Почему ломаются болты на колесах

Опубликовано: 24.04.2024

Ступица – важнейшая деталь любого автомобиля, которая отвечает за вращение колес. Она представляет собой широкий диск с отверстиями, который насаживается на ось. В состав ступицы входит подшипник, а крепится она с помощью шпилек – этот крепеж часто используют вместо болтов, так как они могут выдерживать большие нагрузки и позволяют быстро менять колеса. Иногда приходится менять и сами шпильки.

Зачем нужны шпильки в ступице

Как заменить шпильку на ступице заднего колеса автомобиля: последовательность работ

Чтобы заменить шпильку, надо знать устройство задней ступицы и иметь необходимые инструменты. Эта деталь автомобиля имеет 5 или 6 отверстий. Из них одно большое, 4 или 5 – маленькие. Большое отверстие необходимо, чтобы насадить ступицу на ось колеса, а маленькие используются для установки крепежных деталей – шпилек.

Шпильки широко используются в машиностроении, так как превосходят болты по прочности и надежности. В автомобилях разных марок запчасти во многих узлах крепят именно посредством этих прочных деталей.

Шпилька представляет собой металлический стержень с резьбой, нарезанной с двух концов. Она отличается от болта отсутствием головки. Соединения образуют посредством дополнительных элементов и резьбового отверстия. Делают шпильки обычно из легированной стали.

  • позволяют быстро и просто поменять колесо;
  • имеют большой запас прочности;
  • большой ассортимент;
  • изготавливаются под контролем автоматических систем, проверяются и пакуются поштучно.

Колесные шпильки имеют диаметр 12 и 14 мм. Их главная задача – обеспечение правильной центровки колеса на ступице. Центрирование особенно важно, если колеса крепят гайками. При их использовании диск может выскальзывать. Такая ситуация приводит к ослаблению крепления колеса, разрушению шпилек и отверстий. Самый худший сценарий развития событий – потеря колеса на скорости.

Чтобы диск не выскальзывал при движении, рекомендуется использовать для его крепления крепящие болты – они не позволят колесу отвалиться.

Почему ломаются шпильки

Как заменить шпильку на ступице заднего колеса автомобиля: последовательность работ

Несмотря на прочность легированной стали, шпильки могут ломаться под воздействием разного рода нагрузок.

Существует несколько причин поломок:

  1. Когда осуществляется замена шпильки на ступице заднего колеса, гайки и болты затягивают с усилием, указанным в руководстве по эксплуатации автомобиля. Если перетянуть болты, диск деформируется, профиль отверстия меняется, в результате колесо не удерживается крепежом.
  2. Если автовладелец приобрел шпильки низкого качества, с внутренними дефектами, то при возникновении ситуации, в которой на одну часть детали действует напряжение, а на другую нет, она расклинивается и ломается. В таких случаях автомобилисты обычно говорят «сорвало шпильку». В этом случае приходится менять поломанную деталь.
  3. Если владелец автомобиля задумает сам поменять резину (с зимней на летнюю или наоборот), которая сидит на дисках, то при откручивании шпильки можно приложить слишком большое усилие. В этом случае гайка остается в руках, а шпилька срезана под самый корень. В такой ситуации все равно приходится обращаться в автосервис, но уже с двумя проблемами.

Без профессиональной аппаратуры выявить дефектные шпильки не представляется возможным. Чтобы не подвергать себя риску, рекомендуется менять эти крепежные детали в мастерской, чтобы выявить детали с изъянами.

Как заменить шпильку

Как заменить шпильку на ступице заднего колеса автомобиля: последовательность работ

Приготовьте для работы соответствующие инструменты – гаечные ключи и молоток. Прежде чем приступать к замене шпильки, подробно изучите устройство колеса, ступицы, а также последовательность выполнения работ.

  1. Демонтируйте колесо. Используя ключи, выкрутите болты в тормозном суппорте. Проверьте, раз представился случай, пыльники и смазку в направляющих. Суппорт сидит на тормозных колодках, снимите его и отложите его в сторону. Чтобы он не мешал дальнейшей работе, его лучше подвесить на толстой проволоке.
  2. Достаньте тормозные колодки. Определите, насколько они износились. Снимите скобу суппорта, чтобы демонтировать диск тормоза. Чтобы сделать это, выкрутите два болта, орудуя торцевым ключом и подходящими удлинителями.
  3. Демонтируйте тормозной диск. Как правило, он без проблем слетает со ступицы, если по нему легко ударить молотком и потянуть на себя. Бить надо с краю, а молоток должен быть из дерева.
  4. Постучите молотком по торцу дефектной шпильки. Она будет сопротивляться, но, в конце концов, все-таки выскочит. Проверните ступицу так, чтобы головка шпильки и прорезь в фартуке диска совместились. Если такой прорези не имеется, придется снять фартук. Его обычно крепят на 3-4 болтах, которые довольно легко откручиваются.
  5. Достаньте испорченную шпильку и поставьте вместо нее другую. Теперь надо совместить шлицы шпильки и отверстия ступицы. Прикрутите колесную гайку на шпилечную резьбу и крепко затяните с помощью ключа. Постарайтесь максимально запрессовать шпильку. Можно подобрать втулку соответствующего размера и установить ее между ступицей и гайкой. Резьбу, для уменьшения сопротивления, обработайте подшипниковой смазкой.

На некоторых автомобилях, чтобы снять тормозной диск, приходится откручивать фиксирующие болты с потайными головками. Они фиксируют диск на ступице при замене колеса и препятствуют попаданию грязи в пространство между двумя этими деталями.

Если поломалась ступица

Как заменить шпильку на ступице заднего колеса автомобиля: последовательность работ

Поломка ступицы – неприятная для автовладельца вещь, особенно если она случается в дороге. Чтобы предотвратить такой сценарий, необходимо уметь определять текущее состояние детали. Зачастую именно из-за поломки ступичного механизма приходится менять шпильки.

Признаки поломки ступицы:

  1. Во время движения в колесах раздается скрежет. Если слышен такой звук, наверняка проблемы со ступичным механизмом.
  2. При поворотах колеса притормаживают и/или нагреваются больше обычного. Еще один признак – пощелкивание на поворотах.

При появлении тревожных признаков ступицу надо проверить. Поднимите колесо на домкрат, чтобы провернут его. При скрежете необходим ремонт (замена) ступицы заднего колеса. Если этого не сделать машина сломается во время движения.

При замене неисправной ступицы рекомендуется после ее демонтажа проверить состояние шпилек и подшипника, и поменять их при необходимости, так как при поломке ступичного механизма они часто приходят в негодность.

Прежде чем снять ступичный механизм, и поменять заодно шпильки – если они деформировались, рекомендуется посмотреть чертеж с размерами ступицы и схему колеса в сборе.

Как снять ступицу:

  1. Используя гаечный ключ, открутите колесные гайки, но не до конца – надо их немного ослабить.
  2. Установите домкрат и приподнимите автомобиль.
  3. Гаечным ключом открутите гайки до конца и демонтируйте маховик.
  4. Пусть ваш помощник нажмет тормоз. Если вы действуете в одиночку, придется положить на педаль какую-нибудь тяжесть – педаль надо зажать.
  5. Не спеша открутите гайку, чтобы снять суппорт и тормозной диск. Если на автомобиле установлен датчик ABS/VDC, открутите болт с помощью ключа на 10. Очистите датчик от загрязнений.
  6. Уберите фиксацию с тормозной педали и проверните маховик так, чтобы резиновый колпачок был внизу. Теперь снова зафиксируйте педаль тормоза.
  7. Уберите колпачок и установите в отверстие отвертку, чтобы прокрутить зубчатое колесо вверх.
  8. Демонтируйте тормозной диск. Если нужно, заодно уберите колодки ручного тормоза.
  9. На оборотной стороне ступичного механизма найдите четыре болта – их нужно выкрутить.
  10. Снимите ступичный механизм максимально бережно, чтобы не повредить ось ступицы. На этом демонтаж завершен. Чтобы поставить новую деталь, придется выполнить все перечисленные действия в обратной последовательности.
  11. Чтобы сохранить шпильки, выбейте их из старой ступицы. Стоят они дорого, поэтому исправные детали могут пригодиться на замену.

Обычно шпильки с крупной резьбой при сильной затяжке обрываются, с мелкой – приходят в негодность.

Часто колесные системы становятся непригодными для эксплуатации, если ломается ступичный подшипник. Осматривая колеса, нужно обратить внимание не только на состояние ступицы и шпилек, но и на подшипники. При необходимости их также придется поменять.

Эксплуатируя автомобиль, не забывайте регулярно осматривать его основные узлы и механизмы. Зачастую от исправности такой маленькой детали, как шпилька, зависит не только способность машины к движению, но и ваша безопасность.

В одной из прошлых публикаций мы обсудили недопустимость использования пневмогайковёрта при закручивании колёс. Теперь поговорим о том, как же всё-таки нужно затягивать колёса, чтобы в дальнейшем избежать проблем.

Только ручная сила

После того, как привалочная поверхность колёсного диска оказалась на ступице — наживляем крепёж (болты или гайки). Делать это нужно вручную, либо же с помощью удлинителя. Самое важное — плавно и без усилия. Это позволит нам пустить крепёж по резьбе, и не повредить её. Далее по порядку закручиваем крепёж от руки, насколько это возможно.

Только механический инструмент

Теперь используем баллонный ключ. Перекрёстно, равномерно и с одинаковым усилием закручиваем крепёж, насколько это позволяет сделать вывешенное колесо. Главное не торопиться. Такой способ позволит нам добиться равномерного прилегания колёсного диска к привалочной поверхности ступицы, и его точной центровки.

Далее, для затяжки, приопускаем автомобиль. Делаем это так, чтобы масса автомобиля не полностью давила на колесо, но при этом оно должно быть жёстко зафиксировано. Ведь колёсный диск у нас ещё не закручен до конца, и под большой нагрузкой может чуть сместиться и занять неправильное положение. В итоге, после затяжки в таком положении, колесо будет бить.

Финальная затяжка

В идеале, хорошо бы знать момент затяжки колёс конкретного автомобиля, и использовать динамометрический ключ. С ним всё делается просто. Но не все имеют такой инструмент под рукой, поэтому придётся выкручиваться без него. А вот момент затяжки легко узнать на просторах интернета. Либо в документации, прилагаемой к автомобилю (если у Вас всё-таки есть динамометрический ключ).

Так вот, не обладая должным инструментом, многие на этом этапе совершают серьёзную ошибку: пытаются закрутить крепёж со всей силы и до характерного треска. Некоторые ещё используют трубу в качестве рычага, или прыгают на ключе. Это чревато вытягиванием и обломом крепежа. Плеча штатного баллонника обычно достаточно, что бы обеспечить момент, примерно равный нормативному значению. Также не забываем про то, что затягивать колесо необходимо перекрёстно.

После этого до конца опускаем автомобиль, и проверяем — весь ли крепёж хорошо затянут. Через несколько пройденных километров лучше не полениться, и ещё раз проверить затяжку колёс. Ну а если есть сомнения в правильности момента затяжки: лучше обратиться в СТО, где имеется необходимый инструмент для его проверки.

Причины самооткручивания болтов и как этого избежать

Конечно, подавляющее большинство водителей сразу винят шиномонтажников, которые, по их мнению, не затянули колеса. Однако это далеко не всегда так и причин самопроизвольного отворачивания колес может быть достаточно много. Например, как могло открутиться колесо, затянутое динамометрическим ключом моментом, регламентированным заводом производителем автомобиля? Неисправный ключ? Нет, ключ проверен, момент затяжки совпадает с эталонной динамометрической головкой. Но, почему, даже в этом случае, колеса иногда откручиваются?

Рассмотрим возможные причины возникновения такой ситуации:

  1. Колесо открутилось сразу после шиномонтажных работ. Автомобиль нигде не простаивал, все случилось в движении в постоянном присутствии водителя.
  2. Вы видели, как шиномонтажник по правилам затянул все колеса, но одно из них открутилось на ходу.
  3. Вы сами затягивали все болты (гайки), но через определенное время некоторые болты были утеряны.
  4. Колесо открутилось спустя несколько дней, а то и недель после шиномонтажных работ.
  5. Все четыре колеса открутились через несколько десятков километров после их установки.

Из всех перечисленных примеров лишь пятый можно условно отнести к вине шиномонтажного центра. В этом случае, действительно, монтажник забыл затянуть крепеж на стоящем автомобиле. Скорей всего он его наживил навесу и не дотянул после опускания автомобиля.

После перечисления данных причин можно сделать вывод, что только качественные детали крепления колес могут исключить возможность их самостоятельного откручивания. Необходимо всегда следить за их состоянием и соответствием типу используемых дисков. Кроме этого, никогда не затягивайте диски пневмоинструментом. Если же гайки открутились через несколько дней или недель, то причины могут быть следующие:

В центрах РЛД соблюдается целый ряд процедур в целях исключения подобных случаев:

Иногда старые болты на колесах теряются во время движения. Как поступить, если из колеса вывалился болт, и можно ли ездить с недостающим крепежным элементом?

Колесные диски имеют четыре или пять посадочных отверстий и крепятся к ступицам с помощью болтов или шпилек. Такое количество крепежных деталей неслучайно. Во время разработки конструкции инженеры просчитывают нагрузки и выбирают тот тип крепления, который оптимален для выбранных условий эксплуатации. К примеру, шпильки с гайками применяются в основном на грузопассажирских фургонах. А на легковых машинах чаще встречаются болты. Однако при любом типе крепления потеря хотя бы одной гайки или болта считается критической. Почему?


Причины повреждения

Во-первых, при потере болта нарушается балансировка колеса, вследствие чего на нем идут дополнительные вибрации, приводящие к ослаблению оставшихся креплений. Эту тряску можно и не заметить, особенно на плохой дороге и на большой скорости, так как колесо подрессорено. Но крепежи все равно расшатываются.

Другая причина возможных проблем — это неравномерность нагрузок на крепления колеса. При выпадении одного болта из четырех с одной стороны колеса появляется область с микролюфтом. Сам диск превращается в рычаг, и при ударе в этот сектор на кочках незакрепленный сегмент многократно усиливает нагрузку и вытягивает шпильку болта. В итоге при многократно повторяющихся нагрузках колесо отрывает резьбу болта или ступицы. Естественно, это может привести к потере колеса и к серьезной аварии.

Нужно сказать, что сами по себе болты никогда не вываливаются беспричинно. Чаще всего они повреждаются при снятии во время шиномонтажа, когда нерадивый мастер проворачивает их с геркулесовым усилием и ломает резьбу. Поэтому нужно затягивать колеса только руками и никогда не бить по балонному ключу ногой, стараясь затянуть болт намертво.

Порой из-за неправильного ключа с большой «кочергой» усилие передается не на кручение, а на излом. Тогда есть вероятность облома головки болта. Шпилька остается внутри, и достать ее невозможно.

При этой проблеме придется брать дрель и долго высверливать обломившуюся часть шпильки. Но даже в этом случае остается вероятность повреждения резьбы на внутренней поверхности ступицы. Тогда возникнет необходимость менять ступицу целиком. В общем, к креплениям колес отношение должно быть особым.


Штрафстоянка и ремонт

К правилам дорожного движения есть приложение, которым руководствуются стражи порядка при задержании автомобилей. Это перечень, устанавливающий неисправности автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация. Пятый пункт целиком посвящен колесам и дискам. Там перечисляются неисправности, которые могут стать причиной задержания машины до устранения поломки. Запрещается ездить, если:

5.2. Шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.

5.3. Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий.


Поэтому некоторые водители стараются скрыть неисправность. Они прикрывают пустые отверстия колпаками или приклеивают туда вывалившуюся головку от болта. Конечно, такой прием помогает избежать неприятностей с законом, однако чреват серьезными проблемами с безопасностью. Бдительность притупляется, автомобиль ездит месяцами без крепления, расшатывая другие болты. И если колесо отвалится в пути, то серьезной аварии не избежать.

Лучшим вариантом действий при потере одного болта является срочная проверка резьбы на всех оставшихся. Если она целая, то резьба порвана в ступице, и тогда потребуется ее ремонт с заменой всех болтов.

Вроде все уже давно переобулись, но почти каждый день ко мне кто-то обращается с просьбой сорвать гайковёртом закрученные намертво болты. А иногда и по несколько человек в день.
На прошлой неделе при такой процедуре на MB T1 легла смертью храбрых усиленная ударная колёсная головка…
Да и не у всех получается открутить колёса моментом 360НМ!
Приходится поднимать давление…

А всё потому что больщинство шиномонтажников зажимают колёса гайковёртом…
Но не только шиномонтажники такие варвары, большинство автовладельцев тоже перестраховываются…
Когда предлагаешь на выбор балонник-крест, шарнирный вороток на 470мм вопросительно кивают на стоящий в углу такой же усиленный метровой длины)

И тянут…
А затянуть им можно далеко, был случай когда им "открутили" ступичную гайку на 2 оборота по часовой стрелке))

А ведь болты и шпильки такого обращения не любят…

В итоге имеем вот такую картину

немного не попадает(

А шаг резьбы одинаковый!

И не удивительно!

Болт №2
Та часть что закручивается в ступицу

Та часть что остаётся свободной

Тут ещё веселее

А где болт №1?
Да тут он!

Обломок торчал из ступицы примерно на 3мм, вся остальная часть резьбы, она на фото с левой стороны, была свободна. Она то и тянется.

Со шпильками ситуация та же!
Многие производители даже пытаются бороться с этим, например делают не весь болт с резьбой. Но бороться с нашими людьми бесполезно… Такие болты ломаются по первой нитке резьбы.
Что бы не тянулись шпильки на многих авто, например Lancer X стоят удлинённые гайки.

Но наши люди и это благо используют вовред…
Не отцентровав толком диск начинают закручивать криво, упираются в колёсный диск и гнут шпильки.

И если болты проще заменить то шпильки это отдельная история.
Редко кто-то приезжает без болта. Исключение — отсутствие резьбы в ступице.
А вот без шпильки довольно распространённое явление. Особо упоротые и без 2 катаются(, на минивэне, на передней, ведущей оси.

Будьте осторожны и проверьте при следующей переобувке состояние своих болтов/шпилек!
Много времени это не займёт, но спасёт от попадалова в дальнейшем.

И посмотрите на эту картинку

Тем кто зажимал колёса сам и я не сразу открутил их я всегда даю динамометрический ключ и предлагаю зажать им самостоятельно, держась за рукоятку на расстоянии примерно равном длине их балонника.

PS ну и грех не написать про смазку))
Я не сторонник смазывания колёсных болтов/шпилек.
Да, они скорее всего не открутятся, но при откручивании колеса на них налипнет куча песка! А вреда от этого будет больше чем пользы от смазки!

До новых встреч!

Не забывайте подписаться на мой Instagram — docent_86

Комментарии 118

Надо действительно ухаживать за техникой, все и всё любит любовь. www.drive2.ru/l/572976401028745180/

Давеча менял колеса в Империи шин (Гомель), затягивали именно динамометрическим ключом.

А усилие выставляли перед затяжкой или после покупки ключа?

А кто его знает?
Но суть — наживили гайковертом и дотянули ключом.

А почему у шарана такой большой момент?

всегда смазываю керамической пастой, и кручу динамкой по мануалу.Никогда проблем не было.Откручиваются легко от руки крестовым.Болты в грязь не бросайте, и будет счастье.

Ладно автолюбители, но почему на шиномонтаже такие олухи работают? Вопрос, конечно, риторический.

Соседу по гаражу, при сезонной смене колес весной на шиномонтаже одно колесо прикрутили болтами 12х1,5, хотя на остальных трёх 12х1,25(как и должно), так что ударный гайковерт во истину чудеса творит. Выяснилось это не давно, когда он сам зимнюю резину решил поставить.

Если реально много дураков приезжает, то советую запастись мультипликатором. Я пользуюсь 1:3, типа такого но квадрат с 1/2" на 3/4" shop.jonnesway.ru/48867_j…x1quotdr_1000_3000nm.html

Спасибо, у меня хороший гайковёрт)

Для скорострелов:
1. Колёсные болты ломаются.
2. Колесные шпильки тоже.
3. Шиномонтажники затягивают болты пневмой и потом хрен открутишь.

Только позавчера менял все болты на своей машине на новые оригинал. Проблема заключалась, что их закусывало. Та часть, где сфера находится, она выглядит некрасиво и будто в трещинах. Закручивал от руки, а откручивать уже приходилось с трубой. Про резьбу даже и не подумал, надо сравнить. А про смазку резьбы, где то тут на драйве было объяснение. Типа производитель дал рекомендацию крутить 120 н*м. Про смазку ни слова. И если смазать, и затянуть с таким же моментом, то для болта это может тоже быть фатально. Что тоже тянется резьба. Находил в эльзе информацию, что болт шкива на двигателе крутится с большим моментом (150 н*м вроде) и доворот на определённый градус. А со смазкой там было 60 н*м и тот же градус.

расклепана резьба в ступице(или ржавая).
Возьмите не нужный болт, и прогоните ее гайковертом раз 10. Только меткчиом не прослабляйте.
Опасная херня, колеса могут открутиться.
Болты М14?, уж лучше графиткой самазать

По первой тоже тянул от пупка, потом ума поприбавилось. Пару раз покрутил предельным, осознал что воротка за глаза.

"А всё потому что больщинство шиномонтажников зажимают колёса гайковёртом…" — так поступают лица нетрадиционной технической ориентации… (проще говоря неграмотные ленивые рукожопы)

Не знаю про другие машины.
В инструкции к моему УАЗу написано — тянуть болты моментом
100 — 120 Н*м и … как это ни странно каждый раз смазывать гайки!

(У УАЗа они прикрыты колпаками так, что никакая грязь туда не проникает — я даже как-то со вскрытой ступицей катался… нормально всё.)

Так вот, не так давно я купил простенький динамометрический ключ (не предельный, а просто гибкий пруток+стрелка)

1. Штатный момент от руки создаётся именно штатным баллонником!

2. Динамометрический ключ реально экономит время — не надо гадать "дотянул-не дотянул".

И ешё — гайковёрт создаёт ударные нагрузки… Какой там получается пиковый момент — неизвестно (определяется энергией удара…) Если бы гайковёрт создавал статический момент — его было бы тупо не удержать в руках ))))

Спасибо за фотки! Всё прямо как по учебнику сопромата…

Кстати, это ещё хорошо, когда болт перед тем как лопнуть вытянется… Кстати, получается, что… если чистая гайка туго идёт по резьбе — болт вытянут ибо шаг резьбы не совпадает… повод задуматься.

От ударного гайковерта момент другой. Тот же болт М12 им можно затянуть до 250 а то и больше не вытянув(обычным ключом тянется чуть меньше чем на 200, потом тячет и вытягивается).
Потому что при ударе гайка только тянет, а обычным ключом тянем и скручиваем. важен не момент а усилие в болте на растяжение. момент это способ его измерения, еще и очень не точный.
По этому даже самые маленькие болтики если есть опасение не открутить и сломать(тот же прокачной штуцер) я срываю ударным гайковертом. Если уж им башку свернули, значит никаких шансов открутить не было

Да, когда давишь на ключ, но его не придерживаешь — гайка является второй точкой опоры…
Соответственно, болт нагружается поперечной силой, крутящим моментом и… и даже изгибающим моментом, так как сила прикладывается не в той плоскости в которой вращается гайка…

Получается сложное нагружение… Естественно, разрушение произойдёт раньше.
Гайковёрт — да, прикладывает пару сил в "чистом виде"…

Момент — да, следствие усилия (натяга) зависит от многих факторов, в том числе и от того, смазана резьба или нет…

Смазка резьбы позволяет получить бОльший натяг при меньшем моменте. Опасения что резьба сама открутится, если её смазать напрасны — ни одна смазка не уменьшает трение на столько, чтобы исчезло самоторможение…
А вот вибрация как раз может — просто в какой-то момент теряется связь между двумя прилегающими поверхностями… Кстати, ударный гайковёрт как раз вибрацию и создаёт… То есть, как бы "растряхивает" соединение…

Вот такая физика…

за 3 года что я на этом сайте, первый человек кто дружит с сопроматом. Респект!
Затяжка гайковертом это динамика, и процессы там очень сложные(моих знаний конечно не хватает). Но факт в том что гайковертом можно затянуть намного сильнее(в зоне упругости). Возможно от удара коэф терния в резьбе падает.

Смазка резьбы позволяет получить бОльший натяг при меньшем моменте. Опасения что резьба сама открутится, если её смазать напрасны — ни одна смазка не уменьшает трение на столько, чтобы исчезло самоторм
Согласен, мы же по трению динамой закручиваем, с чего ему открутиться то. Просто можно перетянуть.

Да, когда давишь на ключ, но его не придерживаешь — гайка является второй точкой опоры…
Соответственно, болт нагружается поперечной силой, крутящим моментом и… и даже изгибающим моментом, так как сила прикладывается не в той плоскости в которой вращается гайка…

Получается сложное нагружение… Естественно, разрушение произойдёт раньше.
Гайковёрт — да, прикладывает пару сил в "чистом виде"…

Момент — да, следствие усилия (натяга) зависит от многих факторов, в том числе и от того, смазана резьба или нет…

Смазка резьбы позволяет получить бОльший натяг при меньшем моменте. Опасения что резьба сама открутится, если её смазать напрасны — ни одна смазка не уменьшает трение на столько, чтобы исчезло самоторможение…
А вот вибрация как раз может — просто в какой-то момент теряется связь между двумя прилегающими поверхностями… Кстати, ударный гайковёрт как раз вибрацию и создаёт… То есть, как бы "растряхивает" соединение…

Вот такая физика…

Сейчас обладая хорошим инструментом я уже и забыл как мы закисшие колесные болты откручивали лет 10 назад.
Один натянул воротком с трубой, а второй бьет кувалдой(кило на 3) по этому воротку.

Читайте также: