не только по характеристикам, но и по типам повреждений. Самые доступные по цене и распространенные — штампованные. Литые диски стоят дороже, но и выглядят при этом лучше, имея, впрочем, не так много преимуществ перед штампованными. Самые дорогие диски — кованые — прослыли вечными, хотя сломать можно и их.

Все современные колесные диски рассчитаны на бескамерные колеса. Чтобы не нарушалась герметичность шины, кромки дисков должны быть ровными и иметь идеальную круглую форму. Но именно кромки дисков подвержены повреждениям больше всего.

Износ при частом шиномонтаже

Причиной повреждений становится частая перебортировка колес. Большинство из нас делает ее два раза в год, меняя летнюю резину на зимнюю и обратно. Подобная манера наиболее опасна для штампованных дисков — рано или поздно шиномонтаж приводит к отслоению краски и появлению ржавчины на кромках. Это приводит к тому, что полностью исправные шины начинают подтравливать воздух. Первое время после шиномонтажа спасает герметик, наносимый на край боковин шин, но со временем он теряет свои свойства, открывая воздуху дорогу. Маркером такой неисправности служит неравномерное спускание колеса: чем ниже становится давление в шине, тем медленнее оно падает.

Найти место стравливания воздуха несложно, но для этого требуется снять колесо и положить его в воду либо налить немного жидкости по ободу лежащего на боку колеса и посмотреть, где образуются пузырьки. И так с обеих сторон. Впоследствии в местах, где проходил воздух, следует восстановить поверхность, удалив ржавчину и обновив краску. Сделать это можно самостоятельно с помощью наждачки и распыляемой из баллончика краски.

Правильным решением следует признать наличие двух комплектов дисков при двух имеющихся комплектах шин. Такие колеса хранят в сборе и просто устанавливаются на автомобиль без шиномонтажа, но с предварительной балансировкой, если она необходима.

Последствия ударов

Другой распространенной, но менее частой причиной разгерметизации является деформация колесного диска. Этой напасти также больше подвержены штампованные диски. В результате ударов их края заминаются, открывая дорогу рвущемуся наружу воздуху. Такое повреждение можно получить при проезде на большой скорости по ямам с вертикальными краями, местам среза асфальта, при ударах о бордюры и так далее. У литых дисков при подобных ударах края не заминаются, а откалываются, либо появляются трещины, через которые будет выходить воздух. Здесь следует отметить, что литые диски гораздо прочнее штампованных и повредить их сложнее. Там, где «штамповка» замнет края, литой диск останется невредим, но многое зависит от резины — низкопрофильные шины хуже защищают диск от ударов. К слову, высокая прочность литых дисков часто приводит к серьезным повреждениям шин при ударах. Следовательно, препятствия нужно проезжать аккуратно, независимо от того, какие диски у вашего автомобиля.

Литой диск, как и штампованный, тоже можно купить в единственном экземпляре. Но имейте в виду, что штатное «литье» и китайские аналоги имеют существенные отличия, например, по массе, что обусловлено использованием несколько иного сплава. А потому новый диск должен не просто выглядеть, как остальные, но и быть выпущенным той же фирмой.

Повреждения кованых дисков, благодаря особой технологии изготовления, в подавляющем большинстве случаев исправляются при помощи специального оборудования. Трещины и сколы на кованых дисках не появляются никогда. При ударах диск просто деформируется, и если он не смялся в блин, его обязательно восстановят. В процессе ремонта свойства кованого диска не изменятся. Еще проще ремонтируется лицевая сторона диска, поврежденная о бордюр. В случае искривления спиц их геометрию обязательно восстановят. Здесь следует оговориться, что ремонт кованого диска будет стоить недешево. Обычно цена сопоставима со стоимостью нового литого диска, а при серьезных повреждениях может превышать 100 тыс. рублей.

Береги ниппель!

Повреждения дисков не ограничиваются заминами, сколами, трещинами и деформацией. В каждом диске для бескамерного колеса есть ниппель, который несложно повредить. Речь не только о золотнике, который можно подтянуть или заменить самостоятельно за три секунды и три копейки, но и о месте крепления ниппеля к диску.

Повредить ниппель легче всего в лесу и на бездорожье. Конечно, при этом должно здорово не повезти, чтобы какая-нибудь ветка настолько ловко и сильно смогла угодить в ниппель. Немного легче повредить его, буксуя в колее, либо на гальке, зарываясь выше ободов колес. Такой случай тоже следует признать редким. А вот повреждения ниппеля зимой — достаточно частое явление. Сталкиваются с этим фанаты любительского дрифта на свежем снегу.

Снег «за воротник»

Чаще любители зимнего дрифта рискуют столкнуться с другой проблемой — попаданием снега в зону контакта шины и диска с последующей разгерметизацией колеса. При заносе шина деформируется с уводом вбок, а в это время перед идущим боком колесом собирается сугроб, снег из которого набивается в образовавшуюся щель. Там снег уплотняется и становится похожим на лед. Впоследствии, когда боковой увод исчезает, плотный снег продавливает резину и открывает ход воздуху. Но это уже проблема не дисков или шин, а водителя.

Автомобилисты (а особенно автовладельцы) часто страдают от различных проблем со своими машинами. Например, если с литыми дисками идет не так, по логике нужно делать правку, но стоит ли проводить это процедуру? На этот вопрос автовладельцы не всегда могут найти правильный ответ.

Что такое правка литых дисков и как ее делают

Как делают правку литых дисков:

  • В первую очередь специалисты проводят необходимую диагностику . Не забывайте о том, что каждый случай индивидуален, и работники должны детально разобраться с проблемой, с которой столкнулся ваш автомобиль. Также, если вы будете присутствовать при осмотре вашей машины, обратите внимание на то, что колеса должны быть «раздеты», то есть с них обязательно должны быть сняты шины, иначе выяснить причину проблемы вряд ли удастся.
  • Далее специалисты определяют характер повреждения и уже начинают делать выводы о том, как они будут с этим работать.
  • Литые диски часто вызывают затруднения в ремонте , поэтому их правка стоит дороже. Однако не забывайте обратить внимания на оборудование, которое имеется у сотрудников ремонтного салона или центра. Именно литые диски требуют специального ухода и обращения.
  • Перед началом проведения ремонтных работ специалисты тщательно промывают диски и затем начинают работу.

Обратите внимание, что правка литых дисков – это услуга недешевая, особенно, если в ремонтном центре или салоне применяется специальное оборудование (а для хорошего ремонта это оборудование необходимо).

Что хорошего в правке литых дисков

Конечно, перед тем, как понять, нужна та или иная процедура вашему автомобилю, в первую очередь нужно определить все плюсы и минусы этого процесса. Безусловно, вы можете не делать правку литых дисков, а просто купить новый диск (или диски) и сделать замену. Однако это обойдется гораздо дороже, поэтому лучше посмотрите, что хорошего и полезного вам даст ремонт колес вашего автомобиля.

Положительные стороны правки литых дисков:

Конечно, все положительные стороны правки литых дисков преимущественно будут зависеть от того, с какой проблемой столкнулся ваш автомобиль и какая конкретно процедура ему требуется.

Отрицательные стороны правки литых дисков

Если вы наткнетесь на отзывы автомобилистов, которые уже делали правку литых дисков, то, скорее всего, вы удивитесь, как многие люди высказываются крайне отрицательно по поводу этой процедура. Однако есть объективные минусы, на которые непременно стоит обратить внимание.

Почему нельзя делать правку литых дисков:

  • Это небезопасно . Действительно, никто не может дать вам гарантии, что диск прослужит вам еще долго и работать будет абсолютно, как надо. Также вам никто не гарантирует, что с диском не может возникнуть проблем, которые приведут к аварии, прямо на дороге.
  • Диски все равно принимают свой первоначальный вид . Конечно, вы можете радоваться тому, что ваш литой диск наконец-то «подлатали» и теперь он выглядит прилично (почти совсем как раньше). Однако, что бы ни делали с вашими дисками в салоне, через какое-то время они все равно примут первоначальную форму (ту форму, в который вы привезли ваш диск в ремонтный салон или центр по работе с машинами).
  • В конце концов, вы потратите гораздо больше . Конечно, сама процедура обойдется вам дешевле, чем покупка нового литого диска (а они очень дорогие), однако ремонта, скорее всего, хватит ненадолго, и колесо принесет автовладельцу новые проблемы. Тогда придется либо снова идти в ремонтный салон или сервис, либо покупать новое колесо.
  • После нагрева литой диск будет гораздо больше подвержен разного рода опасностям . Любая кочка или яма, любое столкновение с различного рода препятствиями могут привести к расколу колеса. Кто знает, какими последствиями это чревато?
  • Угроза попасть к плохому мастеру . Если вы попадете к плохому мастеру, который не имеет ни малейшего представления, как правильно обращаться с литыми дисками, то в дальнейшем вы можете попасть в какую-либо беду на дороге.

Это основные минусы правки литых дисков, которые не стоит оставлять без внимания.

Стоит ли делать правку литых дисков

Конечно, принятие окончательного решения все равно будет оставаться за вами, однако присмотреть ко всем положительным и отрицательным сторонам этой процедуры все-таки стоит.

Однако лучше всего попытаться позаботиться о своей безопасности и постараться не прибегать к правке литых дисков, так как это на самом деле может привести к какой-либо опасности. Конечно, покупать новое колесо – это дорого, но ваша жизнь дороже.

Сейчас непосредственно в сам процесс балансировки колёс из автолюбителей вдаются единицы. Работу обычно выполняют шиномонтажники – на современных компьютеризированных стендах. Качество выполнения таких работ стабильно высокое. Выехав из шиномонтажа, можно быть уверенным, что колёса на машине действительно качественно огружены, а значит, автомобиль может развивать без последствий максимально возможную для него и для его шин скорость.

Балансировка при современных скоростях движения почти всегда требуется даже абсолютно новым дискам с новыми шинами. Повлиять на поведение автомобиля может даже незначительный дисбаланс в пяток-десяток граммов. Абсолютно новые шины и диски изначально имеют небольшую неравномерность по весу и свою собственную развесовку. Одна сторона или борт всегда оказывается чуточку тяжелее или легче. При этом каждое из колёс имеет свой собственный дисбаланс. Иными словами, центры масс колёс без дополнительной огрузки не совпадают с осью вращения. Чем выше скорость движения автомобиля, тем активнее это проявляется. Более того, из-за высокой ширины автомобильных колёс им требуется динамическая балансировка – по внешней и по внутренней стороне.

По теме

Чтобы понять, к чему приводит разбалансировка хотя бы одного колеса машины, достаточно понаблюдать за барабаном стиралки, работающей в режиме перегруза. Да-да, автомобиль приплясывает по дороге точно так же, как стиралка в ванной! Только разбалансированных барабанов у автомобиля не один и даже не два – их может быть сразу четыре.

При разбалансировке одного или нескольких колёс автомобиль теряет ряд важных свойств. Он становится гораздо менее устойчивым, даже когда просто движется по прямой. Управляемость серьёзно ухудшается, появляется биение на руле. Увеличивается при дисбалансе и тормозной путь. При сильной разбалансировке возможна даже полная потеря контроля над автомобилем. И это – только ощущаемые водителем, видимые процессы.

Опасные вибрации не просто снижают ездовой комфорт. Они напрямую влияют на работу электронных помощников - ABS и ESP. Резина на неотбалансированных колёсах также ускоренно изнашивается. Притом неравномерно, проплешинами. Это часто приводит к расслоению силового каркаса и появлению грыж, а со временем – к полному разрушению покрышек.

По теме

При езде на высоких (негородских) скоростях частота вращения колёс возрастает настолько, что они могут войти в резонанс с кузовом. В этот момент ощущаются максимальные колебания, а шина начинает в буквальном смысле плясать по дороге, почти её не касаясь. Трясутся руль и педали, ослабляются крепления сидений, страдают все элементы – сайлентблоки подвески, шаровые опоры, рулевые тяги и наконечники, пружины, амортизаторы и многое-многое другое. Первыми таких издевательств обычно не переживают ступичные подшипники – они начинают выть из-за износа шариков и обойм. Затем расшатывается рулевое управление. Падает точность на руле, увеличиваются люфты. Автомобиль начинает вести себя нестабильно в любых ситуациях, особенно при экстренном торможении. Безопасность эксплуатации такого транспортного средства серьёзно снижается. В конечном счёте это приводит не просто к дорогостоящему ремонту автомобиля, но и к возникновению аварийных ситуаций.

Пренебрегать балансировкой колёс чревато. Проверять колёса рекомендуется не реже раза в 15 тыс. км пробега или одного раза в год. Балансировать нужно не только передние, но и задние колёса. Стоит такая процедура сущие копейки, при этом она действительно помогает повысить комфорт и безопасность, а также избежать дорогостоящих ремонтов.

Читайте также: