Разрешена ли в беларуси шипованная резина

Опубликовано: 14.05.2024

Когда в РБ по закону нужно менять летнюю и зимнюю резину, чтобы не получить штраф

  • от +20 С до -7 С температура, при которой рекомендуется использовать всесезонные шины.
  • Менять летнюю резину на зимнюю рекомендовано уже при температуре +7 С.

Содержание

Что говорит закон о сроках замены шин

Многие автовладельцы Беларуси до сих пор не знают, что с 1 января 2015 года вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». В этом законе есть приложение №8, в которое регламентирует требования сезонности шин. Согласно этому документу в зимние месяцы (декабрь, январь и февраль) на легковых автомобилях, участвующих в дорожном движении должны быть установлены зимние шины.
Так как Республика Беларусь входит в Таможенный союз, то данное правило действует и на территории нашей страны. Соответствующие изменения внесены ПДД в 2014 году и вступили в силу с 01.01.2015 года.

То есть по закону не позднее 1 декабря машину нужно переобуть в зимнюю резину и с 1 марта допускается сменить её на летнюю. Так что с 1 декабря 2020 года пощады не ждите, Госавтоинспекция активно штрафует за нарушение требований ПДД – летнюю и «лысую» резину. Информацию о размерах штрафов вы найдете ниже.

Виды шин, которые зимой можно использовать на дорогах РБ

К зимним шинам относятся покрышки, выполненные из фрикционной резины или не фрикционной — шипованные шины, предназначенные для эксплуатации при низкой температуре на обледеневших и заснеженных дорогах. Рисунок протектора фрикционных покрышек имеет множество глубоких прорезей – ламелей, которые обеспечивают сцепление с дорогой, в народе такие шины называют «липучки».

Зимние покрышки разработаны из специального материала, который сохраняет эластичность в мороз и обеспечивает лучшее сцепление с дорогой. У зимней резины, как показывают тесты, сцепление с заснеженной и ледяной дорогой на 50-60% выше, чем у всесезонной. При эксплуатации шипованных покрышек на авто сзади должен быть прикреплен соответствующий знак, установленного ПДД образца, также автомобили на шинах с шипами не допускаются к прохождению техосмотра на диагностических центрах, так как на ролики тормозных стендов нанесен специальный состав, для лучшего сцепления с резиной, а шипы могут его повредить.

Если планируете поездку в Польшу, то имейте в виду, что польское законодательство запрещает использование шипованной резины.

Покрышки маркируется специальными символами, как научиться понимать, что написано на колесах, читайте далее.

Маркировка шин пригодных для зимних условий

Нешипованная (Фрикционная)Европейский тип Нешипованная (Фрикционная) Скандинавский тип Шипованная
Нешипованная (Фрикционная) резина Европейский тип
Нешипованная (Фрикционная) резина Скандинавский тип
Шипованная резина
Используется для наилучшего сцепления с дорогой при дожде и мокром снеге. Используется для наилучшего сцепления с заснеженной или обледенелой дорогой. Разбивает тонкую ледяную корочку или снежный наст.

На настоящих зимних покрышках, предназначенных для езды при низкой температуре, изображена горная вершина с тремя пиками и снежинкой внутри или нанесена надпись Winter.

Резина с маркировкой «M S» – это «Mud and Snow или «mud plus snow», то есть в переводе грязь плюс снег, зимними можно считать весьма условно — это всесезонные шины.

Для обозначения «всесезонки» производители могут использовать аббревиатуру в таком виде: «М+S», «M&S», «M.S», «M S» или All Season, All Weather. Такие покрышки учитывая, что в Беларуси последние годы не очень суровые зимы – это наиболее популярный тип шин среди частных автовладельцев легковых автомобилей.

Обозначение всесезонки

Зимние покрышки

Можно ли ездить зимой на всесезонной резине

Всесезонка входит в перечень шин, допущенных к использованию зимой на дорогах в РБ и, если такие покрышки установлены на вашей машине, штраф платить не придется. Однако стоит понимать, что всесезонные шины разработаны для мягкого европейского климата и при температуре ниже – 5 -7 градусов мороза теряют свою эластичность, что приводит к снижению сцепления с дорогой.

Нужно ли весной менять зимнюю резину на летнюю по закону

Запрещает ли езду на зимней резине летом закон? Нет. Пока запрета по линии ГАИ в Беларуси нет. Но если говорить про безопасность на дороге, комфорт и экономию, то «переобуваться» весной нужно обязательно.

Почему надо менять зимнюю резину на летнюю

В идеале под каждый сезон – свои шины, их использование должно быть своевременным. С точки зрения экономии при езде на зимних покрышках летом интенсивнее износ, особенно у водителей кто любит агрессивный стиль вождения. За счет массивного протектора зимние шин тяжелее, соответственно увеличен расход топлива. Если ездите много, к зиме можете остаться без протектора. Как правило, зимняя резина еще и более шумная – минус для акустического комфорта.

Так же, важно понимать, что летом на раскаленном асфальте шины с зимним протектором ведут себя хуже, чем летние. Слишком мягкий состав резины на твердом покрытии ведет к увеличению тормозного пути, уменьшает степень сцепления и соответственно управляемость автомобилем.

При какой температуре рекомендуется менять зимнюю резину на летнюю

Летние шины рекомендуется использовать при температуре выше 7 градусов причем не только в дневные часы, но и ночью. Поэтому торопиться весной со сменой резины не стоит. Лучше дождаться, когда стабильно установиться теплая погода без минусовых температур по ночам. Так как в некоторые годы в Беларуси мокрый снег и заморозки могут быть и в начале мая, то вторая декада месяца оптимальное время для смены зимних шин на летние.

Штрафы за летнюю резину и недостаточную высоту протектора согласно ПДД

Согласно Кодексу РБ об административных правонарушениях, участие автомобиля в дорожном движении на летних шинах в зимнее время влечет предупреждение или наказание в виде штрафа. Размер штрафа за летнюю резину, а точнее за езду на летних и лысых шинах зимой привязан к ставке базовой величины. С 1 января 2021 года в Беларуси базовая величина равна 29 рублей.

Штрафы за езду на летних шинах в зимний период

  • если вас первый раз остановит инспектор ГАИ, отсутствие зимней резины на легковом автомобиле, участвующем в дорожном движении влечет предупреждение или наложение штрафа — до 1 базовой величины (до 29 бел.руб.); Согласно Статье 18.11. Часть 2. КоАП РБ
  • за повторное нарушение ПДД в течении года наказание установлено в размере — от 2 до 5 базовых величин (от 58 до 145 бел.руб.); Согласно Статье 18.11 Часть 8. КоАП РБ
  • совершение ДТП на автомобиле без зимней резины, повлекшее причинение легкого телесного повреждения или повреждение имущества наказание в виде штрафа – от 2 до 30 базовых величин (от 58 до 870 бел.руб) или лишение права управления транспортным средством сроком до 2 лет. Согласно Статье 18.16. Часть 1. КоАП РБ

Штрафы за лысую зимнюю резину

  • Остаточная высота протектора зимних шин, согласно ПДД Республики Беларусь, на автомобилях участниках дорожного движения должна быть не ниже 4 мм.

Летние шины должны иметь остаточную высоту протектора не менее: для легковых автомобилей — 1,6 мм, грузовых автомобилей — 1 мм, автобусов — 2 мм, мотоциклов и мопедов — 0,8 мм.

Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин механических транспортных средств, в сцепке с которыми они участвуют в дорожном движении.

Шина считается непригодной к эксплуатации, если появился один индикатор износа, расположенный по дну канавки протектора, при равномерном износе или два индикатора в каждом из двух сечений — при неравномерном износе беговой дорожки.

✔ Когда нужно переходить на зимнюю резину по закону в 2019-2020 в Беларуси

Пункт 207-1 ПДД гласит, что по правилам дорожного движения зимняя резина должна быть установлена на автомобиль не позже 1 декабря 2019 года и находиться на нём до 1 марта 2020 года, причем на всех колесах, а не только на ведущих.

Это относится к легковому и грузопассажирскому транспорту, а также автобусам массой до 5 тонн. Во всех случаях речь идет о технически допустимой общей массе, то есть максимальной, установленной производителем (с грузом, водителем, пассажирами).

Остаточная высота рисунка протектора не должна быть менее 4 мм. Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин механических транспортных средств, в сцепке с которыми они участвуют в дорожном движении.

Специалисты отмечают, что в зимний период летняя резина теряет свои качества, сцепление с дорогой становится более слабым.

Сотрудники ГАИ обращают внимание водителей также и на то, что зимой следует менять и стиль вождения. Рекомендуется избегать обгонов и высокой скорости, которые приводят к резким торможениям.

✔ Штрафы за езду на летних шинах зимой в 2019-2020 в Беларуси

В 2019 году за использование летних шин зимой предусмотрена административная ответственность по статье 18.12 КоАП Республики Беларусь – нарушение правил эксплуатации транспортного средства:

  • в первый раз вам грозит предупреждение либо штраф до одной базовой величины (до 25 руб. 50 коп.);
  • за повторное такое правонарушение, совершенное в течение года, можно заплатить от двух до пяти базовых (до 127 руб. 50 коп.);
  • совершение ДТП на автомобиле на летней резине, повлекшее причинение легкого телесного повреждения или повреждение имущества, заплатите штраф в размере от трех до 30 базовых величин (от 76,5 до 765 руб) или лишение права управления транспортным средством сроком до 2 лет.

✔ Штрафы за езду на лысой резине зимой в 2019-2020 в Беларуси

Предусмотрен штраф и для тех водителей, на автомобилях которых установлены изношенные шины.

Если высота рисунка протектора менее 4 миллиметров, водитель может получить предупреждение либо штраф в размере 1 базовой величины – 24,5 рублей.

В случае совершения повторного в течении одного года нарушения, предусмотрена ответственность по части 9 Статьи 18.12 КоАП РБ и повлечёт наложение штрафа в размере от 2 до 5 базовых величин (от 51 до 127.5 бел.руб.).

✔ Можно ли ездить зимой на всесезонной резине по закону 2019-2020 в Беларуси

В отдельную группу нужно выделить водителей, использующих так называемую всесезонную резину, которая предназначенна для эксплуатации в течение всего года.

Всесезонка может эксплуатироваться в зимние месяцы только в том случае, если она имеет соответствующую маркировку "М+S", "M&S", "M.S", "M S" или All seasons.

В противном случае эксплуатация всесезонной резины в зимние месяцы не допускается. Отметим, что всесезонная резина разработана для мягкого климата и при температуре ниже минус 5 градусов теряют свою эластичность, что приводит к снижению сцепления с дорогой.

В ГАИ отмечают, что с наступлением холодов на дорогах страны учащаются аварии. Поэтому зимние шины – это не прихоть ГАИ, а нормальная практика жизни. Также дорожная милиция напоминает, что к нарушителям будут применять штрафные санкции!

СМИ и автомобильные порталы, начиная с конца сентября напоминают автовладельцам о необходимости замены летней резины на зимнюю. Опытные водители и сотрудники Госавтоинспекции советуют это делать при похолодании до +5+8°C. Летние колеса при низких температурах становятся жесткими и не способны гарантировать надежное сцепление с дорогой.

Содержание

Законодательство республики Беларусь о сроках смены зимних и летних шин

Многие автовладельцы не знают о вступлении в силу с 1 января 2015 года Техрегламента Таможенного союза (ТС) «О безопасности колесных транспортных средств». Документ содержит приложение №8, утверждающее требования к сезонности автошин.

Техрегламент обязывает иметь зимние шины всем участникам дорожного движения, передвигающимся на легковых авто, в период с декабря по февраль включительно. В связи с участием Беларуси в Таможенном союзе это правило распространяется на всю территорию страны. Необходимые изменение в ПДД РБ были внесены в 2014 году и вступили в силу с 1 января 2015 года.

Закон обязывает в срок до 1 декабря переобуть машину в зимние шины, а с 1 марта разрешается вернуться к летней резине. Если этот порядок не соблюдается сотрудники ГАИ вправе выписывать штрафные санкции. О размерах штрафов за «неправильную» резину написано ниже.

Какие шины можно использовать в зимний период на дорогах Беларуси

Зимние шины классифицируются как изделия, изготовленные из фрикционной или нефрикционной резины (шипованные покрышки). Они предназначены для использования при низкой температуре воздуха в условиях заснеженных и обледенелых дорог. Протектор зимних фрикционных шин отличается наличием большого числа ламелей (глубокие прорези), создающих сцепление с дорожным покрытием. Автолюбители зовут их «липучки».

Такая резина создается из специального эластичного материала, не теряющего свойства на холоде и гарантирующего надежное сцепление с трассой. Проведенные испытания показывают, что по сравнению со всесезонными аналогами зимние шины на 50-60% лучше держат сцепление с покрытой льдом и снегом дорогой. В случае установки шипованной резины транспортное средство должно быть оборудовано соответствующим знаком, образец которого представлен в ПДД.

Важно! Автомобили с шипованной резиной не могут проходить техосмотр в диагностических центрах по причине наличия особого состава на роликах тормозных стендов, наносимого для более сильного сцепления с покрышками. Шипы повышают вероятность его повреждения.

С 1 ДЕКАБРЯ по 1 марта белорусы должны ездить только на зимней резине. Одни выбирают традиционную «липучку», другие предпочитают шипованную — для пущей безопасности. Так поступил и Анатолий, наш читатель из Ушачского района. Но, как оказалось, у безопасности проявился побочный эффект. Анатолий попал в ДТП, виновным признан водитель, который ехал позади и не соблюдал безопасную дистанцию. Машина получила серьезные повреждения, а в выплате возмещения Анатолию в страховой компании отказали якобы потому, что на его машине отсутствует знак «шипы». Так ли это?


САМЫЕ первые шипованные шины появились во Франции еще в 1933 году и получили широкое распространение, ведь с ними автомобиль в условиях гололедицы вел себя более уверенно. Это новшество по достоинству и оценили водители. Но в 1975-м в ряде стран шипованную резину запретили из соображений все той же безопасности. Было доказано, что в канавках, оставленных шипами на льду, собирается вода, образуется пленка и резко возрастает риск аквапланирования, когда шина буквально едет по воде, отделяющей ее от дорожного покрытия. Опасность ситуации в том, что транспортное средство теряет управляемость.

Тем не менее использование ошипованной резины в Беларуси, как и в России, разрешено. Нет запретов в Латвии, Литве, Норвегии, Великобритании – там, где зимы более суровые и длительные. В Австрии на такой резине могут ездить только транспортные средства весом до 3,5 тонны. При этом действует ограничение скорости: до 100 — на автобанах и до 80 километров в час – на других дорогах. Другим транспортным средствам запрещено «обуваться» в шипы, но если на дорогах снег или гололедица, они обязаны на колеса надевать цепи. Разрешены шипы и в Бельгии, только при этом водителям придется снизить скорость еще больше: 90 км/час на автомагистралях и всего 60 – на других дорогах.

Водитель грузовика, насмерть сбивший школьников в Японии, признался, что был пьян

В Германии, Польше, Португалии, Нидерландах, Чехии «зубастые» шины вне закона, но не столько из-за безопасности, сколько из-за состояния дорожного покрытия: шипы его сильно повреждают. И если возникнет необходимость из Беларуси добраться до Австрии транзитом через Польшу, а на авто шипованная резина, чуда ждать не придется. Вас попросту не впустят в Польшу.

Следует понимать, что отличается такая резина от обычных «липучек» не только присутствием шипов противоскольжения, количество которых достигает 150 штук в одной шине. На обледенелых участках она обеспечивает лучшее сцепление с дорогой и, соответственно, максимально эффективное торможение. Без нее сложно обойтись жителям небольших населенных пунктов, где заснеженные улицы, заледенелые спуски и подъемы вполне обычное явление. По результатам исследований при скорости 60 км/час на снегу тормозной путь сокращается на 2—3 метра, а на льду – до 10 метров по сравнению с обычной зимней резиной без шипов. Поэтому вполне резонно предупредить позади едущих водителей о том, что, пока они будут тормозить, вы уже встанете как вкопанный. Тем более что шипы могут выпадать и на скорости влетать в лобовое стекло позади идущего транспорта. Только предупреждать нужно не жестами или «аварийкой» — специальной наклейкой с буквой «Ш», которая крепится сзади машины, обычно на стекле. Это требование белорусских ПДД. За отсутствие этого знака «Ш» придется заплатить штраф 0,5 базовой величины.

В Жлобинском районе легковушка врезалась в лося – водитель пострадал

Несмотря на явные преимущества, шипованная резина может доставить автовладельцу немало хлопот. Первые полтысячи километров на совершенно новеньких шинах следует избегать всякого лихачества на дороге и уж тем более резких маневров, так как происходит обкатка, и шипы будут поудобнее усаживаться в своем гнезде. К тому же эта резина более шумная – это вы почувствуете сразу, как только переобуетесь. Придется смириться — ничего не поделаешь. Гораздо хуже, что сами шины бывают небезопасными. Например, на голом асфальте коэффициент сцепления гораздо ниже, машина начинает скользить, в результате тормозной путь становится длиннее. Поэтому следует зарубить на носу: чем лучше машина тормозит на льду, тем хуже себя ведет на чистом асфальте.

ЧТО будет, если машина на шипованной резине попадет в ДТП? На определение виновной и пострадавшей стороны отсутствие знака «Ш» никак не повлияет: в первую очередь сотрудники Госавтоинспекции изучат объективные причины происшествия. Если водитель не виноват в ДТП, отсутствие наклейки «Ш» повлечет лишь штраф, но не более того. Что касается выплаты страховки, в Белгосстрахе нам пояснили, автовладелец ее получит при единственном условии: водитель транспортного средства должен быть невиновным в случившемся ДТП – это должно быть указано и в справке, выданной сотрудником ГАИ.

Первые правила дорожного движения, действовавшие на территории Беларуси, были утверждены министром путей и сообщения Российской империи князем Хилковым в 1896 году. Постановление «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах» вводило 12 обязательных требований, среди которых были предусмотрены нормативы к размеру и состоянию тогда ещё железных шин.

Сто лет спустя Кабинет министров РБ утвердил первые национальные правила дорожного движения нашего государства. В 2003 году Правила были переработаны, после чего они претерпели шесть изменений. В сравнении с предыдущими редакциями, актуальные Правила закрепляют обязанность автовладельцев устанавливать зимнюю резину с 1 декабря по 1 марта. Ранее эта норма носила рекомендательный характер.

Причём зимними шинами должны быть оборудованы все четыре колеса транспортного средства независимо от реальных погодных условий. Связано это с тем, что в случае установки зимних шин только на переднюю или заднюю ось автомобиля возникает риск заноса или разворота. Вместе с тем допускается различие в рисунках протектора разных осей. Однако шинные производители настоятельно не рекомендуют эксплуатировать две разные модели зимних шин: только одинаковые протекторы на обеих осях гарантируют наиболее предсказуемое управление автомобилем.

Согласно ПДД, зимние шины имеют маркировку «М+S», «M&S», «M.S», «M S», «All seasons» или знак в виде горы с тремя пиками со снежинкой внутри. Но необходимо понимать, что лишь последний вариант маркировки указывает на специализированные зимние шины, которые прошли соответствующие испытания в реальных условиях. Остальные варианты относятся к всесезонным шинам, чьи эксплуатационные свойства достаточно сильно уступают характеристикам сезонных моделей.

Наконец, необходимо знать, что остаточная высота элементов протектора у зимних шин не должна быть меньше 4 миллиметров. Норма также распространяется на прицепы, передвигающиеся в сцепке с транспортными средствами.

Читайте также: